Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:47, реферат
Изобразительно-выразительные средства - это художественно-речевые явления, создающие словесную образность повествования: тропы, фигуры, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста.
1.Тропы
1)Метафора
2)Метонимия
3)Синекдоха
4)Эпитет
5)Сравнение
6)Гипербола
7)Литота
8)Олицетворение
9)Оксюморон
10)Ирония
11)Аллегория
12)Перифраз
2.Стилистические (синтаксические) фигуры
1)Повтор
2)Анафора
3)Эпифора
4)Стык
5)Синтаксический параллелизм
6)Хиазм
7)Градация
8)Инверсия
9)Антитеза
10)Риторический вопрос
11)Риторическое восклицание
12)Риторическое обращение
13)Парцелляция
14)Многосоюзие
15)Бессоюзие
"Ну,
ты умница", - сказал отец, перелистав
дневник с многочисленными
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов.
11. Аллегория – это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие.
Женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.
12. Перифраз - описательный оборот, заменяющий прямое название предмета указанием на его признаки (как правило, характерные, усиливающие изобразительность речи).
Царь зверей – лев.
Может быть ироническим:
"Завидев волка, наш ушастый храбрец забился в кусты"
Стилистические (синтаксические) фигуры
Стилистические фигуры
- особые зафиксированные стилистикой
обороты речи, применяемые для
усиления выразительности высказывания,
система исторически
Фигуры
(синтаксические)стилистические можно
подразделить на три типа, каждый из которых
существует в двух противоположных вариантах.
I. Фигуры
стилистические протяжённости делятся
на: 1) Фигуры стилистические
убавления — эллипс — результат
выбора конструкции с меньшим количеством
составных частей; могут отсутствовать
начало, середина, конец фразы. «Ворон
ворону [говорит] в ответ» (А. С, Пушкин).
2) Фигуры стилистические
добавления — результат выбора конструкции,
в которой неоднократно используется
одно и то же слово в одной и той же форме.
Сюда относится прежде всего точный повтор
(«Еду, еду — следу нету» — загадка). Может
повторяться начало фразы — анафора или
конец — эпифора, повтор может
состоять также из конца предыдущей и
начала последующей фразы — стык («О, весна
без конца и без краю — Без конца и без
краю мечта! « — А. А. Блок). В большинстве
случаев повторы неточные: повтор слова
в одном и том же значении, но в разных
падежах — многопадежность, или полиптотон
(«Человек человеку — Друг, товарищ и брат»);
повторение одного и того же слова в разных
значениях — «обыгрывание» многозначности,
или дистинкция («У кого нет в жизни ничего
милее жизни, тот не в силах вести достойный
образ жизни» — сентенция); определение
дублирует определяемое — тавтология («тёмный
мрак»); перечисление близких по значению
элементов — ампфликация («Во саду ли,
в огороде...» — народная песня); вслед
за каким-либо словом следует другое, противоположное
по значению — антитеза («Я — царь,
я — раб, я — червь, я — бог»).
II. Фигуры стилистические
связности делятся на: 1) Фигуры
стилистические разъединения — результат
выбора конструкции со слабой связью составных
частей. Сюда относятся: дистантное употребление
слов, непосредственно связанных по значению
(«Где взгляд людей обрывается куцый...»,
— В. В. Маяковский); парцелляция (реализация
единой синтаксической конструкции более
чем одной фразой: «Я жаловаться буду.
Губернатору.» — М. Горький); аттракция
(устранение согласования: «Началась у
них драка-бой великая» — фольклор); вводные
элементы («И тут появляется — кто бы вы
думали? — она...»); перестановка частей
высказывания («Умрём и бросимся в бой»
— Вергилий) и др. 2) Фигуры
стилистические объединения — результат
выбора конструкции с тесной связью составных
частей: градация, синтаксический параллелизм, отнесение слова одновременно к
двум членам предложения («И горный зверь,
и птица... Глаголу вод его внимали» — М.
Ю. Лермонтов), повторение союзов и др.
III. Фигуры стилистические
значимости делятся на: 1) Фигуры
стилистические уравнивания — результат
выбора конструкции с относительно равноценными
составными частями: прямой порядок слов;
контактное употребление слов, непосредственно
связанных по значению; равномерность
распространения второстепенных членов;
приблизительно одинаковая длина фраз
и абзацев. 2) Фигуры стилистические
выделения — результат выбора конструкции
с неравноценными составными частями: инверсия (слово занимает
не вполне обычную и потому «сильную»
для него позицию — либо в начале, либо
в конце фразы: «И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил» — Пушкин), градация
(особенно нарастающая; начала строф стихотворений
Ф. И. Тютчева: «Восток белел... Восток алел...
Восток пылал...»). Существуют Фигуры
стилистические, усиливающие и выделяющие
фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое
обращение (т. е. к неодушевлённому предмету:
«А ты, вино, осенней стужи друг...» — Пушкин),
риторический вопрос («Знаете ли вы украинскую
ночь?» — Н. В. Гоголь), риторическое восклицание
(«Какой простор!»); значимость фразы резко
повышается также в результате отождествления
её с абзацем («Море — смеялось» — Горький).
Названные простые Фигуры
стилистические способны синтезироваться
в целостном тексте, образуя сложные фигуры.
Мечты, мечты, где ваша сладость?
2. Анафора - повтор слова или оборота в начале параллельных конструкций (словосочетаний, оборотов, предложений, фраз, периодов, абзацев).
Анафора выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения.
Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.
3. Эпифора - повторение одного и того же слова или выражения в конце следующих одна за другой фраз.
"Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?".
Вид эпифоры - припев в песне, редиф в восточной поэзии.
4. Стык - употребление одного и того же слова или выражения в конце фразы и в начале следующей.
О, весна без конца и без краю,
без конца и без краю мечта!
5. Синтаксический параллелизм - повтор одинаковых синтаксических конструкций.
"Уланы
с пестрыми значками, драгуны
с конскими хвостами"; "Вместо
писем люди придумали
6. Хиазм - сочетание перевернутых, "зеркальных" синтаксических конструкций.
Ждет утра - и встречи боится.
7. Градация – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.
"Мелькал твой образ предо мною в прелестной, сладостной, мучительной мечте".
Не жалею, не зову, не плачу..
8. Инверсия - необычный, "обратный" порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение перед определяемым словом).
"Под небом голубым есть город золотой".
"И пошли они, солнцем палимы"
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
9. Антитеза - резко выраженное противопоставление понятий или явлений: "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой".
10. Риторический вопрос - утвердительное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа.
«Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую?».
11. Риторическое восклицание - восклицательная форма предложения, употребленная для усиления значения.
«Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы наполнить свое чрево!»
12. Риторическое обращение - высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету.
«Восклонись, несчастный поклонник чрева, и если ты не можешь вдруг вознести себя выше себя твоих очей».
13. Парцелляция - интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости в тексте и придания речи особой эмоциональности.
"Может быть, наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто веселым нищим".
14. Многосоюзие (полисиндетон) – намеренное повторение союзов, замедляющее речь, интонационно выделяющее отдельные слова.
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
15. Бессоюзие (асиндетон) – намеренный пропуск союзов, придающий речи динамичность.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
Библиографический список
Информация о работе Изобразительно-выразительные средства русского языка