Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:30, контрольная работа
Гиппий родился в пятом веке до нашей эры. Он относился к числу древнегреческих софистов, младший современник Протагора. Он был старшим сыном Писистрата и, как утверждает традиция, наиболее способным к политике из его сыновей. Был прославлен как знаток математики, естествознания, музыки, этнографии, за что приобрел прозвище «многознающий» (Полигистор). В математике Гиппий был известен предложенным решением задачи трисекции угла и квадратуры круга. Сочинения Гиппия не сохранились. Брал за обучение немалые деньги, прославился умением произносить речь на любую тему без предварительной подготовки. Сведения о нем дают платоновские диалоги Гиппий Больший и Гиппий Меньший .
1.Гиппий…………………………………………………………………..3
2 Политическая риторика
2.1Что такое риторика………………………………………………………7
2.2 Судебное совещательное и торжественное красноречие……………10
2.3 Виды политической речи………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………..…15
Список использованных источников …………
торжественных случаях более 500, а порой и до 1500 человек. Понятно, сколь велика здесь роль обвинительной или защитительной речи. От этого зависело наказание обвиняемого, а порой и его жизнь. И все же большинство риторов и риторик согласны, что наивысший и наисложнейший род красноречия - симбулевтическое (совещательное) или политическое слово. В этих случаях «то, о чем люди совещаются или по поводу чего высказывают свое мнение ораторы, сводится, можно сказать, к пяти главным пунктам; они следующие: финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов и законодательство», - писал Аристотель. Такими и были в основном дела, выносившиеся в демократических полисах Греции и в античном республиканском Риме на обсуждение народных собраний. Отсюда и уважение, которым пользовались граждане, способные удержать внимание многотысячного народного собрания, убедить в разумности своего предложения, настоять на немедленном его утверждении. Так красноречие из свойства, от природы присущего многим людям, постепенно превратилось в профессию немногих, в незаменимое для античности орудие общественно-политического влияния и авторитета. Ведь только с помощью убедительной публичной речи можно было увлечь в едином порыве массу людей, донести до всех вместе и до каждого в отдельности необходимую мысль, повести за собой. Политическая содержательность античного красноречия, его актуальность, ориентация на практическую действенность высказанных предложений, их открытость создают обширную сферу общности политического устного слова и публицистики. О характере этой общности можно судить полнее, если познакомиться с красноречием самых прославленных ораторов древности - Демосфена и Цицерона. Два века, что разделяют их жизни, являются целой эпохой, эпохой эллинизма. Демосфен стоял у ее колыбели, Цицерон воспринимал как наследие. Пламенные политические речи Демосфена о мерах борьбы с агрессией македонского
царя Филиппа II, грозившей независимости родного города, уже в античности именовались «филиппиками». За 10 лет (351-341 г.г. до н.э.) оратор создал 8 «филиппик». Они обращены к народному собранию Афин, ко всем гражданам афинского полиса и подчинены одной идее: собрать силы для отпора македонской агрессии, защитить независимость демократического отечества. Эта борьба была очень трудной из-за того, что промакедонские настроения проникли в среду афинских граждан. Активно выступали на народном собрании сторонники мира и компромиссов с Филиппом. Цель «филиппик» - организация мощного отпора врагу. Доказательства необходимости и возможности этого концентрируются вокруг истолкования очередных политических акция Филиппа, трактовки поступков афинских союзников и противников среди других греческих полисов, объяснения реакции афинских граждан. Серия доказательств подводит к необходимости срочных практических мер. Оратор предлагает перераспределить налоги на строительство флота, быстро соорудить боевые корабли, выступать в походы, активно поддерживать города, которые борются с Филиппом, направлять посольства для заключения новых союзов против македонян. Такова содержательная сторона «филиппик». Что же касается их построения, они, по свидетельству древних, были исполнены и донесены так, что производили неотразимое впечатление на слушателей. К сожалению дошедшие до нас тексты «филиппик» нельзя считать точно соответствующими реально сказанным. И все же по ним можно судить о приемах построения политических речей Демосфена. В главном они соответствуют тем рекомендациям «Риторик», которые требовали находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Способов убеждения, зависящих от личности самого оратора, множество - здесь действует весь его политический и жизненный кругозор, нравственный опыт, авторитет. Риторики с особой тщательностью выделяли средства
выразительности, способные заинтересовать аудиторию вне зависимости от предметного содержания речи. Таковы состязательность, острота полемичности, «лобовое» противопоставление доводов «за» и «против». Эти безотказные средства привлечения внимания слушателей стали приметами античного красноречия. Для Демосфена характерен обостренный полемизм, прямое и категоричное скрещение своих доводов с доводами противника. В «филиппиках» это, с одной стороны, опровержение миролюбивых заверений Филиппа фактами его захватнических действий, с другой - обличение сторонников промакедонской политики в самих Афинах.Если слушатель выступает судьей того, что уже совершилось, перед нами судебное красноречие. Поэтому судебные речи обвиняют или оправдывают, говорит философ. Это, в самом деле, особый случай, и он может иметь место не только в настоящем суде. Суть именно в том, что события уже свершились и надо принять ту или иную их версию. Причем от слушателей, что для риторики существенно, ход самих событий не зависит.
Если же слушатель выступает «судьей» того, что должно случиться (например, бросает в урну бюллетень), перед нами совещательное красноречие. Дело совещательных речей, говорит философ, склонять или отклонять. Это существенно иной случай. Решая вопрос о том, имел ли место поджог или пожар был случайностью, слушатель не вправе сказать: «Я хочу, чтобы это был поджог, и да будет так!» Но, решая вопрос о выборе президента, слушатель может и даже должен рассуждать следующим образом: «Я хочу, чтобы выбрали моего кандидата, да будет так! Я сам приложу к этому свои силы». Поэтому эмоциональные аргументы получают здесь гораздо большее оправдание, чем тогда, когда мы решаем, что же именно произошло на самом деле.
Третий случай, по Аристотелю, состоит в том, что слушатель является простым зрителем. Назначение торжественной речи, по словам философа,
хвалить или порицать. Разумеется, такая речь формирует определенное мнение, на основании которого слушатель в будущем будет поступать так или иначе, но в момент произнесения речи слушатель не стоит перед выбором, от него не требуется никаких действий, и именно поэтому Аристотель выделяет этот случай как самостоятельный. В остальном же торжественное красноречие близко к совещательному, так как обращено только в будущее потенциальное, возможно, очень отдаленное, возможно, размытое. Так, восхваление героя может привести к тому, что слушатель когда-нибудь станет ему подражать. Совещательное же красноречие обращено в актуальное, ближайшее будущее.
Вот яркий пример торжественного красноречия. Перикл произносит речь на могиле павших воинов. При этом он прославляет и пропагандирует определенные политические идеи:
«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражанием другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их [граждан]» (цитируется по Фукидиду).
Точно так же знаменитое торжественное слово митрополита Иллариона, произнесенное в храме Софии Киевской, не преследуя конкретных политических целей, пропагандирует политическую и нравственную доктрину Руси.
Итак,
видно, что классификация Аристотеля
обнимает самые общие случаи
и не связана с тематическим
делением, как конкретные виды
красноречия: торговое красноречие,
судебное (в узком смысле этого
слова), военное, академическое. Эти
отдельные виды красноречия
к сфере политики. К какому же из трех родов оно относится?
Как нетрудно догадаться, политическое красноречие – это в первую очередь красноречие совещательное. Сам Аристотель, говоря о совещательных речах, называет их темами финансы, вопросы войны и мира, охраны страны, снабжения ее продовольствием, выработку законодательства. Политическое красноречие обращено в будущее. От воли его слушателей зависит не только принятие решения (скажем, при голосовании), но и в определенной мере общественное поведение (трудолюбие, лень, решимость, мужество, терпение, скепсис – все это персонажи общественной драмы). Поэтому политическое красноречие захватывает и зону красноречия торжественного, направленного на воспитание определенных качеств, на мобилизацию определенных психологических ресурсов. Кроме того, в наше время, когда предвыборные кампании длятся месяцами, возникает и красноречие промежуточного вида – совещательное, ибо в конечном счете речь идет о единовременном акте выбора, и в то же время торжественное, так как реальный выбор все-таки далеко. В отдельных случаях, когда речь идет об анализе прошлого, политическое красноречие сближается с судебным, но эта связь слаба.
· информационная функция;
· контролирующая функция (манипуляция сознанием и мобилизация к действию);
· интерпретационная функция (создание «языковой реальности» поля политики);
· социальная идентификация (дифференциация и интеграция групповых агентов политики);
· агональная функция (соперничества, конкуренции).
Эти
функции (каждая в отдельности и все вместе)
отражают главную особенность политической
коммуникации — ее направленность на
оказание воздействия на адресата, на
его картину мира, на осознание своих потребностей.
В первой
части данной работы было Вторая часть описывает политическую риторику. Целью и функцией политической риторики является как можно глубже донести до народа, будь то программа партии или политики, или какой ни будь тезис, лозунг. Не всегда речь политика является истиной, поэтому, чем лучше он будет владеть приемами разговорной речи или всеми способами влияния на человека с помощью речи, тем скорее он добьется определенной цели. Речь
в общественно - политической сфере
всегда отражает борьбу за власть, то
есть за такое положение в обществе, которое
позволяет по-разному (в зависимости от
статуса) воздействовать на интеллектуальную,
волевую и эмоциональную сферы того кому
она предназначена. |
Список использованный источников
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
2Петров О.В. Риторика. – М.: Проспект, 2006. .
3Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002.
4.Яценко Н., Толковый
словарь обществоведческих