Мастерство устного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:44, реферат

Описание работы

Рано или поздно мы все сталкиваемся с необходимостью держать речь перед аудиторией - это и выступление с лекцией, докладом, участие в обсуждении различных производственных и организационных проблем, проектов, презентаций. И вот миг настал – и перед нами другие люди, к которым нужно обратиться с устным выступлением. То, что выступить состоится - естественно и не подлежит сомнению. Другое дело каким оно будет, как заинтересовать аудиторию, убедить, повлиять на нее, будут ли понятны и убедительны доводы, не будут ли слушатели зевать от монотонности оратора…

Содержание работы

I. Вступление 3
II. Типы устных публичных выступлений 3
1. Информационное 3
2. Аргументирующее 4
3. Убеждающее 4
4. Побуждающее 4
5. Эпидейктическое 5
а. Протокольно-этикетное 6
б. Развлекательное 6
III. Общие требования к публичному устному выступлению 6
IV. Типы аргументов 8
V. Способы аргументации 9
VI. Способы подготовки публичного выступления 10
VII. Подготовка конспекта 11
VIII. Общие принципы построения основной части устного
публичного выступления 13
IX. Правила организации начала, середины и конца устного
публичного выступления 14
X. Трудности публичного выступления 16
XI. Заключение 16
XII. Список литературы и других информационных ресурсов 16

Файлы: 1 файл

Реферат_publ.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

Кафедра   социально-гуманитарных дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Мастерство  устного выступления 
 
 

                                                                         ВЫПОЛНИЛ:

                                                                        

                                                                          
 

                                                                        
 
 
 

                ПРОВЕРИЛ: 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление: 
 

  1. Вступление          3   
  2. Типы устных публичных выступлений      3
    1. Информационное        3
    2. Аргументирующее        4
    3. Убеждающее         4
    4. Побуждающее        4
    5. Эпидейктическое        5
      1.   Протокольно-этикетное      6
      2. Развлекательное       6
  3. Общие требования к публичному устному выступлению   6
  4. Типы аргументов         8
  5. Способы аргументации        9
  6. Способы подготовки публичного выступления     10
  7. Подготовка конспекта        11 
  8. Общие принципы построения основной части устного

    публичного  выступления        13

  1. Правила организации начала, середины и конца устного

    публичного  выступления        14

  1. Трудности публичного выступления      16
  2. Заключение          16 
  3. Список литературы и других информационных ресурсов   16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Вступление
 

        Рано или поздно мы все сталкиваемся с необходимостью держать речь перед аудиторией - это и выступление с лекцией, докладом, участие в обсуждении различных производственных и организационных проблем, проектов, презентаций. И вот миг настал – и перед нами другие люди, к которым нужно обратиться с устным выступлением. То, что выступить состоится - естественно и не подлежит сомнению. Другое дело каким оно будет, как заинтересовать аудиторию, убедить, повлиять на нее, будут ли понятны и убедительны доводы, не будут ли слушатели зевать от монотонности оратора… Для того, чтобы выступление было успешным, интересным и, как следствие, эффективным необходимо ознакомиться с типами устных публичных выступлений, особенностями их целевой аудитории, четко представлять себе цель каждого типа. Кроме того, необходимо иметь представление о видах и способах аргументации и научиться  правильно готовиться к такому ответственному мероприятию, как устное выступление. 

    1. Типы  устных публичных  выступлений

   Устное  публичное выступление – это  речь продуманная, подготовленная, намеренно  выстроенная и произнесенная с определенной целью.

   Оратор  обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения  выделяются следующие типы устных публичных  выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

    1. Информационная (информирующая) речь.

     Цель  речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора. К разновидностям информационной речи относят доклад (научный, деловой), монолог учителя, лекцию, отчет, сообщение, инструкции, объявление о предстоящем событии.

Для того, чтобы информационная речь имела  успех, следует соблюдать некоторые рекомендации. В речи не должно быть ничего спорного, неразрешимого, она должна побуждать любознательность, давать исчерпывающую информацию, быть актуальной и интересной для соответствующей аудитории, а также содержать много полезных фактов. В такую речь можно даже включить элементы драматизма. Материал, состоящий не более чем из 2-3 разделов, необходимо излагать рационально, оперируя безупречной аргументацией. Причинно-следственные и условно-следственные связи излагаемой речи должны быть четко обозначены. 
 

    1. Аргументирующая речь.

     Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления  в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.

     Убеждать  можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

    1. Убеждающая речь.

     Убеждает  в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса. К разновидностям убеждающей речи относятся выступление в научной и политической дискуссиях и выступление за круглым столом.

     Для успеха убеждающей речи она должна быть краткой (не более 3 минут), убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации, нужно использовать короткие фразы и помнить, что при произнесении убеждающей речи психологические доводы эффективнее логических. При этом необходимо помнить, что эмоциональной перенасыщенности нужно избегать, поэтому сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости) следует не проявлять, а затрагивать

    1. Побуждающая речь.

     Убеждает  в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте! Речь на митинге, на предвыборном собрании, прямой призыв к действию, речь-протест – это все примеры побуждающей речи. Произнося побуждающую речь нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей, речь должна приводить аудиторию к согласию, вызывать интерес, учитывать, может ли аудитория совершить действие. Завершаться она должна прямым призывом к действию.

     Особое  место среди агитационных выступлений  занимают Митинговые выступления.

     Их  цель - эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию.

     Выступление с политическим призывом, выступление с протестом, предвыборные выступления, призыв к действию – это виды митинговых выступлений. Аудитория на митингах многочисленна и следовательно происходит понижение интеллектуального уровня слушателей (возникает так называемый «эффект толпы»), разнородна, неподготовлена, поэтому здесь эффективна индуктивная подача материала. Также необходимо учитывать сильный механизм заражения  - эмоция у такой аудитории усиливается в 4 раза. Ввиду сильной восприимчивости к эмоциональным призывам аудитория на митинговых выступлениях быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!). Такие особенности как затрудненная реакция на конструктивные предложения и высокий уровень внушаемости предъявляют высокие требования к оратору и выступлению.

     Для того, чтобы речь имела успех нужны  решительность изложения, повышенная громкость, заметная эмоциональность оратора, краткость (2–3 мин), короткие фразы, афористичность. Лучше отстаивать только один тезис, обсуждать только одну проблему. Кроме того, залогами успеха речи на митинге являются:

– критика  иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к  действию в простой, ясной для  восприятия форме (я призываю вас  к...);

– выражение  общих интересов: использование  позиции «мы» (я выступаю от...; я  представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторяться, нужно развивать или  опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;

– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а  не о прошлом;

– конкретно  называть недостатки и виновных;

– выявлять причины неблагополучия;

– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

    1. Эпидейктическая (торжественная) речь.

     Аристотель  называл ее речью на случай. Такие речи произносят в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения. Ее цельь — воодушевление и сплочение коллектива.

     Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.

     Эпидейктической речью может быть похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе), похвала деятельности всего коллектива, похвала явлению, осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.

     Эпидейктической речь делимтся на протокольно-этикетные и развлекательные выступления. 
 

         а. Протокольно-этикетные выступления.

     Цель  этих выступлений - соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета или ритуала. Это приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, речь при официальной встрече гостей, траурная речь, речь на открытии чего-либо, вступительное слово перед официальным мероприятиям, выступление с оценкой заслуг человека или организации, моральная проповедь.

     Для успеха речи она должна быть краткой (не более 3 мин.), в меру эмоциональной, должна произноситься энергично, не содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения. В ней не должно быть информации, которая вызовет другую реакцию, кроме одобрения, она должна вносить ясность в проблему, должна подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни. Важное условие – нужно произносить ее без бумажки для ого, чтобы усилить впечатление понятности ситуации и решаемости затрагиваемых проблем. Несмотря на свое официальное сухое название протокольно-этикетное выступление должно пробуждать чувства восторга, благодарности, преданности.

         б.Развлекательные выступления.

     Цель  – развлечь слушателей, дать возможность  приятно провести время. К развлекательным выступлениям относятся тосты, речи на банкете, рассказ в компании о забавном случае.

     Развлекательная речь должна поддерживать внимание и  интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца ведь она предназначена для приятного общения на досуге. Чтобы речь имела успех следует помнить, что основное требование таких устных выступлений это безконфликтность. Нет необходимости соблюдать единство развития – можно сочетать серьезное и шутку, правду и вымысел, использовать преувеличение и много личного, самоиронию, шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех или иных профессий).

Информация о работе Мастерство устного выступления