Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:26, лекция
Основная цель курса – помочь слушателям овладеть основами риторической грамотности: показать огромное многообразие речи, в том числе и в политической сфере, дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения.
Для этого вам необходимо научиться:
Это речь воодушевляющая речь, которая обращена, прежде всего, к эмоциональной сфере, содержит прямое обращение к чувствам. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать патриотические чувства, гордость и т.п., создавать хорошее настроение и на основе этого – желание выполнить порученное наилучшим образом.
Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия самими слушателями. Важно обратить внимание, что эта речь обязательно предполагает совершение какого-либо конкретного действия (прийти на собрание, на митинг и т.д.). Эта речь используется тогда, когда нет уверенности, что порученное будет выполнено.
В наибольшей степени организационная речь проявляется в жанре совещания, в ходе которого разрабатывается план совместных действий.
Совещание с членами организации проводится, если есть необходимость принятия коллективного решения на основе равного права каждого высказывать и обосновывать свое мнение, если в организуемом мероприятии задействованы одновременно интересы нескольких групп или членов этой организации, если для решения вопроса необходимо воспользоваться мнением представителей различных групп внутри организации.
При этом внутри речи на таком совещании могут быть использованы все виды речей, в том числе и воодушевляющая (в начале совещания до объявления его целей и задач или после подведения его итогов); и призывающая (в конце совещания, для усиления уверенности в том, что все намеченное надо выполнить) и т.д.
Обсуждение при организации какого-либо мероприятия обычно имеет три основных этапа:
На каждом из этих этапов ведущий должен оставаться коммуникативным лидером. В то же время первый и последний этап проведения обсуждения зависят преимущественно от него, а основная часть – не только от него, но и от конструктивности участия в совместном проекте всей группы.
При обсуждении очень важно, чтобы каждый участник знал, что его мнение тоже всех интересует и знал порядок предоставления слова, если группа большая.
Основные правила проведения обсуждения
Должны высказаться все участники обсуждения.
Совещание — не поле боя, на котором противник должен быть «уничтожен», поэтому необходимо стремиться к выработке общих подходов. Всегда можно найти точки соприкосновения, если только захотеть.
Речевое поведение руководителя совещания может строиться в соответствии с основными положениями инструкции:
1. В начале заседания четко
сформулируйте и объявите
2. Определите цели. Для этого обсудите возможность идеального решения проблемы, даже если это кажется недостижимым.
3. На правах ведущего задайте
рациональную структуру
4. Не допускайте возникновения спора. Говорить должен только кто-то один.
5. Руководитель совещания должен выслушивать мнения всех оппонентов! Никакие идеи не удерживаются так упорно, как те, которые не обсуждались. 6. Обязательно – подводить итоги после каждого пункта.
7. Чтобы исключить недоразумения,
руководитель совещания должен
при необходимости уточнять
8. Ищите возможность выработки альтернатив. Оказывайте поддержку авторам новых идей. Постарайтесь поощрить каждого из них. Рассмотрите альтернативы.
9. Готовьтесь к действию. Постарайтесь,
чтобы у каждого была четкая
инструкция его личных
10. В конце совещания приведите его итоги.
Некоторые советы руководителю
В течение совещания руководителю следует оставаться на нейтральных позициях. Постоянно поддерживайте разговор, не упускайте инициативу. Стимулируйте активность участников.
Управлять лучше всего с
помощью вопросов. Открытые вопросы
дают возможность для
Хотя для любого руководителя главное в деловом совещании — его итог, качественность, эффективность принятого решения, тем не менее, очень важны и чисто психологические последствия подобного мероприятия. Люди должны уйти с совещания, не испытывая раздражения по поводу происходившего, не ощущая антипатии к кому-то из присутствовавших, чье мнение получило признание большинства, и не испытывая чувства дискомфорта, если, скажем, какая-то собственная идея таким признанием не пользуется.
Иногда при бурно протекающем процессе обсуждения некоторые члены группы чувствуют, что их мнения не слышат. Они сидят сзади, не принимая участия в обсуждении. А может быть, именно у них в голове лучшее решение. Здесь полезно проверить, действительно ли каждый член группы вовлечен в обсуждение.
Используя обобщение, вы придадите мыслям и фактам более организованную форму. Полезно отметить индивидуальные или групповые чувства по отношению к фактам, особенно если обсуждение было жарким и противоречивым. Подводя итоги, поддерживайте визуальный контакт с каждым членом группы. Спрашивайте об их реакции на определение проблемы и ваши слова, предлагайте дополнить или поправить основные тезисы речи. Лучше побольше потратьте времени на то, чтобы группа пришла к согласию в определении проблемы и целей, чем потом выяснять это в ходе обсуждения других вопросов.
Известно, что умение общаться обусловливается тремя основными составляющими:
- умениями, связанными с
восприятием и пониманием
- умением сближать точки зрения – свою и собеседника;
Все эти задачи и должна решать любая публичная речь, но они тем более необходимы, если мы имеем в виду организационную и информационную речь.
Тема № 6
Искусство митинговой речи
Публичная агитационная речь в современной политической сфере связана, прежде всего, с речью на митинге (митинговой речью).
В.В. Виноградов писал, что ораторская речь – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление, ... - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке гражданского «действа». Этот драматический монолог как «действо» в сравнительно короткой речи (она длится в среднем 10-15 мин.) и должен совершить оратор на митинге.
Главная цель любого выступления на митинге – помочь его участникам осознать и укрепить свое единство в том, что касается повода сбора митингующих, а также осознать свою силу в единстве. Это может быть протест против чего-то (как правило, конкретного решения властей) или поддержка чего-то (тех же решений). Это может быть митинг солидарности или памяти, скорби.
Сама форма митинга предполагает, что его участники, как правило, очень многочисленны (от нескольких сот до десятков тысяч) и находятся в определенном эмоциональном состоянии, вызванном поводом, по которому все пришли на митинг.
При массовом общении участник митинга подвергается одновременному воздействию двух эмоциональных факторов: эмоционального состояния выступающих и возбуждения окружающих. Если эти факторы сливаются, это усиливает воздействие речи, если идут параллельно – возбуждение участников снижается. Если они противоречат друг другу по направленности – обращаются против оратора.
Все эти особенности митинга определяют выбор выступающих, речевую задачу каждого и содержание его речи.
На митинге должны выступать только те, кто не может не выступить, не может промолчать в данной ситуации, то есть только те, кто по каким-либо причинам имеет право на речь. При этом каждый из выступающих на митинге произносит свою речь не только от себя лично, но и от тех слоев и групп общества, которые он представляет.
Основная речевая задача каждого выступающего - выразить в свое отношение к тому событию, по поводу которого собрался митинг и призвать к какому-либо действию. Главной особенностью митинговой речи при этом является обязательность предельной открытости и заостренности выражения своей позиции по центральному вопросу. Полутона и недомолвки в этой ситуации неприемлемы. По законам жанра в митинговой речи, скорее, приветствуется ее категоричность.
Огромная аудитория, ее эмоциональный накал требуют коротких и емких формул, которые выражали бы основную мысль выступления, разделялись бы всеми участниками митинга, были бы всем слышны, понятны и которые запоминались бы больше, чем остальная речь. Как правило, этими речевыми формулами становятся лозунги и призывы.
Лозунг и призыв очень тесно связаны и, по сути, представляют собой две формы выражения основной идеи митинга или конкретной речи на нем. Различия между ними можно свести к следующим: лозунг – более короткое, сжатое выражение призыва, обращенное ко всем, в отличие от собственно призыва, обращенного к конкретному адресату. Кроме того, призыв подразумевает побуждение совершить какое-то конкретное действие, а лозунг – присоединиться к выраженной в нем позиции.
Лозунги и призывы выполняют несколько функций в митинговой речи: проясняют позицию оратора, повторяя ее в краткой и понятной форме, они легко запоминаются. Их повторение возвращает слушателей к мыслям в нужном оратору направлении, активизирует участников митинга в эмоциональном плане, придает речи связность и энергичность, задает ее ритм и т.д.
Лозунги и призывы тем самым отражают одну из главных особенностей публичной агитационной речи на митинге: она строится на различных видах повтора и на управлении эмоциями митингующих.
В то же время митинговая речь включает в себя все черты любой ораторской речи. Прежде всего – ее диалогичность, устность, повышенную эмоциональность и импровизированность. Диалогичность в этом ряду выступает первой не случайно. Поскольку главной целью митинга является осознание единства и силы собравшихся, все речевые средства, подчеркивающие общность оратора и всех собравшихся, становятся содержательными компонентами речи. Отсюда и повышенная эмоциональность как средство эмоционально-психологического «заражения» аудитории своими идеями, и обязательная устность выступления, которая усиливает контакт между митингующими (нет коммуникативного барьера в виде листочков) и убедительность речи (раз человек говорит свое, а не читает, - значит, и вправду так думает). Отсюда – и необходимость откликаться на любые изменения в ситуации, на речи других ораторов, и как следствие, - элементы импровизации в речи.
Итак, митинговая речь – это короткое яркое очень эмоциональное выступление, основанное на разнообразных повторах.
Непродолжительность выступления на митинге определяется, во-первых, ограниченным терпением слушателей при большом числе желающих выступить; во-вторых, большими энергозатратами и напряжением голоса выступающих, вынужденных, как правило, перекрывать голосом шум улицы и митингующих. Соответственно, в коротком выступлении возрастает значимость всех компонентов митинговой речи, начиная от яркого сплачивающего обращения, до концовки – призывов поддержать, протестовать, и т.д.
В основе словесного оформления митинговой речи лежит публицистический стиль, сочетающий задачи сообщения и воздействия. Для публицистического стиля характерны общественно-политическая лексика, метафоры с оценочным значением, фразеологизмы, средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи, то есть все то, что позволяет сделать речь более насыщенной, оригинальной, легко воспринимающейся, эмоциональной.
Оратору очень важно в своей речи не только выразить свои эмоции, но и «заразить» ими всех участников митинга, поэтому для митинговой речи выбираются яркие однозначные эмоции, которые могут всех объединить. Это прежде всего гордость, благодарность, восхищение и т.д. В то же время замечено, что сила эмоций возрастает, если они соседствуют с противоположными чувствами: негодованием, гневом, возмущением. Опытные ораторы строят свою речь так, чтобы в них были разнообразные эмоции, чередуя части выступления, стимулирующие те или иные эмоциональные реакции.
Особая роль в этом принадлежит интонации. Если в обычном высказывании с помощью интонации передается до 40 % информации, то в митинговой речи, в которой не всегда удается разобрать все слова из-за шума митингующих или погодных помех, главное, что воспринимается – это интонация.
Интонация митинговой речи должна быть явной, яркой и разнообразной, насыщенной эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и призывами. Кроме того, интонация выступающего должна передавать его убежденность в своей правоте и силу отстоять эти убеждения.
Тема № 7
Искусство диалога в СМИ
В средствах массовой информации, как видно уже по самому их названию, преобладает информационная речь. В то же время эта речь в СМИ имеет свои особенности, вызванные численностью и разнородностью адресата.
В этой связи в сочетании «массовая информация» принципиально важно разграничить два значения определения «массовая»: 1) наиболее социально значимая для массового адресата; 2) рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства. Мы будем принимать во внимание преимущественно первый из этих пунктов, хотя многие издания предпочитают принимать во внимание в основном второй из них.
Информационная речь в СМИ, прежде всего, должна выполнять свою основную функцию: сообщать о фактах, событиях, процессах, давать новые сведения о том или ином предмете; о явных или скрытых взаимосвязях между явлениями, фактами, событиями и т.д. Однако информационная речь будет различаться в манере подачи материала и в зависимости от того,
где именно: в прессе, на радио или на телевидении эта речь будет размещена;
в какой форме: устной или письменной она происходит;