Изобразительно-выразительные средства русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Изобразительно-выразительные средства - это художественно-речевые явления, создающие словесную образность повествования: тропы, фигуры, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста.

Содержание работы

1.Тропы

1)Метафора
2)Метонимия
3)Синекдоха
4)Эпитет
5)Сравнение
6)Гипербола
7)Литота
8)Олицетворение
9)Оксюморон
10)Ирония
11)Аллегория
12)Перифраз

2.Стилистические (синтаксические) фигуры

1)Повтор
2)Анафора
3)Эпифора
4)Стык
5)Синтаксический параллелизм
6)Хиазм
7)Градация
8)Инверсия
9)Антитеза
10)Риторический вопрос
11)Риторическое восклицание
12)Риторическое обращение
13)Парцелляция
14)Многосоюзие
15)Бессоюзие

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

 

 

План:

1.Тропы

 

     1)Метафора

2)Метонимия

3)Синекдоха

4)Эпитет

5)Сравнение

6)Гипербола

7)Литота

8)Олицетворение

9)Оксюморон

10)Ирония

11)Аллегория

12)Перифраз

 

   2.Стилистические (синтаксические) фигуры

 

1)Повтор

     2)Анафора

     3)Эпифора

     4)Стык

     5)Синтаксический параллелизм

     6)Хиазм

     7)Градация

     8)Инверсия

     9)Антитеза

   10)Риторический вопрос

    11)Риторическое восклицание

    12)Риторическое обращение

    13)Парцелляция

    14)Многосоюзие

    15)Бессоюзие

 

Изобразительно-выразительные  средства русского языка

 

Изобразительно-выразительные  средства  - это художественно-речевые явления, создающие словесную образность повествования: тропы, фигуры, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста.

 

Тропы

Это слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак  одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление  предметов и явлений.

Тропы расширяют смысловое содержание текста и усиливают его эмоциональную  окраску.

Основные тропы:

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха

К тропам также относятся:

  • Эпитет
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Гипербола
  • Литота
  • Ирония
  • Оксюморон
  • Перифраз

Виды тропов определяются в контексте: иногда одна и та же часть текста может определяться по-разному.

"белеет парус одинокий в  тумане моря голубом":

одинокий – эпитет, парус одинокий – олицетворение.

  1. Метафора

- это  скрытое сравнение,  сближение разных предметов на  основе сходства какого-либо одного  признака:

шапка снега, пламя страсти, туча комаров, "Облетел головы моей куст", "флейта водосточных труб"

а/ Метафорическим может быть :

-     эпитет - "стальные нервы"

  • сравнение - "покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег
  • олицетворение - "сумрачное лицо ночи", "бродячая толпа облаков"

б/ существуют языковые метафоры - переносный смысл в них настолько привычен, что уже не ощущается: "плен любви", "трепет сердца". "кипение страстей", "удар судьбы", "туча комаров", "всплеск эмоций", "сладость речей"

в/ Метафора может быть развернутой - если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения: «Мы пьем из чаши бытия//С закрытыми глазами,//Златые омочив края 
Своими же слезами

Развернутая метафора ближе всего  к понятию образа: "Телега жизни" Пушкина и т.п.

г/ Метафора может быть "реализованной": когда метафорическое выражение (в особенности известная, бытовая М.) берется в прямом смысле и в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, при этом часто возникает новое осмысление этого выражения, имеющее порой юмористический и даже гротескный оттенок. "Иссушил мне сердце жар страстей", Казбек "шапку на брови надвинул" (Лермонтов); "Сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака"; "Средь полей необозримых в небе ходят без следа облаков неуловимых волокнистые стада" (Лермонтов);"Покупатель-бедняк, я пришел на базар бытия, вместо золота душу тебе предлагая, пришел"

д/ явление метафоризации, когда слово обретает дополнительное значение, основанное на сходстве предметов или их функций: ножка стула, ручка двери, бородка ключа,  гусеница танка

  1. Метонимия - "переименование", сближение слов по смежности обозначаемых ими понятий или связей; указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета: «Только слышно на улице где-то//Одинокая бродит гармонь.»;"все флаги в гости будут к нам". Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»).(А. Пушкин) ;  Гирей сидел, потупя взор,//Янтарь в устах его дымился. (Он же)

типы  метонимических пар:

  • вещь - материал: "не то на серебре - на золоте едал"
  • содержимое - содержащее: "я три тарелки съел"
  • носитель свойства - свойство: смелость города берет
  • продукт действия - производитель действия: "Мужик …Белинского и Гоголя с базара понесет"
  • действие - орудие действия: "Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам"

Метонимизация: смысловое развитие слова, когда слово объединяет в себе значения   двух взаимосвязанных предметов:

золото - металл и изделия из металла; блюдо - посуда и еда; класс - помещение  и ученики;  рука - часть тела и  поддержка "наверху"

 

3. Синекдоха - вид метонимии, когда предмет или явление в целом обозначается через какую-то существенную, бросающуюся в глаза его часть, деталь.

Выделяют следующие разновидности синекдохи:

  • вместо целого называется часть, явственно представляющая в данной ситуации целое: «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь) — здесь совмещены значения «человек с бородой», «бородач» («мужик») и «борода»;
  • употребление единственного числа в собирательном значении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов).
  • употребление общего вместо частного: «начальство» в значении «начальник» или слово «пиво», первоначально означавшее вообще напиток, то, что пьют, а «квас» — квашенный продукт, а теперь, благодаря сужению значения по синекдохе отдельный вид напитков.
  • употребление родового названия вместо видового, когда налицо сужение значения, например, «машина» в значении «автомобиль» или «орудие» в значении «пушка».

4. Эпитет - образное, обычно эмоционально окрашенное  определение предмета, выраженное чаще всего прилагательным

 

Я не видел столь дивной, бедою грозящей красы,

столь неверной и лживой, очами томящей  красы,…

колдовскими очами до крови разящей красы…

 

а/ Отличать от определения

  • определение - слово в прямом значении, "без-эмоциональное"
  • эпитет обычно несет в себе эмоциональную окраску, часто употребляет слово в переносном значении.

- Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух».

- часто это зависит от контекста  - деревянные ноги человека - и  Буратино)

б/ в фольклоре - постоянные эпитеты: красна девица, Владимир - Красно солнышко                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

в/ движение во времени: от конкретных, почти не отличающихся от определений в классицизме ("багряна ветчина" Державина) к эмоционально-экспрессивным, но часто традиционным, постоянным  в романтизме ("Сладкие уста", "нежный голос", "обманчивая мечта", "небесная чистота") - к неожиданным, реалистически точным ("пламя жадное" - в "Сожженном письме" Пушкина, "Свирепое веселье" в "Кавказе", "язвительные лобзанья"  в "Бахчисарайском фонтане" - "дело в том, что моя грузинка кусается"; -  к все более парадоксальным, чем ближе к нашему времени ("дремучий мир природы" у Заболоцкого, "звенящая дорога" у Цветаевой, "плачущий сад" у Пастернака и т.д.)

5. Сравнение - вид тропа, один из способов косвенной характеристики предмета или явления путем уподобления одного предмета (объект сравнения) другому (средство сравнения), в результате чего выделяется и  усиливается  некоторый общий признак.

а/Сравнение  нередко оказывается главным формообразующим фактором стихотворения.

...Ты, как солнце, что лучами

Всю вселенную живит,

Как весна, что нас цветами

К удовольствию манит;

Как луна, что освещает

Странника в тиши ночной,

Как надежда, что вселяет

В душу к бедному покой.

(И.Мятлев, "Призыв")

б/ Развернутое сравнение:

  «Как солнце зимнее прекрасно,  когда бродя меж серых туч,  на белые снега напрасно оно  кидает слабый луч!...так точно,  дева молодая, твой образ предо  мной блестит...» (Лермонтов)

 

Как роза, кропимая

В час утра Авророю,

С главой, отягчённою

Бесценными  каплями,

Румяней становится,

Так ты, о прекрасная!

С главою поникшею,

Сквозь  слёзы стыдливости,

Краснея промолвила:

«Люблю!»  тихим шепотом.

                               (К.Н. Батюшков)

 

в/ в сравнении может быть опущен союз "как" : "У меня ль молодца кудри - чесаный лен" (Некрасов)

г/ сравнение может быть выражено творительным падежом: "меховыми шапками лежали на подоконнике две кошки"; "черной тучей надвигалось на город вражеское войско". «Морозной пылью серебрится //Его бобровый воротник» (А. Пушкин).  Жеребец под ним сверкает //Белым рафинадом.(Э. Багрицкий)

д/ Особый вид сравнений - отрицательные (чаще в фольклоре)

Не  сияет на небе солнце красное,

Не  любуются им тучки синие:

То  за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич

 

6. Гипербола - художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета, имеющее целью усиление выразительности речи.

Шаровары шириной в Черное море, рот величиной в арку Главного штаба.

Люблю, как сорок тысяч братьев любить не могут.

Красавиц наших бледный круг  в ее сиянье исчезает.

 

Гипербола может "переплетаться" с другими  тропами: летит как птица, летит пулей, реки крови, буря страстей

Особенно  много гипербол в фольклоре, в  романтической поэзии, а также  в литературах Востока.

7. Литота - художественное преуменьшение свойств или качеств предмета (величины, силы, значения): отлучился на миг, на волосок от смерти, легкий, как перышко.

"Такой  маленький рот, что больше двух  кусочков никак не может проглотить".                                                                                                                                                                            В фольклоре: мальчик - с пальчик, мужичок - с ноготок.

Литота  может быть с "положительным" и "отрицательным" эмоциональным  знаком: "осиная талия", "черепашьи  темпы".

 

8. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов или явлений свойствами живых существ.

"О чем ты воешь, ветр ночной…".

Характерно  для мифа, фольклора. Может быть отдельным  приемом, а может - основой аллегории (басни), а также - символом ("Степь" Чехова), основой целой художественной системы (Тютчев).

Как и метафоры, олицетворения бывают языковые, т.е. ставшие привычными, устойчивые, утерявшие образный характер: ночь пришла, сердце говорит

 

9. Оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов, понятий,  в результате чего возникает новый, неожиданный (часто юмористический) смысл. 

«Живой труп", "полдень мглистый".

 

10. Ирония - форма выражения мысли, при которой слово или высказывание обретают в контексте речи  смысл, обратный буквальному. Чем больше противоречие между прямым и подлинным смыслом, тем сильнее ирония (от юмора - к сатире). Обычно является способом насмешки, отрицания чего-либо путем иносказания, средством юмора, сатиры, сарказма. Реализуется с помощью гротеска, парадокса, гиперболы, пародии, контраста слов и ситуаций:

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства русского языка