Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:44, реферат
Рано или поздно мы все сталкиваемся с необходимостью держать речь перед аудиторией - это и выступление с лекцией, докладом, участие в обсуждении различных производственных и организационных проблем, проектов, презентаций. И вот миг настал – и перед нами другие люди, к которым нужно обратиться с устным выступлением. То, что выступить состоится - естественно и не подлежит сомнению. Другое дело каким оно будет, как заинтересовать аудиторию, убедить, повлиять на нее, будут ли понятны и убедительны доводы, не будут ли слушатели зевать от монотонности оратора…
I. Вступление 3
II. Типы устных публичных выступлений 3
1. Информационное 3
2. Аргументирующее 4
3. Убеждающее 4
4. Побуждающее 4
5. Эпидейктическое 5
а. Протокольно-этикетное 6
б. Развлекательное 6
III. Общие требования к публичному устному выступлению 6
IV. Типы аргументов 8
V. Способы аргументации 9
VI. Способы подготовки публичного выступления 10
VII. Подготовка конспекта 11
VIII. Общие принципы построения основной части устного
публичного выступления 13
IX. Правила организации начала, середины и конца устного
публичного выступления 14
X. Трудности публичного выступления 16
XI. Заключение 16
XII. Список литературы и других информационных ресурсов 16
Различные виды речь тесно переплетаются на практике, выступление приобретает комплексный характер (информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие), все эти типы должны органично вплетаться в текст выступления.
1. Понятность главной мысли, доступность изложения. По словам П. Сопера, «непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятой нужно, во-первых, ее иметь, то есть твердо знать, что хочешь сказать; во-вторых, сделать ее доступной слушателям. В результате аудитория должна быть в состоянии ответить на вопрос и сформулировать словами, что оратор хотел сказать.
2. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.
3. Краткость – важно соблюдать регламент и даже чуть-чуть сэкономить время, т. к. оратор, который закончил выступление на 1–2 мин. раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.
4. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите так, как если бы вы разговаривали с Джоном Смитом. Аудитория не что иное как сумма Джонов Смитов». Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.
5. Сдержанная эмоциональность, которая должна быть приятной для слушателей и оказывать положительное воздействие. Иначе слушатель будет испытывать чувство неловкости. Обращаться к фактам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
6. Выраженная потребность донести мысль до слушателей – слушатели должны видеть, что все этого говорится именно для них. Без обращенности к аудитории выступление усваивается хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна ощущаться на протяжении всего выступления.
7. Установление контакта с аудиторией – контакт с аудиторией предполагает:
– корректировку речи по ее ходу;
– управление поведением аудитории;
– управление собственным поведением.
Контакт
может устанавливаться не сразу,
только с течением времени или
с применением специальных
Основными недостатками современного речевого общения являются его агрессивность и демагогичность. Ораторы нередко манипулируют общественным сознанием, употребляя обороты Как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу адресату (Как думающий, интеллигентный, современный человек, вы не можете не согласиться...), представляя субъективное мнение в форме категорического суждения.
В арсенале ораторов — разнообразные приемы «скольжения», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. Например, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (Лагерь для перемещенных лиц вместо концентрационный лагерь), слова с отрицательной оценочностью (Шпион вместо разведчик), выражения с расплывчатым значением (Потребительская корзина), синекдоха (когда часть используется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль как обозначение парламента или президентской администрации).
Установка на борьбу (атональность) участников современного речевого общения очевидна. Приведем только небольшой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонента; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обвинение (Бред сивой кобылы), высокомерный ответ (Это знает любой школьник), игра на самолюбии; психологическое давление; ложные аргументы; аксиоматические высказывания, якобы не требующие аргументации («Россия — самая читающая страна в мире»). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (Подставить, наехать, шестерки и т. п.), а также в его «военизации» (Перейти в наступление, передний край борьбы).
Аргументация – процесс приведения доказательств в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументация – это Система утверждения, т. е. они должны быть связаны друг с другом. Аргументация – это Процесс, т. е. нужно расположить аргументы в определенной продуманной последовательности.
Типы аргументов.
1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они:
– правдивы, опираются на авторитетные источники;
– доступны, просты и понятны;
– максимально близки установившимся в аудитории мнениям;
– отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.
2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые вами позиции не обладают этими качествами.
Нужно пользоваться наиболее сильными аргументами:
– научные аксиомы;
– законы и официальные документы;
– законы природы;
– выводы, подтвержденные экспериментально;
– заключения экспертов;
– ссылки на признанные авторитеты;
– цитаты из известных авторов;
– показания очевидцев;
– статистические данные.
Оптимальное число аргументов три: один аргумент – просто факт; два – можно возразить: во-первых, во-вторых; на три возразить труднее, четыре аргумента аудитория начинает воспринимать не как систему доказательств: кто много доказывает, тот ничего не доказывает.
V. Способы аргументации
1. Нисходящая – В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом (Прошу обратить внимание на бедственное положение дома, где я живу. Прошу помочь.).
Достоинства такой аргументации:
– легче привлечь и поддержать внимание аудитории;
– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;
– первые аргументы лучше запоминаются.
Эффективна в слабоподготовленной, малозаинтересованной аудитории.
Восходящая – Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.
Достоинство такой аргументации – доведение мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.
Эффективна в подготовленной, заинтересованной аудитории, если:
– атмосфера
в аудитории спокойная и
– мысль, которую нужно обосновать сложна;
– аудитория может сделать самостоятельный анализ.
2. Односторонняя – Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив).
Эффективна, если люди имеют свои взгляды на материал, в малообразованной аудитории, но позволяет выработать менее стойкие убеждения, учит воспринимать готовые мысли.
Двусторонняя – слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать. Разновидность ее контраргументация: оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента – реального или вымышленного («чучело оппонента»). Прием «изобретения оппонента» – оратор возражает сам себе по ходу выступления (Могут сказать, что…, можно предвидеть возражение, что…, здесь нередко возражают, что…)
Эффективна, если
– аудитория
негативно относится к
— в подготовленной аудитории.
Достоинства такой аргументации:
— позволяет выработать иммунитет к манипулированию сознанием;
– позволяет выработать более стойкие убеждения;
– учит анализировать, делать самостоятельные выводы.
3. Индуктивная – Изложение построено от фактов к выводу. Разновид-ность – выступление по аналогии (Не только там, но и у нас). Повышается доступность идеи, но не убедительность (У нас так никогда не будет).
Эффективна в женской, молодежной аудитории (от 18 до 23), в гуманитарной аудитории.
Дедуктивная – Изложение построено от общей посылки к фактам.
Эффективная в мужской, естественнонаучной аудитории, у более взрослой (больше 23 лет), критически настроенной аудитории (оратор сразу должен заявить о своих убеждения).
4. Опровергающая – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Позитивные аргументы не приводятся совсем или им уделяется мало внимания. Результаты ее устойчивей к оказываемому давлению.
Поддерживающая – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
Выбор
способа подготовки зависит от подготовленности
оратора и ответственности
1. Экспромт – выступление без подготовки.
2. План-конспект
выступления – используют
3. Текст
выступления, который читается
– используют менее
4. Воспроизведение
наизусть по памяти –
Возможны комбинированные способы подготовки.
Подготовка выступления начинается с обдумывания. При этом советуют:
- не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению;
– не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»;
– выбрать 1–2 аспекта или вопроса (удобно для восприятия);
– всегда иметь "резервные знания" (термин Д. Карнеги) – материала должно быть больше на 1/3, это придает уверенность;
– мысленно разбить выступление на 3–4 тематических комплекса (Сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...);
– совет Д. Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли (Очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что…);
– проговорите основные мысли, то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах;
– не готовьтесь
к выступлению за один раз, лучше
несколько дней, делайте перерывы,
готовьтесь блоками, так лучше запомните.
Для успеха устного выступления к нему необходимо готовиться. Ведь не зря говорят, что даже экспромт должен быть хорошо подготовлен! Непреложный способ подготовки – подготовка конспекта, при создании которого следует руководствоваться следующими советами: