История риторики (античность и Средние века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………......стр.3
Риторика в эпоху античности……………………………………….стр.4
Риторика в Средние века…………………………………………….стр.9
Заключение…………………………………………………………………стр.14
Список используемых источников……………………………………….стр.15

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Отделение Экономики и управления

 

Кафедра Философии

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Риторика

 

Тема: История риторики (античность и Средние века)

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

Новосибирск 2011

 

 

 

 

 

Содержание

Ведение…………………………………………………………………......стр.3

  1. Риторика в эпоху античности……………………………………….стр.4
  2. Риторика в Средние века…………………………………………….стр.9

Заключение…………………………………………………………………стр.14

Список используемых источников……………………………………….стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде  образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. 
Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Риторика в эпоху античности

Античная эпоха дала миру великих ораторов: Перикла (490-429 до н. э.) и Демосфена (384-322 до н. э.), Сократа (469-399 до н. э.) и Платона (427- 347 до н. э.); она дала миру Марка Туллия Цицерона. В эту эпоху возникла и наука риторика.

Многие ученые "точно" определяют место и время рождения риторики. Считают, что это Сицилия  в V в. до н. э.: именно к этому периоду  относится свержение сиракузской тирании, сопровождавшееся многочисленными тяжбами и спорами, предполагающими искусство убеждать. Другие стремятся быть еще "точнее": называют 427 г. до н. э. - время прибытия основателя риторики - Горгия (483-376 до н. э.), уроженца сицилийского города Леонтины, в Афины. Разумеется, здесь не обходится без преувеличений, ибо всякое хорошее дело всегда находит своих предшественников. Говорят, что Горгий вышел из школы ритора Лисия из Сиракуз (459-380 до н. э.), а тот, в свою очередь, был учеником уже упомянутого нами Коракса. Но как бы там ни было, риторика получила широкое распространение сначала именно в Греции, с V по II в. до н. э. Само это слово греческого происхождения. Оно восходит к греч. "ритор" ("оратор"), откуда и риторика ("искусство подготовки и произнесения публичной речи"). Написание "риторика" появляется в России уже у Аввакума.

С конца III в. до н. э., после  того как в результате Македонских  войн (215-205, 200-197, 171-168 до н. э.) римляне  распространяют свое господство на Балканский полуостров, начинается быстрый процесс эллинизации римской культуры - теории права, литературы, искусства, а позднее и философии. В I в. до н. э. переносится на римскую почву и риторика. Здесь следует особо упомянуть риторику "К Герению" ("Ad Gerenium", 86-82 до н. э.), анонимное сочинение, иногда приписываемое Цицерону.

Риторики античного  мира многочисленны. Среди них немало анонимных, но большей частью авторство  их известно. Не вce они равноценны, мы укажем лишь самые достойные из них. Риторика обязана своим развитием Платону, Аристотелю (384-322 до н. э.), Теофрасту (372-2-287 до н. э.), Цицерону и Квинтиллиану. В ряду самых великих следует упомянуть и ныне полузабытое имя Трифона. Александрийский филолог, живший в эпоху Августа, он оставил нам ряд рукописей, посвященных грамматике, лексикологии, диалектологии, риторике. И хотя многие исследователи говорили о нем как об эпигоне Аристарха и даже сомневались в авторстве знаменитой рукописи, мы больше полагаемся в своих оценках на недвусмысленные свидетельства византийского лексикографа Суида.

Основные теоретические  достижения античной риторики могут быть суммированы в следующих положениях:

1. В диалогах "Горгий" и "Федр" (380-370 до н. э.) Платон  закрепил традиционное и имеющее  непреходящее значение понимание риторики как средства убеждения. Здесь особенно важно понять те ситуации, в которых развивалась риторика: существовало противопоставление коммуникативных установок, когда собеседники соглашались выслушать друг друга. В иных случаях конфронтации не было. Этот момент существенно отличает речь ритора от речи философа. Ритор желал не столько убедить, сколько переубедить. Внешняя цель играла для него главную роль. Напротив, артист стремился к самовыражению, философ хотел не только убедить, но и убедиться. По этой причине Платон противопоставил риторику диалектике как средству поискa истины. Но так были поставлены под сомнение и сами моральные основы риторики.

2. В своей "Риторике" (около 330 до н. э.) Аристотель  снял это противоречие, указав, что риторика пользуется только приемлемыми средствами убеждения. Иными словами, предполагалось, что риторика сохраняет свои моральные основы, поскольку оратор раскрывает перед аудиторией свои истинные предвидения, наблюдения и намерения, поскольку он не лжет и поскольку он убеждает только с помощью речи, не прибегая к действиям, а аудитория, ознакомившись с речью, вольна поступать по своему выбору. Объединение риторики с моралью имело непреходящее значение. Такое понимание господствует в Риме, где оратор - это "vir bonus, dicendi peritus" (выражение Катона, означающее "добродетельный муж, искушенный в умении говорить"). Такое понимание закрепляется и авторитетом Цицерона, который в своем трактате "Об ораторе" ("De oratote", 55 до н. э.) сказал, что красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека

3. Подобный анализ  источников и способов убеждения,  говорящий уже не только о  логических доказательствах и  свидетельствах, но и о психологических  процессах, о возбуждении душевных  движений, например страха, гнева, сострадания и т. п., впервые дан Аристотелем в "Риторике" и отчасти в некоторых главах "Поэтики" и в своде "Органон". Фундаментальное значение этого анализа таково: сближая риторику с логикой и психологией, мы в то же время не отождествляем процесс убеждения с каждой из этих наук, а также с этикой, но стремимся охватить все сферы психической деятельности человека, взятые в их едином, целевом аспекте.

4. Особая роль эстетических  форм воздействия впервые ярко  обрисована Цицероном. Ограничимся лишь одной цитатой: "Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно... блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво".  
Впрочем, как видно из приведенной цитаты, эстетическое воздействие связывается здесь не столько с содержанием речи, сколько с ее внешней формой.

5. Заложив основы для  понимания целевого аспекта, морально-этической, логической, психологической и эстетической природы процесса убеждения, античная риторика все же не сумела выявить закономерную связь между его целью и тем специфическим средством, с помощью которого оно реализуется, т. е. языком. Однако и в этом отношении были достигнуты определенные успехи.

6. В своем, к сожалению,  не дошедшем до нас сочинении  "О стиле" Теофраст сформулировал  учение о качествах речи, впоследствии  развитое Аристотелем, Цицероном  и Квинтиллианом. Значимость этого  учения заключается в противопоставлении такого обычного свойства, как правильность, всем другим, определяющим специфику риторической речи. Другой важный момент - возможность выделить риторику из ряда лингвистических дисциплин и избежать отождествления ее с грамматикой.

7. Первые "риторы" были  по преимуществу представителями  мира искусств - артистами, певцами,  танцорами. Слово сначала не  играло главной роли, не меньшее  значение имели музыка, движение, жест. Характерно, что латинское слово "figura" - основные "украшения речи", которые изучает риторика, - первоначально обозначали определенные движения в танцах, нечто вроде танцевальных па. Обычная, безыскусственная речь отождествлялась с застывшим, окаменевшим телом и лицом, в которых запрятаны или, может быть, вовсе отсутствуют чувства. Напротив, движения или жестикуляция связывались с умением выражать чувства и говорить. Чтобы стать наукой, риторика должна была найти свои специфические средства. И в этом отношении важно, что Аристотель связывает термин "схема" уже не просто с риторикой, но даже с грамматикой.

8. Огромное значение  имело представленное в античных  риториках деление на фигуры  мысли и словесные фигуры, а  вслед за тем очень четкая, почти исчерпывающая классификация  последних в 8-й и 9-й книгах  фундаментального труда Квинтиллиана "Двенадцать книг риторических наставлений".

9. Античная риторика  не сумела достаточно ясно  определить понятие фигур мысли,  очертить их границы, отделить  их от приемов описания, не  характеризующихся специальной  структурно-семантической организацией. Но поставлен был другой важный вопрос - разграничение фигур и тропов, и были намечены пути его решения. Цицерон усматривал это различие в противопоставлении тропа как слова и фигуры как словосочетания. Квинтиллиан - в том, что замена обычного отрезка речи тропом придает ему новое значение, а замена фигурой - нет. Однако и эти авторы не дали еще исчерпывающей классификации тропов. Такую классификацию впервые находим у Трифона, перечислившего 37 вариантов и 14 основных разновидностей тропа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Риторика  в Средние века

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана  наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из них, описание (лат. descriptio), не раз подвергавшийся кодификации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.
  • Диспозиция (лат. dispositio), предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная творческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с определенными числовыми пропорциями: такая практика не вписывается в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно музыки (musica).
  • Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена , украшению, украшенному слогу (лат. ornatus), то есть преимущественно теории риторических фигур.

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

Информация о работе История риторики (античность и Средние века)