Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:30, контрольная работа
Гиппий родился в пятом веке до нашей эры. Он относился к числу древнегреческих софистов, младший современник Протагора. Он был старшим сыном Писистрата и, как утверждает традиция, наиболее способным к политике из его сыновей. Был прославлен как знаток математики, естествознания, музыки, этнографии, за что приобрел прозвище «многознающий» (Полигистор). В математике Гиппий был известен предложенным решением задачи трисекции угла и квадратуры круга. Сочинения Гиппия не сохранились. Брал за обучение немалые деньги, прославился умением произносить речь на любую тему без предварительной подготовки. Сведения о нем дают платоновские диалоги Гиппий Больший и Гиппий Меньший .
1.Гиппий…………………………………………………………………..3
2 Политическая риторика
2.1Что такое риторика………………………………………………………7
2.2 Судебное совещательное и торжественное красноречие……………10
2.3 Виды политической речи………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………..…15
Список использованных источников …………
Муниципальное образовательное учреждение
Южно-Уральский профессиональный институт
Кафедра Бухгалтерский учет, анализ и аудит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Риторика
Гиппий
Политическая риторика
2009
Оглавление
1.Гиппий…………………………………………………………
2 Политическая риторика
2.1Что такое риторика………………………
2.2 Судебное совещательное и
торжественное красноречие……………
2.3 Виды политической речи……………………
Заключение ……………………………………………………………..…15
Список использованных источников ………………………………..….16
1. Гиппий
Гиппий родился в пятом веке до нашей эры. Он относился к числу древнегреческих софистов, младший современник Протагора. Он был старшим сыном Писистрата и, как утверждает традиция, наиболее способным к политике из его сыновей. Был прославлен как знаток математики, естествознания, музыки, этнографии, за что приобрел прозвище «многознающий» (Полигистор). В математике Гиппий был известен предложенным решением задачи трисекции угла и квадратуры круга. Сочинения Гиппия не сохранились. Брал за обучение немалые деньги, прославился умением произносить речь на любую тему без предварительной подготовки. Сведения о нем дают платоновские диалоги Гиппий Больший и Гиппий Меньший .
По сообщениям античных авторов, Гиппий держал своих наемников в жесткой дисциплине и старался убедить младшего брата смирить свое легкомысленное поведение, однако не сумел: домогательства последним молодого Гармодия стали основанием заговора, жертвой которого пал Гиппарх и едва не пал Гиппий. После гибели Гиппарха в 514 г. Гиппий переходит к политике репрессий, в частности вновь прогоняет из Афин Алкмеонидов во главе с Клисфеном, которые со своей стороны начинают борьбу против тирании; их попытка закрепить местечко Лепсидрий оканчивается провалом; выбитые из Лепсидрия, Алкмеониды подкупают Дельфийский оракул, который приносит спартанцам повеление свергнуть тиранию. Первый поход спрартанцев (в 511 или 510 г.) Гиппию получилось отразить с поддержкой союзной фессалийской конницы, при чем в бою погиб спартанский царь Анхимолий. Яростные этим спартанцы немедленно отправили допотопное войско, во главе с царем Клеоменом, к которому пристроились и афинские противники тирании. Гиппий был осажден на акрополе. Как утверждает Геродот, он обладал все возможности перенести
осаду, однако боясь за судьбу детей, попытался ночью неприметно удалить их из Афин; дети были перехвачены спартанцами, и в результате Гиппию привелось сдаться и оставить Афины. Гиппий направился в Сигей (в Троаде, где правил его сводный брат Гегесистрат. В 508 до н. э. произошло восстание афинян против олигархии Исагора и спартанской интервенции, и спартанцы подоспевают к мысли возобновить тиранию Гиппия; однако это предприятие терпит неудачу из-за несогласия всех союзников участвовать в походе. Гиппий снова возвращается в Азию и принимается упорно интриговать при дворе персидских сатрапов Лидии и самого персидского царя Дария I, стараясь возвратиться в Афины с персидской помощью. В 490 до н. э. Гиппий, уже глубокий старик, участвует в персидской экспедиции против Афин; собственно он ведет персов и указывает им в качестве места лагеря Марафонскую равнину, где персы и потерпели поражение в Марафонской битве. В том же году Гиппий умирает. Как было настрочено выше кто и что собой предствавляет Гиппий можно познать прочитав платоновские диалоги «Гиппий Большой и Гиппий малый. В «Гиппии большом» Гиппий ведет диалог с Сократом о том, что значить понятие слова - прекрасное. Подобая написанным диалогам можно обусловить всю степень ума или интеллекта того или иного собеседника. Но прежде всего можно заметить, что Гиппий не столько философ или обладатель немалых способностей к оратории, как просто напросто внимательный слушатель, с быстрым мышлением и способностью оперировать услышанным, произносить на поставленный вопрос формулировку сходную же и согласную с задаваемым вопросом. Так, например, возьмем отрывок из диалога Сократа и Гиппия: Гиппий умеющий, изъясняться на «массы», обладал всеми приемами ораторской речи, был способен донести и вселить каждому или почти каждому человеку свои мысли и прежде всего то, что нужно было в то время. Причем делалось все это не бескорыстно. Гиппий- древнегреческий софист, вел жизнь странствующего учителя и часто выполнял посольские миссии своего
родного города.Он брался обучать учеников. В большинстве своем ему приходилось доносить до людей исторические Эллады, так как людям легче воспринимать прошлое, нежели задумываться о истинном и размышлять и «строить» планы на будущее. Что в свою очередь не исключительно огорчало Гиппия. Гиппий так же учил своих учеников таким наукам как математика, музыка, естествознания, этнографии. Антропологические и этические воззрения представителей древнегреческой философии (Сократ ,Демокрит, софисты, Аристотель ,Платон, стоики и эпикурейцы). История софистики разделяет на два периода. Первый соединен с деятельностью “старших софистов”. К ним относятся Георгий, Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонт . Второй этап - деятельность “младших софистов”: это Фразимах ,Алкидам, Ликофрон. История характеризуется буйными спорами между самими софистами, как между ними и их противниками - Сокритом, сократиками, а далее и Платоном. Две проблемы значительнее всего занимали спорящих: общество, гос-во и нравственность, с одной стороны, природа и познание с другой. Но все это - на фоне размышлений о человеке. Всем этими науками он владел, так хорошо, как казалось хорошо в то время. В результате можно сделать вывод, что Гиппий не смотря на, в некотором смысле, комичные диалоги с Сократом, представленные Платоном, являлся величайшим мастером ораторской речи, способным заставить слушателя признать правоту сказанного им.
Накладываясь на
Стало быть, и всякое законодательство обусловленно … не природой, а искусством; вот почему его положения и далеки от истины”. Универсальное противопостовление природы искусству разворачивается в трояком плане: в плане возникновения общества и гос-ва, законодательства, религии и веры в богов. Согласно теории Протагора, с одной стороны, искусство есть “божественный” дар, благодаря которому человек отличается от других животных, С другой - искусство само по себе способно преобразовать жизнь людей. Гегель писал, что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было “вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры”. Это был путь критики и сомнени, описанный впервые Протагором. “Он первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом”. Сократ. По словам Алкивиада, главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этиким - вопросы о том, как следует жить. Беседа Сократа, изображенная Платоном в первой книге “Гос-во”, посвящена понятию о “справедливости”. Теория выдвинутая Платоном состоит в том, что следует признать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумом человеческим не должно быть разногласий. Божественный мировый закон размещается в основе гос-ва и человеческих законов, которые, однако, могут отклонять от своего назначения в силу людского несовршенства. Сократ не допускает существующего: он опознает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; он вызывает исполнения обязанностей по отношению к отеческим богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д. Любое общество, основанное на антогонизме классов, чревато нравственными парадоксами. Моральное действие зачастую влечет аморальный результат. Разрешить этот парадокс в пределах этики невозможно - здесь требуется перестройка общественных отношений. Сократ же довольствовался призывом к
самосовершенствованию. Он по существу обернул добродетель в знание, знание того, что такое благо. Более того, надеясь на знание блага как необходимое и достаточное условие добродетели, Сократ не подмечает того, что знанием-то блага он как раз и не располагает. И это свидетельствует о бессилии его этического учения. Гос-во начинается потому, что каждый из людей не в силах ублаготворить свои потребности и принужден обращаться к помощи других - крестьянам, торговцам, ремеслиникам. Защита гос-ва от внутренних и внешних врагов обусловливает необходимость в сословии стражей - воинов, а нужды управления - в тех, кто захватил “царским искусством”, т.е. сознает идеалы справедливости и добра и способен их осуществлять. Для того, чтобы в гос-ве не сформировались “два гос-ва”, богатых и бедных, в высших сословиях частная собственность упразднена. Гос-во - сплоченное единство безличных существ, исполняющих свои социальные функции безотносительно к своим интересам, запросам, потребностям . Гос-во предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей - “общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования” качестве равноправных граждан, входят только свободные. После рождения дети отбераются у родителей и направляются в особое воспитательное учреждение, причем ни ребенок не знает своих родителей, ни они его. Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметному делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствовать возданию равным за равное; второй - распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общество. Учение о справедливости образует прямой переход к гос-ву. В
“Политике” Аристотеля общество и гос-во по существу не различаются. Ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона - выработать так, чтобы свободные не разбивалсь на враждующие лагеря. Из основоположений своей этики Эпикур вываживает учение о гос-ве (обществе). Общество представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь стремлением к удовольствиям, воздействует таким образом, чтобы не препятствовать другим. Из принципа удовольствия выводится понятие о справедливости, определяемое на основе общественного соглашения не вредить друг другу. По соображению Зенона - основателя данной школы - обычаи общества (гос-ва) общеприняты, но за ними находится “космос - огромное гос-во с единым гос. устройством и единым законом. . Но ограниченные местом гос-ва многочисленны по количеству и имеют различные, ни в коем образом не одинаковые устройства и законы”.Естественный разум предписывает, что следует делать и запрещает то, чего делать не следует. Это определяется тем, что трудно общаться со странами, размещенными в удаленных частях мира или на остравах и т.д. Выход - единение людей и богов в всеобъемлющем едином космосе. Есть основания считать, что Зенон подключал в понятие жизни, своеобразной с природой, также социальную справедливость . Но главное - это стремление к власти и богатству за счет других и вырастяющее отсюда взаимное недоверие. Его преемники же склонны думать, что существующий строй подключен в единый мировой процесс, и надежда на “золотой век” справедливости и равенства спутывается лишь с мировым пожаром, за которым последует в порядке времени, но опять-таки лишь на время, этот блаженный век.
2.Политическая риторика
Риторика – это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия – категория убеждения Только в приказе оно осуществляется напрямую, с опорой на силу, а при обмане и манипулировании недобровольность подчинения чужому слову скрыта от самого слушателя. . С одной стороны, сюда входят способы воздействия, связанные со скрытым или явным принуждением: манипулирование, обман, приказ. Все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя , а с другой стороны, слушатель может испытать вполне добровольное влияние и помимо убеждения. Речь, например, может производить хорошее впечатление, очаровывать, забавлять, но не убеждать.
Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота. Демократизация и публичность политики: проблемы приспособления и воспроизводства политических элит. История свидетельствует о том, что попытки народа (масс) взять в свои руки бразды управления государством в основном ограничивались революционным беспределом, переделом и разбазариванием частной собственности (как это было во время бархатной революции в Киргизии). Однако затем стабилизация обстановки непременно связывается с делегированием народом своей бесполезно растрачиваемой власти нескольким представителям; те, всвою очередь, или наводят порядок в государстве и обществе, или же создают лишь видимость реформирования и наведения порядка, что позволяет им удерживаться у власти до некоторых пор, пока на их место не придут новые реформаторы.. Во власть должны избираться «мастера» своего дела, способные не только управлять политическим механизмом, но и
поддерживать его в работоспособном состоянии, заботиться о нем, следить за его сохранностью, стабильностью функционирования и т.д. В этом, в частности, и заключается роль политических лидеров и участников. Как видим, избрание отдельных людей во власть является как бы вынужденным средством, т.к. иначе народ не смог бы организованно участвовать в управлении страной. Однако в таком случае возникает проблема возможности и методов контроля обществом тех, кого оно избрало в качестве собственных представителей, иначе – «ищи ветра в поле».
Проблема
контроля власти в
перестают реагировать на это, в результате чего возникает
ощущение, что политический выбор граждан с одной стороны, а власть и
управление с другой – совершенно разные, независимые друг от друга вещи.
Опыт постсоветских демократий показывает, что власть в демократизируемых обществах (при наличии всех формально необходимых механизмов формирования демократических органов власти) способна к самовоспроизводству не в меньшей степени, чем власть в монархических странах и тоталитарных государствах. Под первым подразумевается общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности. Под вторым - знаток теории красноречия, правил речевого мастерства, умеющий ими владеть и их преподавать, но не дерзающий вступать в реальные политические споры о судьбах государства. Конечно, случалось и единство профессиональных специализаций. Наиболее яркий пример тому - Цицерон, прославленный оратор, охотно обучавший приемам красноречия и размышлявший о них в диалогах об ораторском мастерстве. Однако в первую очередь Цицерон - политик и общественный деятель, именно политический оратор, а не ритор. Из-под пера учителей красноречия выходило много пособий под названием «Риторика». Они стремились классифицировать бытовавшие роды публичного слова и систематизировать приемы каждого из них. Через всю античность прошло различение трех основных родов красноречия: эпидектическое (торжественное), судебное, совещательное (симбулевтическое). Такую группировку определили особенности общественной жизни античности. Похвала, прославление героических деяний, а также надгробные плачи перешли постепенно в прозаическое слово из песнопений аэдов, являвшихся неотъемлемой частью жизни архаической Греции. Судопроизводство большинства греческих городов-республик основывалось на решении судей-присяжных, насчитывавших в