Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:07, реферат
От умения врача владеть словом, от уровня его речевой культуры зависит его профессиональная компетенция. В связи с этим язык медиков (прежде всего врачей-профессионалов), их речевое поведение является важным объектом лингвистических. Изучение медицинского дискурса дает возможность представить речевой облик современного врача, выявить эффективные способы речевого воздействия на пациента.
Введение
Понятие культуры речи
Особенности культуры речи медицинского работника
Примеры речевого поведения медицинских работников
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Филологический факультет
Кафедра теории языка
Культура речи медицинских работников
Выполнили: Араптанова Я.,
Черкашина Л.,
Лаута П.,ФР-301
Проверила: Панова А.А,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка
Челябинск 2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению профессионального общения врача с пациентом в различных коммуникативных ситуациях.
Врач - лингвоактивная профессия (понятие ввела Формановская Н.И.). Лучшие врачи во все времена понимали огромное значение общения врача с пациентом и сознательно воздействовали на пациента в лечебных целях. Известные психиатры XIX века утверждали, что нравственная сила убеждения является важнейшей составляющей частью лечебного процесса (И.Е. Дядьковский, Г.А. Захарьин). В XX веке над вопросами взаимоотношения врача и пациента раздумывали многие известные клиницисты, такие как H.H. Блохин, А.Р. Лурия, Т.С. Чадов , считавшие, что в сложном и многогранном процессе общения возникают новые отношения между врачом и пациентом.
От умения врача владеть словом, от уровня его речевой культуры зависит его профессиональная компетенция. В связи с этим язык медиков (прежде всего врачей-профессионалов), их речевое поведение является важным объектом лингвистических. Изучение медицинского дискурса дает возможность представить речевой облик современного врача, выявить эффективные способы речевого воздействия на пациента.
Объектом исследования является медицинский дискурс.
Предметом изучения в нашей работе
выступают стратегии и тактики
речевого поведения врача, а также
культура его речи как условие
эффективности
Предметом исследования является роль языка в процессе формирования профессиональной культуры врача.
Цель исследования состоит в изучении роли и функций языка как важного фактора развития профессиональной культуры врача, определении ключевых аспектов формирования профессиональной культуры врача с помощью языковых средств.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть роль речевого
этикета и вежливости в
2. Выявить характерные
3. Рассмотреть языковой аспект
взаимоотношений врача и
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования
заключается в уточнении и
обосновании категории
Глава 1
Понятие культуры речи
Культура речи – это распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.
В культуру речи, помимо нормативной
стилистики, включается регулирование
«тех речевых явлений и сфер, которые
ещё не входят в канон литературной
речи и систему литературных норм»—
то есть всего повседневного
С одной стороны культура
представляет собой «субъект — субъектные»
отношения, при которых профессионал
входит в культуру и, попадая в
эти отношения, продуцирует ее в
своей деятельности. С другой стороны
человек выступает как «
Талант общения требуют определенного уровня культуры, известного усилия, навыка со стороны Человека говорящего. Культура общения включает в себя также духовно-нравственную воспитанность человека, индивидуальный стиль и манеру поведения, в особенности, культуру его речи, устной и письменной.
Если ситуация прямого
общения, так называемой «языковой
игры» не осложнена никакими привходящими
обстоятельствами, то ее участникам прежде
и чаще всего необходимо стремиться
ко взаимопониманию. Это умение чувствовать
состояние другого человека, понимать
мотивы его намерений и поступков,
правильно истолковывать
Личность говорящего и предъявляемый ею образ играют весьма важную роль в процессе человеческого взаимодействия. Наблюдая за поведением, манерами, мимикой и пантомимикой, внешностью, осанкой, одеждой – всем тем, что позволяет личности так или иначе проявить себя, мы складываем представление о ней, формируем в своем сознании ее образ и делаем вывод, что представляет собой данная личность.
Говоря о человеке с
точки зрения его речевого поведения,
мы имеем в виду прагмалингвистические
параметры языковой личности и рассматриваем
общение как деятельность, имеющую
мотивы, цели, стратегии и способы.
Изучение речевого поведения предполагает
учет как невербальных средств, таки
различных компонентов
Общение — это, прежде всего, беседа. Слово отражает не только образовательные уровни говорящего и слушающего. Слово позволяет не только сообщить информацию, но и оттенить ее эмоциональный заряд. Содержание речи чрезвычайно важно.
Глава 2
Особенности культуры речи медицинского работника
В основе профессиональной
культуры лежит общая культура личности,
включающая важнейшие положения
культуры, носителями которой является
большинство членов профессионального
сообщества. Профессиональная культура
специалиста, представляющая собой
специфическую среду
Культура вербализуется
в языке, культурные смыслы
и ценности, являющиеся ядром
культурных универсалий,
Профессиональная культура
врача — это «субъект-
Структура профессиональной
культуры врача многоаспектна, поскольку
включает в себя систему специальных
профессиональных знаний, общекультурные
ценности, совокупность духовных компонентов,
отдельные специфические
Врачебную деятельность характеризует
специфический вид
Формирование высокой
профессиональной культуры
Глава 3
Примеры речевого поведения медицинских работников
Правильное употребление всех многообразных форм и степеней вежливости рассматривается как само собой разумеющееся и усваивается с самых ранних пор, практически с первых шагов ребенка. И всякое отступление, а тем более нарушение в применении соответствующих форм и степеней осуждается как нарушение общепринятых норм, непременных правил общения.
Повышенное внимание к
контексту общения (кто, что, как, кому
говорит), большая вариативность
передачи информации при отсутствии
общепризнанных стереотипов речевого
поведения профессионалов в сфере
«человек-человек» в современное
время приводит к явным или
скрытым столкновениям и