Контрольная работа по «Риторика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 06:10, контрольная работа

Описание работы

B ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы — богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа — возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений — судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Особенности рациональной риторики………….………………………4
2. Учебник М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» как основа всех позднейших риторик ………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………11
Список использованных источников литературы………………

Файлы: 1 файл

риторика Кайгородова.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 

 

 

.

Контрольная работа

по дисциплине: «Риторика»

Вариант №6

 

 

 

Выполнила: ст.гр.

Проверил:

 

 

 

 

 

Чита

2014

 

СОДНРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

1. Особенности рациональной риторики………….………………………4

2. Учебник М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию»      как основа всех позднейших риторик ………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………11

Список использованных источников литературы……………………….12

Практическая часть………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово «риторика» означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

B ХVІІ-ХІХ веках риторику стали  понимать как науку об аргументации  преимущественно в письменной  речи: общественное значение ораторской  речи в это время снижается, а значение письменной литературы  — богословия, религиозной и политической  публицистики, философии, исторической прозы, документа — возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений — судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

В разных национальных школах комбинации этих тенденций представлены по-разному. Задачи учебной риторики состояли в том, чтобы привить достижения латинской ораторики (и отчасти латинской гомилектики) литературе и письменности на новых национальных языках.

И учебная, и протестантская риторика преследует главным образом практические цели овладения средствами языкового выражения – красноречием. Иное дело рациональная риторика. Рациональная риторика, помимо задач овладения красноречием, ставит целью развитие мысли и речи.

 

          1 Особенности рациональной риторики

Книгопечатание и создание массовой книги придали риторике новый облик – она стала сознаваться как орудие стиля. Развитие риторики стало служебно-стилистическим, с одной стороны, и разделенным на национальные школы, с другой. Поэтому развитие риторики в новое время приходится излагать как развитие национальных школ риторики, риторики на новых, бывших ранее вульгарными, а теперь ставших национальными языках - английском, французском, русском, немецком, польском и др.

Вместе с тем можно видеть три главные универсальные тенденции в трактовке риторики и ее задач: риторика учебная, служащая для развития искусства слова - красноречия - у учащихся. Это общая задача для всех национальных школ. Риторику этого типа полезно назвать по применению учебной риторикой. Риторику, соединяющую проповедническую и деловую практическую речь, полезно называть по месту возникновения и этическому основанию протестанской риторикой, а риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развитие научной речи, полезно назвать по философскому основанию рациональной риторикой.

Истоки рациональной логики восходят к Раймонду Луллию и к проблемам построения разделительных суждений. Разделительные суждения, в свою очередь, зависят от суждений, содержащих выделение всех подклассов данного класса. При построении речи на основании разделительных суждений выделяются общие места, описывающие категории мира. Такие общие места возводятся в истории логики к «категориям» Аристотеля. Образцом такой риторики может служить «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова.

Рациональная риторика имеет ряд особенных черт, а именно:

1. Риторика - учение о развитии  мысли в слове. Сюда равно относится  и инвенция (изобретение) и элокуция (выражение изобретенного в словах). В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.

2. Опорой риторики (как учения  о семантизации) является понятийная  структура речи, которая дополняется  эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическая речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.

3. Дидактическим центром риторики  является красноречие. Красноречие  образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора - педагогическая цель риторики. Лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.

4. В учении о композиции фактически  намечены: в теории хрии - основы  художественной речи, в теории  диалога («разговоров») - описание, в ученой прозе даны правила составления ученых трактатов, которые сопровождаются построением художественной повествовательной прозы (басни, притчи, этические сочинения, повести, романы и т. п.).

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель - формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи. Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.

Стилеобразующие задачи рациональной риторики стали основанием для развития художественной речи, в центре которой лежит образ автора. Развитие художественной речи XIX в. и вытеснение риторики из образования предсказано стилеобразующими задачами самой риторики.

Таким образом, в рациональной риторике главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

 

     2 Учебник М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию»   как основа всех позднейших риторик

 

Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка была чрезвычайно значительна. Любовь к родному языку проявлялась во всех научных сочинениях ученого, который стремился сохранить национальные русские черты и живое образное слово, о чем свидетельствуют многие его сочинения и документы. «Устройством родного языка» М.В. Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. До Ломоносова русский язык слишком мало привлекал к себе внимание как объект грамматического изучения. В допетровскую эпоху в качестве русского языка преподносился церковнославянский, а грамматические исследования этого времени были слишком незначительны. Ученый обратился к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 г. и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748 г.) и к нормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757 г.). Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловие о пользе книг церковных» 1758 г.).

До Ломоносова учебники по красноречию в России составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Работа Ломоносова была первым общедоступным руководством и помогла в дальнейшем, в конце XVIII-XIX вв. сформировать риторическую школу российской академии, а затем университетскую школу красноречия. Исследования по риторике того времени связаны с именами М.М. Сперанского, А.С. Никольского, Н.А. Энгельгардта, Ф.Ф. Зелинского и др.

Первая русская риторика называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», была написана предположительно в 1743 г., однако этот вариант был отвергнут академиками - немцами. Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии». Но М.В. Ломоносов и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски.

Основной его труд - «Риторика» 1748 г., стала первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде Ломоносов выделил собственно риторику - учение о красноречии вообще; ораторию - наставление к сочинению речей в прозе; поэзию - наставление к сочинению поэтических произведений.

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделил внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, изложил систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Для того чтобы быть хорошим оратором, надо владеть словом, знать приемы привлечения внимания слушателей. Качество лекции зависит от мастерства выступающего и от умения владеть аудиторией. Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику».

«Риторика» Ломоносова - это объемный труд, где предлагаются риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; рекомендации по проведению публичных выступлений. Автор выделил основные требования, предъявляемые к публичной речи, указывая на то, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано, должно излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркнул необходимость тщательного отбора материала и правильного его расположения.

Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук».

Ученый указал приемы словесного воздействия на слушателей, объяснил, как пробудить в них любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов: «разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: примечать то место, где не прикрыто».

В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном, - подчеркивал Ломоносов. - Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов исследовал украшения речи, которые состоят «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Это зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения речи, Ломоносов обращает внимание читателей на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждого звука и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть, называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков».

Современники, друзья и недруги, свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Враг ученого академик Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

Информация о работе Контрольная работа по «Риторика»