Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:21, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.
Ведение…………………………………………………………………......стр.3
Риторика в эпоху античности……………………………………….стр.4
Риторика в Средние века…………………………………………….стр.9
Заключение…………………………………………………………………стр.14
Список используемых источников……………………………………….стр.15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Отделение Экономики и управления
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Риторика
Тема: История риторики (античность и Средние века)
Выполнил:
Проверил:
Новосибирск 2011
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………….стр.
Введение
Публичная речь была наиболее
распространенным жанром в среде
образованных людей античности. Знания,
дающие людям владение устной речью,
занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому
в искусстве художественного слова древней
Эллады, риторика была сопоставима с такими
жанрами искусства, как героический эпос
или классическая греческая драма. Разумеется,
подобное сопоставление допустимо лишь
для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
Впоследствии, по степени влияния на развитие
более поздней европейской литературы
риторика, игравшая еще значительную роль
в средние века, в новое время уступила
место другим жанрам словесности, определившим
характер национальных культур Европы
на многие века. Надо особо отметить, что
из всех видов художественного слова в
античном мире публичная речь была наиболее
тесно связана с современной ей политической
жизнью, социальным строем, уровнем образования
людей, бытом, образом мышления, наконец,
с особенностями развития культуры народа,
создавшего этот жанр.
1. Риторика в эпоху античности
Античная эпоха дала миру великих ораторов: Перикла (490-429 до н. э.) и Демосфена (384-322 до н. э.), Сократа (469-399 до н. э.) и Платона (427- 347 до н. э.); она дала миру Марка Туллия Цицерона. В эту эпоху возникла и наука риторика.
Многие ученые "точно" определяют место и время рождения риторики. Считают, что это Сицилия в V в. до н. э.: именно к этому периоду относится свержение сиракузской тирании, сопровождавшееся многочисленными тяжбами и спорами, предполагающими искусство убеждать. Другие стремятся быть еще "точнее": называют 427 г. до н. э. - время прибытия основателя риторики - Горгия (483-376 до н. э.), уроженца сицилийского города Леонтины, в Афины. Разумеется, здесь не обходится без преувеличений, ибо всякое хорошее дело всегда находит своих предшественников. Говорят, что Горгий вышел из школы ритора Лисия из Сиракуз (459-380 до н. э.), а тот, в свою очередь, был учеником уже упомянутого нами Коракса. Но как бы там ни было, риторика получила широкое распространение сначала именно в Греции, с V по II в. до н. э. Само это слово греческого происхождения. Оно восходит к греч. "ритор" ("оратор"), откуда и риторика ("искусство подготовки и произнесения публичной речи"). Написание "риторика" появляется в России уже у Аввакума.
С конца III в. до н. э., после того как в результате Македонских войн (215-205, 200-197, 171-168 до н. э.) римляне распространяют свое господство на Балканский полуостров, начинается быстрый процесс эллинизации римской культуры - теории права, литературы, искусства, а позднее и философии. В I в. до н. э. переносится на римскую почву и риторика. Здесь следует особо упомянуть риторику "К Герению" ("Ad Gerenium", 86-82 до н. э.), анонимное сочинение, иногда приписываемое Цицерону.
Риторики античного мира многочисленны. Среди них немало анонимных, но большей частью авторство их известно. Не вce они равноценны, мы укажем лишь самые достойные из них. Риторика обязана своим развитием Платону, Аристотелю (384-322 до н. э.), Теофрасту (372-2-287 до н. э.), Цицерону и Квинтиллиану. В ряду самых великих следует упомянуть и ныне полузабытое имя Трифона. Александрийский филолог, живший в эпоху Августа, он оставил нам ряд рукописей, посвященных грамматике, лексикологии, диалектологии, риторике. И хотя многие исследователи говорили о нем как об эпигоне Аристарха и даже сомневались в авторстве знаменитой рукописи, мы больше полагаемся в своих оценках на недвусмысленные свидетельства византийского лексикографа Суида.
Основные теоретические достижения античной риторики могут быть суммированы в следующих положениях:
1. В диалогах "Горгий"
и "Федр" (380-370 до н. э.) Платон
закрепил традиционное и
2. В своей "Риторике" (около 330 до н. э.) Аристотель снял это противоречие, указав, что риторика пользуется только приемлемыми средствами убеждения. Иными словами, предполагалось, что риторика сохраняет свои моральные основы, поскольку оратор раскрывает перед аудиторией свои истинные предвидения, наблюдения и намерения, поскольку он не лжет и поскольку он убеждает только с помощью речи, не прибегая к действиям, а аудитория, ознакомившись с речью, вольна поступать по своему выбору. Объединение риторики с моралью имело непреходящее значение. Такое понимание господствует в Риме, где оратор - это "vir bonus, dicendi peritus" (выражение Катона, означающее "добродетельный муж, искушенный в умении говорить"). Такое понимание закрепляется и авторитетом Цицерона, который в своем трактате "Об ораторе" ("De oratote", 55 до н. э.) сказал, что красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека
3. Подобный анализ
источников и способов
4. Особая роль эстетических
форм воздействия впервые ярко
обрисована Цицероном. Ограничи
Впрочем, как видно из приведенной цитаты,
эстетическое воздействие связывается
здесь не столько с содержанием речи, сколько
с ее внешней формой.
5. Заложив основы для
понимания целевого аспекта,
6. В своем, к сожалению,
не дошедшем до нас сочинении
"О стиле" Теофраст
7. Первые "риторы" были
по преимуществу
8. Огромное значение
имело представленное в
9. Античная риторика
не сумела достаточно ясно
определить понятие фигур
2. Риторика в Средние века
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.
Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).
Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).
Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.
Информация о работе История риторики (античность и Средние века)