Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:22, контрольная работа
Во все времена существования ораторского искусства остаются актуальными такие вопросы: Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы невозможно без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова.
Постоянный контакт со слушателями обеспечивала виртуозно разработанная система использования примеров, вызывающих возражения, риторических вопросов как от себя, так и отлица слушателей, Многочисленные анафоры, восклицания, вопросы, прямые обращения к аудитории, совершенство прозаической ритмики, наконец, общая продуманность, выдержанность, последовательность тона придавали его речам потрясающую экспрессивность и эмоциональную выразительность. Прерывающийся ритм, отрывистые фразы - всё это делало манеру Иоанна страстной, нервной, захватывающей. Именно соединение простоты и ясности речи с высокой степенью экспрессии, эмоционального воздействия и сделали его "Златоустом" христианского мира.
Речи Иоанна характеризуются соединением простоты и величия, которое становилось все более необходимым для подтверждения авторитета церкви, возвеличения ее героев и подвижников, взволнованности и "евангельской нежности", что углубляло и делало более интимным контакт с аудиторией.
Фома Аквинский (1225-1274), вошедший в историю западноевропейской философской мысли как оригинальный интерпретатор учения Аристотеля, проповедовавший гармонию веры и разума. В своих сочинениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Его труды легли в основу гомилетики и явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века — это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.
Фоме Аквинскому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия бога. В одном из сочинений Фомы Аквинского, «Сумма теологии», дается пять таких доказательств:
1) все движущиеся и движимые вещи должны иметь неподвижный двигатель, каким и является бог;
2) все многообразие причин
3) все многообразие случайностей
обусловлено необходимостью, в цепи
случайностей должно быть
4) в мире имеются различные степени совершенства, источником которых должно быть абсолютно совершенное, или бог;
5) наличие в природе
Все эти доказательства бытия бога построены на ложном представлении о конечности мира, подмене понятия объективной необходимости понятием сверхъестественного, целесообразности — телеологией.
Фома Аквинский уделял основное внимание разработке догматических вопросов. Но и другие богословские проблемы нашли в его «Сумме теологии» всестороннее обоснование.
В частности, Фома Аквинский изложил свое решение проблем пастырского богословия. Он провозгласил положение, что грехи и пороки священнослужителей не являются препятствием для исполнения ими духовных обязанностей
Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них. речь идет в труде "О правлении властителей" (1265–1266), в произведении "Сумма теологии" (1266–1274) и в иных работах. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской "Политики"
Тип риторики, проповедуемый Фомой Аквинским, оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распространению способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно на латинском языке.
Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет - проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь же представляет собой ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики - духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (например, катехизиса), что существенно меняет организацию и содержание речи.
Эпоха средневековья дала миру таких великих проповедников, как Аврелий Августин, Василий Великий, Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Талант и мастерство этих представителей духовного красноречия дают право поставить их в один ряд с величайшими ораторами античности - Демосфеном и Цицероном.
Позиция защиты по делу - это отношение защиты к предъявленному подсудимому обвинению, ее мнение о доказанности, законности и обоснованности обвинения, а также фактическая и юридическая версии расследованного события, которые защита собирается заявить и доказать в судебном заседании с целью получить определенное решение по уголовному делу.
В одной из своих статей Е.Ю. Львова определяет позицию защиты как объяснение случившегося».3
С точки зрения С.С. Колобашкиной, "защитительная позиция - это система убеждений адвоката-защитника по вопросам, подлежащим разрешению в связи с производством по уголовному делу, являющаяся одним из условий защиты интересов доверителя"4
Факторы, влияющие на выбор позиции, связаны с видами позиций защитника по делу, они объективируются одним из видов позиций. У. Бернам, И.В. Решетникова, А.Д.Прошляков указывают, что "анализ адвокатской практики показывает, что существуют три основные защитительные позиции, которые и предопределяют содержание, объем и построение речи по конкретному уголовному делу":5
Первая позиция – о смягчении наказания. Такую позицию адвокат занимает в тех случаях, когда у него и его подзащитного нет спора ни с доказанностью обвинения, ни с квалификацией содеянного. Естественно, что в этом случае основное место в защитительной речи уделяется характеристике личности подсудимого и смягчающих наказание обстоятельств, а также тех причин и условий, которые, по мнению защиты, способствовали совершению преступления, в том числе и неправомерного и провоцирующего поведение потерпевшего. Однако, оставаясь в рамках позиции о смягчении наказания, адвокат при наличии к тому оснований должен:
В заключительной части речи адвокату следует точно сформулировать свою просьбу, обращенную к суду. Варианты таких просьб довольно разнообразны и зависят от особенностей уголовного дела. Наиболее типичные из них:
Вторая позиция – об изменении квалификации (переквалификации) содеянного. Такую позицию адвокат избирает в тех случаях, когда подсудимый признает событие преступления и свое участие в нем, но содеянное, по мнению защиты: 1) либо неправильно квалифицированно по статье УК с более строгой санкцией; 2) либо из обвинения по той или иной статье УК следует исключить отдельные квалифицирующие обстоятельства; 3) либо содеянное подпадает под вновь введенную или измененную норму УК, санкция которой более мягкая, чем у прежней
При такой позиции основное внимание в речи адвоката должно быть уделено анализу доказательств по делу с точки зрения квалификации содеянного. Обосновав необходимость изменения юридической оценки содеянного, адвокат затем обязан охарактеризовать личность подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства и т.д. Эта часть речи защитника обычно бывает сходной с построением речи при позиции о смягчении наказания. Аналогично первой позиции формулируется и просьба о назначении наказания.
Третья позиция – об оправдании подсудимого. Такую позицию адвокат занимает, если не установлено событие преступления, в деянии нет состава преступления или подсудимый не причастен к совершению преступления. Адвокат во всех случаях обязан просить об оправдании подсудимого, если тот отрицает само событие преступления или свое участие в нем. Иначе защитник по существу превратится во второго государственного обвинителя и не выполнит свой профессиональный долг и процессуальные обязанности. Адвокат в данной ситуации должен следовать за позицией подзащитного, сколь бы неубедительной она ему ни казалась, так как закон лишил защитника привилегии оценивать доказательства по внутреннему убеждению – с одной стороны, а с другой – запретил адвокату отказаться от приятной на себе защиты, в том числе и по причине несогласия с позицией подсудимого.
Лишь в нескольких случаях, которые скорее являются исключением, но не правилом, адвокат свободен в выборе позиции и может оценивать доказательства по делу по своему внутреннему убеждению. Это ситуации, когда позиция лица, совершившие общественно опасное деяние, неизвестна, не вполне ясна или не может быть принята во внимание из-за его состояния:
Если адвокату представляется более перспективной иная позиция, то, чтобы не нарушать право подсудимого на защиту, но в то же время сделать все возможное для облегчения его положения, защитник может прибегнуть к так называемой альтернативе. Суть ее состоит в том, что адвокат, используя соответствующие приемы построения речи, подвергает сомнению юридическую квалификацию содеянного или умело включает в свое выступление анализ смягчающих наказание обстоятельств, но в конечном итоге просит суд об оправдании. Альтернатива, следовательно, допустима в основной части речи, а вот заключительная часть выступления в прениях, то есть итоговая просьба адвоката, должна быть однозначной: оправдать.
Другими словами, адвокат должен здесь придерживаться правила: «Говорить обо всем, просить об одном». При этом главное – это правильное построение речи, чтобы избежать противоречий самому себе.6
Защитительная речь адвоката, считающего, что его подзащитный подлежит оправданию, должна быть посвящена главным образом анализу доказательств по делу в целях опровержения доводов обвинения и подтверждения своей позиции (необходимая оборона, крайняя необходимость, добровольный отказ, невиновное причинение вреда, отсутствие признаков специального субъекта преступления и др.).
Для того чтобы привлечь внимание суда и произнести убедительную речь, судебному оратору важно продумать, как построить речь, в какой последовательности излагать то, что необходимо сказать. Усилить эффективность воздействия речи поможет четкая композиция, определенная лингвистическая организация текста.
Композиция (лат. compositio - составление, связывание) - построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.
Как отмечает Н.Н. Иванкина, «основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура, организованная вокруг основной мысли - тезиса. Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трехчастное деление».7
Определив исходную позицию по рассматриваемому делу, защитник должен наметить
круг вопросов, которые он намерен осветить
в своей речи, определить их соотношение
и удельный вес, расположить их в определенной
логической последовательности. Отсутствие
логической стройности в изложении материала,
бессистемность и диспропорция частей
неизбежно затрудняют восприятие речи,
снижают ее воспитательное значение.
Обычно защитительная речь состоит из
следующих фрагментов: