Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:41, реферат
Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка. В данной работе мы рассмотрим существующие функциональные стили русского языка, приведем примеры и попробуем разобраться, почему стили русского языка называют функциональными.
Введение
1. Функциональные стили русского языка и их значение
2. Виды функциональных стилей русского языка. Их общая характеристика
3. Особенности и нормы функционального стиля русского языка
Заключение
Библиография
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
По дисциплине: Русский язык и культура речи
На тему: Функциональные стили русского языка (общая характеристика)
Работу выполнил
студент гр. БТРз-101
Делов М.Ю.
Номер зачетной книжки
ИЗО/12/55
Проверил: доц.Коновалова Е.Ю.
Тольятти 2012 г.
Оглавление
Введение
1. Функциональные стили русского языка и их значение
2. Виды функциональных стилей русского языка. Их общая характеристика
3. Особенности и нормы функционального стиля русского языка
Заключение
Библиография
Введение
Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Языковые средства, используемые при создании того или иного стиля, делятся на две стилистические группы: на средства, употребляемые в узких сферах применения языка, и на средства, отражающие отношение к самим словам.
К стилистическим средствам,
которые употребляются в узких
сферах применения языка, относятся: историзмы,
диалектизмы, просторечия, жаргонизмы,
профессионализмы, т. е. территориально ограниченные и социально ограниченные
языковые средства. Их стилистическая
роль заключается в придании речи местного
(диалектного) или профессионально-
К стилистическим средствам, выражающим отношение к словам, относятся: эмоционально окрашенные (экспрессивные) и стилистически окрашенные выражения. Эмоционально окрашенные слова выражают отношение к предметам: уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное, бранное и др., например: кляча, брякнулся, неказистый. Стилистически окрашенные слова выражают отношение к слову: разговорное, просторечное, народно-поэтическое, грубо-просторечное, высокое, сниженное, например: отечество, отчизна — высокое, мазюкатъ — просторечное, изречь - шутливо-ироническое, фонарь («синяк») — грубо-просторечное, скопище — пренебрежительное и др.
Стиль создаётся сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определённый набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.
Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка.
В данной работе мы рассмотрим существующие функциональные стили русского языка, приведем примеры и попробуем разобраться, почему стили русского языка называют функциональными.
Общение людей неоднородно. Речь учителя на уроке, задание, которое дает рабочим мастер, речь телеведущего, речь адвоката в суде, доклад на семинаре, личное письмо другу— все эти речевые разновидности (жанры) выполняют разные задачи. Поэтому различен их язык, их речевая форма. Язык существовал вначале только в устной форме, главном и естественном своем качестве. На этом этапе своего развития он выполнял только функцию общения. Потом появляется необходимость заключать договоры с соседями, и в ответ на это формируется деловая речь, т.е. развивается официально деловая функция языка. Возникают и другие потребности — обобщить информацию и передать знания (формируется научный стиль), сообщить новую информацию, призвать к чему либо (формируется -публицистический стиль). Письменно закрепляется словесно-творческий опыт поколений, писатели и поэты развивают эстетическую функцию языка (формируется язык художественной литературы). Каждая функция требует от языка особых качеств, например объективности, точности или, напротив, образности, эмоциональности. И язык постепенно вырабатывает эти качества. Так происходит развитие языка, формирование в нем функциональных стилей.
Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Если считать, что стилю свойственны пять функций (среди ученых нет единогласия по поводу количества функций, присущих языку), то выделяются пять функциональных стилей:
- разговорный;
- официально-деловой;
- научный;
- публицистический;
- художественный.
Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, начертать законы, отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.
Выполнение стилем той или иной функции — эстетической, научной, деловой и т. д. — накладывает глубокое своеобразие на весь стиль.
Каждая функция — это определенная установка на ту или иную манеру изложения — точную, объективную, конкретноизобразительную, информативно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях, деловая тяготеет к обобщенным названиям, художественная предпочитает конкретность, изобразительность.
Однако стиль — это не только способ и манера изложения. За каждым стилем закреплен и свой круг тем, свое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловая речь обслуживает суд, право, дипломатию, отношения между предприятиями и т. д. Публицистическая речь тесно связана с политикой, пропагандой, общественным мнением.
Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в художественной литературе для создания определенного эффекта (в том числе и комического).
Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними.
Стилеобразующий фактор
выражается в том, что стиль выбирает
говорящий или пишущий
Стиль может представлять и отдельное слово, оно может быть нейтральным по стилю, может быть стилистически ярко окрашено. Это может быть сочетание слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной окраски, но сочетание слов и интонация выдают настроение человека.
Одним из важных требований к говорящему выступает требование различать функциональные разновидности языка и свободно пользоваться любой из них. При этом нужно четко представлять, что любая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения. Отличие такой нелитературной формы языка, как просторечие, от литературного языка состоит в том, что носители первого из них не различают или плохо различают разновидности языка. Попадая, например, в официально-деловую обстановку, носитель просторечия будет стремиться говорить не так, как он привык говорить дома, но и как говорить именно в данной ситуации, он точно не знает.
Культура владения разными
функциональными
Далее мы конкретно рассмотрим каждый из отдельных стилей.
Итак, выше нами было рассмотрено, что выделяются 5 функциональных стилей русского языка. В таблице отображена краткая характеристика каждого стиля, из которой видно различия между ними.
Стиль |
Употребление |
Цель |
Форма реализации |
Разговорный |
Обыденная речь, беседа |
Общение, обмен впечатлениями, мыслями |
Диалог |
Официально-деловой |
Переписка учреждений с гражданами, друг с другом и др. |
Информация |
Монолог |
Научный |
Научные труды, исследовательская работа |
Сообщение о научных результатах, их объяснение |
Монолог |
Публицистический |
Агитационно-массовая работа |
Воздействие на слушателей и читателей |
Монолог (устный или письменный) |
Художественный |
Словесно-художественное творчество |
Воздействие на читателей с помощью созданных образов |
Драма, поэзия, проза |
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Разговорный стиль употребляется в обыденной речи, в беседах. Цель разговорного стиля — общение, обмен мыслями, впечатлениями. Обычная форма реализации этого стиля — диалог.
Для осуществления подлинно разговорной речи необходимы три условия. Первое из них — отсутствие официальных отношений между участниками общения. Одно дело разговор с приятелем, другое — с учителем, директором, вообще с малознакомым человеком. Сравним две реплики:
— Здорово, Юрка, проснулся?
— Здравствуйте, Юрий. Извините, что звоню так рано. Не разбудил ли я вас?
Официальные отношения между говорящими резко меняют стиль общения, лексику, форму обращения, строй предложений. Поэтому подлинно разговорная речь возможна в том случае, если между говорящими существуют неофициальные отношения.
Второе условие осуществления собственно разговорной речи — непосредственность общения. Говорящий прямо и непосредственно обращается к собеседнику. Между ними нет посредников. Каждый непосредственно реагирует на реплики другого. И именно непосредственность общения отличает диалог в художественном произведении от диалога в собственно разговорной речи. Вот, например, отрывок из рассказа А. И. Куприна "Интервью":
— Я сотрудник газеты "Сутки" — Бобкин... Вот моя карточка. Многочисленные читатели нашей газеты давно горят желанием узнать, над какой новой пьесой работает теперь ваше гениальное перо. Какие новые жгучие образы лежат в вашем неистощимом портфеле...
— Фу-ты — тяжело вздыхает Крапивин. — Ничего я не пишу. Никакие не образы... Отвяжитесь вы от меня... господин Трепкин.
— Ну, хоть не содержание, а только заглавие, — молит медовым голосом репортер.
— И заглавия нет никакого "Суматоха в коридоре, или Храбрый генерал Анисимов"... "Жучкина подозрительность"... "Две пары ботинок и ни одного шофера"... "Красавица со шпанской мушкой". Молодой человек, оставьте меня в покое. Я вам это серьезно советую в ваших же интересах. Уйдите, господин Дробкин.
— Ха-ха-ха, — смеется подобострастно репортер и быстро чиркает что-то в записной книжке. <...>
Яркий, живой диалог. Однако
кроме говорящих в нем
Естественная же разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная. И это третье обязательное условие, необходимое для подлинной разговорной речи. Для нее характерны переспросы, перебивы, неполнота, вставки типа «Ты... это самое... физикой будешь заниматься?», заполняющие паузы и позволяющие подобрать нужное слово. Все это — следствие неподготовленности разговорной речи.
Таким образом, разговорную речь можно определить как неофициальную речь в условиях непосредственного общения, следовательно, заранее не подготовленную, диалогическую, устную.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Этот стиль употребляется
в официально-деловой сфере —
в переписке граждан с
Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, объявление, акт, протокол, инструкция и др.
Информация о работе Функциональные стили русского языка (общая характеристика)