Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:36, реферат
Цель: рассмотреть подробно искусство ораторства и его аудиторию.
В соответствии с поставленной целью основные задачи работы :
- проанализировать литературу по данной теме;
- изучить этапы подготовки и проведения выступления;
- выявить приемы установления контакта с аудиторией.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА I. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.................................................................5
1.1. Типы ораторов...............................................................................................5
1.2. Подготовка и проведение публичного выступления................................6
1.3. Культура произнесения речи перед аудиторией......................................15
1.4. Оценка аудитории и обстановки................................................................18
ГЛАВА II. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ.22
2.1. Лексико - синтаксические приёмы............................................................23
2.2. Позы, жесты, мимика..................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................32
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ОРАТОР И
АУДИТОРИЯ.....................
1.1.
Типы ораторов......................
1.2. Подготовка
и проведение публичного
выступления...................
1.3.
Культура произнесения
речи перед аудиторией.........
1.4.
Оценка аудитории
и обстановки..................
ГЛАВА II. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ.22
2.1.
Лексико - синтаксические
приёмы........................
2.2.
Позы, жесты, мимика.................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое
познание проявляется в разных
формах. Существуют две разновидности
человеческой способности
Публичная речь
может рассматриваться как
Мастерство публичной
речи состоит в умелом
Голые логические
построения не могут
Задача оратора
состоит в том, чтобы
Рассудочная и
эмоциональная сферы
Важнейшим условием
ораторского искусства
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности, есть душа повинно ораторского искусства.
Цель: рассмотреть подробно искусство ораторства и его аудиторию.
В соответствии с поставленной целью основные задачи работы :
- проанализировать литературу по данной теме;
- изучить этапы подготовки и проведения выступления;
- выявить приемы установления контакта с аудиторией.
Глава I. Оратор и аудитория
1.1. Типы ораторов
С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:
1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
2)Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
3)Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
Как видно из выше написанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".
Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.
Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:
Докоммуникативный |
Коммуникативный |
Посткоммуникативный |
1.Определение темы и цели выступления. |
Произнесение речи. |
Анализ речи. |
2.Оценка аудитории и обстановки. |
Ответы на вопросы, ведение полемики. |
|
3.Подбор материала. |
||
4.Создание текста. |
||
5.Репетиция. |
Докоммуникативный этап. Определение темы и цели выступления. Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.
Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.
Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы: