Место речевой агрессии в телепередачах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в телепередачах.
Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:
Выяснить, как именно проявляется агрессия
Классифицировать речевую агрессию по видам
Определить случаи применения речевой агрессии в телепередачах
Определить последствия речевой агрессии.

Содержание работы

Введение
Различное определение понятий речевой агрессии
Виды речевой агрессии
Способы речевой агрессии
Речевая агрессия на телевидении
Последствия применения речевой агрессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

место агрессии в телепередачах.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Государственный университет морского и речного флота

им. адмирала С.О. Макарова

 

Кафедра Русского языка

 

Реферат на тему:

«Место речевой агрессии в телепередачах»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 
Группы ЭФ-15 
Мишкина М.А.

Проверила:

Прохорова Л.С.

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание:

  1. Введение
  2. Различное определение понятий речевой агрессии
  3. Виды речевой агрессии
  4. Способы речевой агрессии
  5. Речевая агрессия на телевидении
  6. Последствия применения речевой агрессии
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

 

В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни  общества. И, к сожалению, сейчас стало  повсеместно проявляться  явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля над соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в телепередачах проявляется по разному: жаргонизация, упрощение языка до бытового уровня (дабы показаться телезрителю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.

При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление  речевой агрессии в телепередачах.

Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:

    • Выяснить, как именно проявляется агрессия
    • Классифицировать речевую агрессию по видам
    • Определить случаи применения речевой агрессии в телепередачах
    • Определить последствия речевой агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различное определение  понятий речевой агрессии

 

Речевая агрессия - явление  многогранное, которое может затронуть  практически все сферы жизни  человека по причине того, что общение  фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия»  по-разному трактуется исследователями.

Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное  и настойчивое навязывание собеседнику  определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать  собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.

Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное  открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее  целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение  в полемике».

Речевая агрессия - намеренная нацеленность на оскорбление или  причинение вреда человеку посредством  речевых различных речевых способов.

Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к определению, что речевая агрессия осуществляется при помощи речи и влияет на сознание человека. А изменения личностных установок, причинение вреда человеку это уже следствие негативного  влияния на сознание

 

 

 

 

 

Виды речевой  агрессии

 

Психологическая трактовка видов  речевой агрессии.

    • Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания.

Хaрaктеристики:

1) требует немедленного  подчинения

2) угрожает неприятными  последствиями 

3) использует словесное  оскорбление или унижение другого  человека (группы лиц), проявляет  сарказм или высмеивает.

    • Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
    • Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
    • Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.

Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:

    • Эксплицитная речевая агрессия - ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
    • Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.

По интенсивности речевой  агрессии можно выделить следующие 2 вида:

    • Сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть в публичных дискуссиях В.В. Жириновского), когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.
    • Слабая (стертая) речевая агрессия - агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости (в качестве примера можно привести иронию)

По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:

    • Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
    • Неосознанная или недостаточно осознанная речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется тем, что оскорбление или оказание влияния на оппонента не является главной целью невольного агрессора (например, это используется, при попытке говорящего своей репликой повысит себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы речевой  агрессии

 

  • Немотивированное, затрудняющее понимание текста использование иноязычной лексики
  • Экспансия жаргонизмов
  • Инвективная лексика - лексика, унижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме
  • Излишняя метафоризация
  • Использование фразеологизмов, связанных с негативно оцениваемыми ситуациями
  • Использование имен нарицательных, соотносимых с определенными отрицательно оцениваемыми явлениями
  • Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.

 

Хочется подробнее рассказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у зрителя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме

Из-за частоты проявления речевой агрессии, лингвисты стали  всесторонне изучать, как именно это явление проявляет себя в  различных сферах общественной жизни. Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться не строго лингвистическими терминами, а оценочными, в наши дни чрезвычайно высок уровень агрессивности в речевом поведении людей. Необыкновенно активизировался жанр речевой инвективы, использующий многообразные образные средства негативной оценки поведения и личности адресата - от экспрессивных слов и оборотов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до грубо просторечной и обесцененной лексики. Все эти особенности современной устной и, отчасти, книжно-письменной речи - следствие негативных процессов, происходящих во внеязыковой действительности; они тесно связаны с общими деструктивными явлениями в области культуры и нравственности”. Исследования вербальной агрессии ведутся в разных направлениях. Вербальная агрессия осмысляется в аспекте экологии языка как выражение антинормы, как средство засорения речи. Проявления речевой агрессии исследуются в жанрах разговорной речи как факторы, оказывающие отрицательное эмоциональное воздействие на адресата, как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта. Обращение к изучению обесцененной лексики русского языка тоже свидетельствует об интересе к вербальной агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая агрессия на телевидении

 

На телевидении в различных  дискуссионных телепередачах, интервью и тому подобных программах очень  часто возникает проявление речевой  агрессии. Это вполне объяснимо, ведь каждый коммуникант старается повлиять на остальных участников дискуссии, чтобы захватить коммуникативное пространство. Но так как на телевидении есть определенная цензура, то публичная дискуссия, а соответственно и речевая агрессия принимает иные формы. Итак, основные отличия дискуссий на телевидении:

    • Равноправие коммуникантов, несмотря на социальный статус.
    • Примерно одинаковое время, отведенное для высказывания каждого дискуссирующего.
    • Наличие цензуры.
    • Речь всех участников дискуссий должна быть понятна телезрителю и другим коммуникантам.
    • Контроль над ходом дискуссии осуществляет ведущий.

Эти правила должны быть обязательны для исполнения на телевидении, но они перестают соблюдаться, как только один или несколько коммуникантов пытаются захватить коммуникативное пространство. И здесь они часто пользуются речевой агрессией как инструментом, который способен повлиять на массовое сознание телезрителей

Если коммуникативный  дисбаланс будет достигнут кем-то из участников дискуссии, то именно этот коммуникант, в пользу которого коммуникативный перевес, будет иметь реальную возможность установить свою точку зрения как основную.

Захватить коммуникативное  пространство возможно двумя способами:

    1. Обоснованно и убедительно подтверждать свою точку зрения фактами
    2. При помощи средств речевой агрессии подавить оппонентов, тем самым, оттеснив и нарушить баланс дискуссии в свою пользу.

Рассмотрим захват речевого пространства путем использования  средств речевой агрессии. Как  упоминалось выше, речевая агрессия бывает имплицитной или эксплицитной, и в публичной дискуссии один участник может правильно сочетать оба данных вида (например, в теледебатах  лидер фракции ЛДПР В.В. Жириновский  искусно сочетает прямые явные оскорбления  и скрытую иронию, часто переходящей  в сарказм).

Попытки захватить речевое  пространство начинаются еще в завязке  дискуссии, а именно во время представления  участников. Именно во время представления  озвучиваются профессии или сферы  деятельности коммуникантов, что может повлиять на других членов дискуссии из-за так называемого «фактора профессионала». Даже при не использовании данного фактора остальные участники постараются не спорить с данным человеком по теме, которая входит в сферу его деятельности.

В качестве «оттенка» данного  фактора также можно привести какое-либо хобби (в публичных дискуссиях участники нередко акцентируют  своё внимание на их увлечении вопросом, который непосредственно связан с предметом дискуссии) или наследственную принадлежность (например, в дискуссиях на изотерические темы часто можно  услышать про «наследственных гадалок»).

Способом усиления «фактора профессионала» может быть использована специальная профессиональная кодировка. Это всевозможные профессиональные термины, профессиональный жаргон, юмор. Подача человеку непонятной ему информации лишает его возможности адекватно и аргументировано ответить, а агрессору это наоборот дает возможность расширения коммуникативного пространства за счет подавления оппонента.

В самом агрессивном виде это может проявиться в прямом указании на профессиональную некомпетентность оппонента в данном вопросе (например: «Вы ничего в этом не понимаете, потому что вы никогда этим не занимались»), также могут задаваться различные провокационные вопросы, цитаты и ссылки на несерьезные для данной дискуссии темы (анекдоты, реклама и так далее).

Следующий прием может  быть применен и как способ агрессии на телевидении, и как способ защиты от использования профессиональной кодировки. Это прием намеренно  нечеткого определения его вида деятельности, который понижает профессиональный статус оппонента и ставит вопрос о его компетенции в вопросе, обсуждаемом участниками дискуссии. Этот способ особенно эффективен на фоне контраста статуса говорящего и  его позиции по предмету обсуждения (вы грамотный политик, а говорите о создании утопичного государства).

Другим способом подавления оппонента является фактор коммуникативной  компетенции. Присуждение оценочных  характеристик чужому высказыванию напрямую показывают степень его  коммуникативной компетенции. Поэтому  если дать негативную оценку оппоненту, то это, возможно, подавит его инициативу, что приведет к захвату коммуникативного пространства. Также негативная оценка, которая эмоционально подана правильно, дискредитирует коммуникативную компетенцию  партнера и, следовательно, обесценивает всю изложенную им информацию. Приведем в пример некоторые способы обесценивания информации

    • Оценка высказывания партнера с точки зрения его значимости и уместности в данной дискуссии (выражение мнения о том, относится это к теме или нет).
    • Оценка высказывания партнера с точки зрения жанровой особенности дискуссии («Это серьёзный разговор, а не балаган!»).
    • Оценка лингвистических средств, применённых партнером (указание на неправильное значение слова или термина).

Информация о работе Место речевой агрессии в телепередачах