Кинесика как учение о физическом поведении оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, реферат

Описание работы

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся : мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибратор голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Файлы: 1 файл

ораторское искусство реферат на 8-й симестр.docx

— 27.27 Кб (Скачать файл)

 

         «Кинесика как учение о физическом поведении оратора»

Кинесика изучает отражение  поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся : мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная  мимика" (интонация, тембр, ритм, вибратор голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может  быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы  и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным  средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов. Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимоцелесообразными или делаемыми "просто так", для  наблюдателя жесты предстают  как символы специфического языка  образов. Отсюда пошли такие выражения, как "обмяк", " собрался", "встал, как вкопанный" и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Естественный язык тесно  соприкасается с ближайшей к  нему семиотической системой - системой жестов. В кинесике исследователи  жестов и поз выделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя - выделить такие позы, которые действительно  что-то значат в данной культуре, т.е. являются знаками. Их называют изолятами.

Важным средством повышения  эффективности речевого воздействия  оратора на аудиторию является его  движение по аудитории. Неподвижным  ораторам аудитория не доверяет, считает  их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие  к нему, усиливает симпатии аудитории. Рекомендуется спускаться в зал, ходить по аудитории, наклоняться к слушателям. Выступающему необходимо время от времени выходить из-за трибуны, становиться рядом с ней.

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная  походка человека: в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, но не отвлечет от него. Руки при ходьбе должны быть статичными. Не следует  держать на ходу руки в карманах: это воспринимается аудиторией как  свидетельство скрытности или неуверенности  оратора. 
Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения и могут сопровождать размышление или состояние. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают как рефлекторные движения. Как правило, такие жесты бывают врожденными или приобретенными. 
Жесты подразделяются на:

номинативные - их функция  заменять, дополнять или дублировать  вербальные средства. Номинативные знаки  используются автономно или вместе с вербальными средствами. К номинативным относится большой разряд изобразительных  жестов. Их особенность в том, что  они передают чувственный образ  предмета, действия (изображение размера, формы) 
эмоционально-оценочные - выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.) 
указательные - выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве, направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание (указание пальцем, ладонью, головой); 
риторические - имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории); 
игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения (рожки для фотографирования); 
вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца); 
магические - используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).

Все эти виды жестов могут  сопровождать, дополнять или заменять какое - либо высказывание.

Различные положения рук.

Ладони вверх. Такое положение  кисти руки необходимо в случае получения  чего - либо. Поэтому в пантомиме  оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого  изложения и передачи чего - либо. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить  в нее дополнительно символически усиливается. Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя обе руки. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук  можно часто наблюдать у выступающих  перед публикой, приглашающих ее к  одобрению своего выступления.

Ладони вниз. При таком  положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы защититься от чего - то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе - осмотрительный жест и выражает потребность "сдержать" настроение, взять его под контроль. 
Пальцы. 
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Существуют чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев ничего не задействовано. 
Большой палец известен как палец давления, как символ власти, демонстрации превосходства. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться. 
Указательный палец символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. Поднятый вверх и застывший в этом положении палец служит для обозначения знака "Внимание!". 
Жесты "рука - лицо".

Ладони наших рук превосходно  приспособлены и для того, чтобы  прикрывать лицо. Во многих жестах "рука - лицо" присутствует желание что-нибудь скрыть. Лицо закрывают при чувстве  смущения, либо стыда или же когда  хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься. 
Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ - чаще всего эти жесты символизируют ложь.

Рука - ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания  одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин  и должны как бы помочь уловить  побольше акустических сигналов. Полную противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает  свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: "Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь".

Рука - нос. В большинстве  случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, боязни оказаться застигнутым  врасплох. Примечательно, что касания  носа и попытка солгать очень  часто происходят одновременно. Касание  носа происходит преимущественно в  стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли  не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. 
Рука - глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость. 
Рука - лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения концентрации. 
Жесты "рука - рука".

Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев  бессознательным подражанием прикосновения  со стороны других людей. Это всегда придает нам своеобразное чувство  уверенности и защищенности. В  напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, складывать кисти рук, сцепляя их между собой или  обхватывая одной другую. Причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.

Потирание рук может совершаться  от внутреннего напряжения, или для  расслабления мускулов, символизирует  ожидание победы. 
Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства. Он позволяет человеку бессознательно открыть свои ранимые области тела. Если сзади руки в замке - это просто уверенность. Если одна рука держит другую за запястье - человек расстроен и пытается взять себя в руки (так появилась эта идиома). Чем выше сзади место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.

Позы - фиксированные, статичные  положения тела, принимаемые человеком. Они бывают открытыми, закрытыми  и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту. 
Закрытые позы - руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. Скрещенные руки - поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации. Исследование позы со скрещенными руками, проведенные в США, дали интересные результаты. Группе студентов предложили посетить курс лекций. Одной части группы велели не скрещивать ни руки, ни ноги, сидеть спокойно и расслабленно. Второй части той же группы велели, наоборот, сидеть на лекции со скрещенными на груди руками. В конце каждой лекции исследователи анализировали степень усвоенности материала и отношение студентов к лектору. Результаты показали, что группа, сидевшая со скрещенными руками, усвоила материал на 38 процентов хуже, чем те студенты, которые слушали лектора в расслабленной позе. Вторая группа продемонстрировала также более критичное отношение к лектору и теме лекции.

Эти исследования показали, что, когда слушатель скрещивает руки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но и менее внимательно относится  к его словам. Вот почему во многих подготовительных центрах используют кресла с подлокотниками - так у  слушателей меньше соблазна скрестить  руки на груди.

Авторитарные позы демонстрируют  высокий статус говорящего, его превосходство  над собеседником, стремление оказать  на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной, взгляд поверх очков и некоторые другие. Все они воспринимаются негативно. 
Знание и правильное распознавание поз и жестов значительно облегчает оратору процесс владения аудиторией. Аллан Пиз в своей книге "Язык телодвижений" замечает: "Во время публичного выступления для выступающего неприятно заметить, что его слушатели прикрывают рот руками. Если аудитория небольшая или беседа идет приватно, разумно было бы остановиться и спросить: " Не хочет ли кто-нибудь прокомментировать мои слова?" Это позволит аудитории высказать свое несогласие открыто, а выступающий сможет разъяснить свою позицию и ответить на вопросы. 
Когда слушатель начинает поддерживать голову рукой, значит, он заскучал. Человек вынужден подпирать щеку, чтобы окончательно не заснуть. Постукивание пальцами по столу или носком по полу ошибочно истолковывается как сигнал скуки, но на самом деле эти движения говорят о нетерпении. Если вы в процессе выступления заметили такие сигналы, то следует каким - то образом вовлечь человека, постукивающего пальцами, в процесс, иначе он может негативно повлиять на остальную аудиторию. Если же слушатели разделились на тех, кто подпирает голову руками, и на тех, кто нетерпеливо постукивает пальцами, значит, выступающему пора заканчивать. Помните, что скорость постукивания свидетельствует о степени нетерпения слушателя. Чем быстрее он стучит, тем более нетерпелив и раздражителен". 
Самому оратору необходимо придерживаться некоторых рекомендаций в принятии позы и использовании жестов. Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность, если же он выставил правую, то он открыт к диалогу, сотрудничеству. Слушатели нередко подсознательно воспринимают эту информацию.

Локти следует держать  не ближе трех сантиметров от корпуса; прижатые к туловищу локти свидетельствуют  о неуверенности оратора. Не следует  опираться на невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая отрицательно воспринимается аудиторией. 
Жестами необходимо сопровождать речь, желательно демонстрировать открытые позы и жесты. Руки должны быть подвижны, раскрыты, направлены в сторону слушателей. Лучше всего использовать движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты (ладони оратора должны быть видны аудитории). 
          Важно использовать риторические жесты: руки должны слегка расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению. 
          Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям: 
Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. 
Жесты необходимо разнообразить, не стоит повторять одни и те же. Это действует раздражающе на аудиторию.

Нельзя прерывать начатые  жесты, следует доводить их до конца. 
Визуальный контакт (взгляд).

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается  как поддержание контакта. В зависимости  от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда: 
деловой взгляд направлен на треугольник "глаза - нос". Он создает впечатление серьезности намерений.

Социальный (неформальный) взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать.

Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта. Он показывает личную заинтересованность. Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более активно и внимательно. 
          По использованию взгляда в ходе выступления можно дать следующие рекомендации. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

В большой аудитории следует  разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с  одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Отводить взгляд от аудитории  можно ненадолго - при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

Информация о работе Кинесика как учение о физическом поведении оратора