Функциональные стили русского языка (общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка. В данной работе мы рассмотрим существующие функциональные стили русского языка, приведем примеры и попробуем разобраться, почему стили русского языка называют функциональными.

Содержание работы

Введение

1. Функциональные стили русского языка и их значение

2. Виды функциональных стилей русского языка. Их общая характеристика

3. Особенности и нормы функционального стиля русского языка

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

КР Функциональные стили русского языка (общая характеристика).doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

В официально-деловом  стиле по преимуществу используются нейтральные языковые средства, слова  в прямом значении. Широко употребляются  стандартные выражения (принимая во внимание и др.), составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развёрнутые предложения. В официально-деловом стиле обычно не допускается употребление экспрессивных речевых средств. Официально-деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование. В официально-деловом стиле используются специальные слова: дипломатические, общественно-политические, юридические.

«Я являюсь владельцем квартиры, по адресу: г. Санкт-Петербург,  
ул. Байконурская, д. 7 корп. 1, кв. 55. По вине ответчика, проживающего этажом выше, неоднократно заливалась моя квартира, что подтверждено актами домоуправления № 66 от 04.02.03г., от 05.02.03г., от 06.02.03г. и от 13.03.03г. Вследствие неоднократного залива моей квартиры, по вине Степановой А.М., было повреждено потолочное покрытие и испорчены обои на кухне, в ванной комнате на стенах образовались следы протечки. Мне нанесен материальный ущерб в сумме 3 (три) тысячи 208 (двести восемь) рублей 00 копеек, что подтверждается сметой №159 от 02.04.03г. «Ремонта помещения по устранению последствий протечки» ООО Строительная компания «Дальпитерстрой».

Я неоднократно предлагал  ответчику самостоятельно устранить  ущерб, нанесенный моему имуществу  его халатными действиями. Добровольно устранить последствия, нанесенного мне ущерба, Степанова А.М. отказалась.

Степановой А.М. мне  в грубой форме было заявлено, что  я мешаю ей жить и если не перестану  надоедать своими проблемами, то в  отношения меня она предпримет соответствующие  меры.

Исходя из вышеизложенного в  соответствии со ст. 1064 ГК РФ….»

 

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Научный стиль употребляется в научных трудах, исследовательских работах. Цель разговорного стиля — сообщение о  научных результатах, их объяснение. Обычная форма реализации этого стиля — монолог.

Сфера применения научного стиля очень  широка. Это один из стилей, оказывающий  сильное и разностороннее влияние  на литературный язык. Непрекращающийся научно технический прогресс вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, инвестор, транш, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход.

Эта разновидность литературного  языка употребляется в научных  трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.

Цель научного стиля — сообщение, объяснение научных результатов. Обычная  форма реализации этого стиля  — монолог. В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

В научном стиле широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе  термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создаётся упорядоченная связь (для чего применяются, например, вводные слова); конструкция с обобщающими родовыми наименованиями. Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются очень редко.

В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

«Директор института  проблем глобализации, декан М. Делягин в статье “Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики” в качестве наиболее серьезных опасностей для развития человечества выделяет следующие:

- растущая нестабильность – как финансовая, так и политическая;

- массовая нищета принимает застойный характер не только в отдельных странах, но и в целых регионах земного шара и отсюда экстремизм и необратимая деградация окружающей среды;

- возникновение непреодолимого  и обусловленного, прежде всего  технологически разрыва между  развитыми странами и остальным миром, ведущего к образованию “двух человечеств”

В настоящее время  стержнем мировой экономики являются США (30% мирового ВВП) и финансовой мировой  системы (доллар всеобщая резервная  валюта). Американским гражданам и  корпорациям принадлежит 55% всех выпущенных в мире акций, отсюда следует, что вопрос устойчивости мировой экономики практически полностью сводится к ситуации в данной стране.»

 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль употребляется в агитационно-массовых работах. Цель разговорного стиля — воздействие на слушателей и читателей. Форма реализации этого стиля — монолог (устный или письменный).

Публицистика, которую  называют летописью современности, так как она во всей полноте  отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.

Однако при всей их близости публицистика — словесное искусство особого рода, она принципиально отличается от художественной литературы. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ.

Этот стиль употребляется  в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля — воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах. В публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

Обычная форма реализации данного стиля — устный или письменный монолог. В публицистическом стиле широко используются, помимо нейтральных, высокие, торжественные слова и фразеологизмы (держава, воспрянуть, преодоление, стоять насмерть и др.), эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т. д. В соответствии с основной целью данного стиля в нём употребляются общественно-политические и морально-этические слова и фразеологизмы (например: депутат, обороноспособность, вежливость, сострадание, чёрное золото и др.).

Публицистический стиль  реализуется в форме публицистической статьи, очерка, выступления, памфлета, фельетона.

«На прошлой неделе несколько  молодых людей в шинелях  избили Марину Соболеву, мать нахимовского курсанта, пожаловавшегося на дедовщины в знаменитом училище. Произошло это вскоре после того, как комиссия ВМФ во главе с адмиралом Захаренко не нашла у нахимовцев дедовщины. Молодые люди, видимо решившие защитить честь армии, били хорошо поставленными ударами: у женщины сломан нос и сотрясение мозга. Не так давно Борис Немцов заявил, что в прошлом году от дедовщины в Российской армии погибло свыше 2000 человек. Главная военная прокуратура опровергла данные Немцова и заявила: цифры значительно меньше. По ее данным, от дедовщины погибли: в 1998 году – 62 человека, в 1999-м 71, в 2000-м – 68, в 2001-м – 81. …….»

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ (СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Художественный  стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель разговорного стиля — воздействие на читателей с помощью созданных образов. Форма реализации этого стиля — драма, поэзия, проза.

Язык художественной литературы — своеобразное зеркало  литературного языка. Богата литература — значит богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней возможности национально­го языка представлены в наиболее полном и чистом развитии.

Художественный стиль  отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией. Если разговорная речь выполняет коммуникативную функцию — функцию непосредственного общения, научный и официально-деловой — функцию сообщения, то художественный стиль выполняет эстетическую функцию, функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя.

Художественный стиль (стиль художественной литературы) употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель художественного стиля  — воздействие с помощью созданных  образов на чувства и мысли  читателей и слушателей.

Художественный стиль  предполагает предварительный отбор  языковых средств. В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства. Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры).

«В тот день, когда  ужасный разгром русского флота у острова Цусима приближался к концу и когда об этом кровавом торжестве японцев проносились по Европе лишь первые, тревожные, глухие вести, — в этот самый день штабс-капитан Рыбников, живший в безымянном переулке на Песках, получил следующую телеграмму из Иркутска: «Вышлите немедленно листы следите за больным уплатите расходы». Штабс-капитан Рыбников тут же заявил своей квартирной хозяйке, что дела вызывают его на день на два из Петербурга и чтобы поэтому она не беспокоилась его отсутствием. Затем он оделся, вышел из дому и больше уж никогда туда не возвращался.»

 

 

 

 

3. Особенности и нормы  функционального стиля русского языка

 

 

Можно выделить три особенности функционального стиля:

1) каждый функциональный  стиль отражает определенную  сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;

2) каждый функциональный  стиль характеризуется определенными  условиями общения — официальными, неофициальными, непринужденными и  т.д.;

3) каждый функциональный  стиль имеет общую установку,  главную задачу речи.

Эти внешние (экстралингвистические) признаки определяют языковой облик  функциональных стилей.

Первая особенность  заключается в том, что каждый из них располагает набором характерных  слов и выражении. Так, обилие терминов, специальной лексики в наибольшей степени характеризует научный стиль. Разговорные слова и выражения свидетельствуют о том, что перед нами разговорная речь, разговорно-бытовой стиль. Художественная речь изобилует образными, эмоциональными словами, газетно-публицистическая — общественно-политическими терминами. Это не значит, конечно, что функциональный стиль сплошь состоит из характерных, специфичных для него слов. Напротив, в количественном отношении доля их незначительна, но они составляют самую существенную ее часть.

Основная же масса  слов в каждом стиле — это нейтральные, межстилевые слова, на фоне которых  и выделяется характерная лексика  и фразеология. Межстилевая лексика  — хранительница единства литературного  языка. Будучи общелитературной, она  объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки. Характерные же слова составляют языковую специфику стиля. Именно они определяют его языковой облик.

Общими для всех функциональных стилей являются и грамматические средства. Грамматика языка едина. Однако в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции, оказывая предпочтение тем или иным из них. Так, для официально-делового стиля, который отталкивается от всего личностного, весьма характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится, справки выдаются, обмен денег проводят). Научный стиль предпочитает прямой порядок слов в предложениях. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Однако и по от­ношению к лексике, и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном, а об относительном закреплении за тем или иным стилем. Характерные для какого-либо функционального стиля слова и грамматические конструкции могут быть употреблены и в другом стиле.

В языковом отношении  функциональные стили различаются  и с точки зрения образности, эмоциональности. Возможности и степень образности и эмоциональности в разных стилях неодинаковы. Эти качества не характерны в принципе для научного и официально-делового стилей. Однако элементы образности, эмоциональности возможны в некоторых жанрах дипломатии, в полемических научных сочинениях. Образны даже некоторые термины. Например, странная частица в физике называется так потому, что она действительно ведет себя необычно, странно.

Другие функциональные стили более благосклонны к эмоциональности  и образности. Для художественной речи это одна из главных языковых особенностей. Художественная речь образна по своей природе, сущности. Иной характер имеет образность в публицистике. Однако и здесь это одно из важных слагаемых стиля. Вполне предрасположена к образности и особенно к эмоциональности и разговорная речь.

Важная характеристика функциональных стилей — степень индивидуализированности речи. Любая речь в той или иной мере стандартизирована. Нам, например, не надо изобретать формулы приветствия, прощания. Они существуют в готовом виде (здравствуй, прощай, до свидания, привет). Своеобразные правила речевого поведения, правила построения текста существуют в каждом функциональном стиле. И они облегчают пользование языком, экономят речевые усилия. Но, с другой стороны, речевая стандартизация ограничивает свободу самовыражения, индивидуальность речи. Вот по этим взаимосвязанным и взаимопротивопоставленным признакам — степени стандартизованности и степени индивидуализированности речи — и различаются функциональные стили.

Информация о работе Функциональные стили русского языка (общая характеристика)