Место речевой агрессии в телепередачах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в телепередачах.
Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:
Выяснить, как именно проявляется агрессия
Классифицировать речевую агрессию по видам
Определить случаи применения речевой агрессии в телепередачах
Определить последствия речевой агрессии.

Содержание работы

Введение
Различное определение понятий речевой агрессии
Виды речевой агрессии
Способы речевой агрессии
Речевая агрессия на телевидении
Последствия применения речевой агрессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

место агрессии в телепередачах.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)

Данные способы обесценивания  информации приводят к полному или частичному игнорирования содержания высказывания оппонента, следствием этих действий опять же становится коммуникативный дисбаланс

Прямо высказанная негативная оценка об истинности информации, ярко эмоционально выраженная (это все  наглая ложь!).

Негативная оценка высказывания оппонента, высказанная посредством  собственного аффективного состояния (я очень сильно потрясен тем, что  вы здесь говорите!).

В телевизионных дискуссиях могут применяться различные  имплицитные способы речевой  агрессии. Так , например, существует способ выражения своей негативной оценки оппоненту - «обезличивание» партнера. Обезличивание может выполняться следующими способами:

    • Обращение к оппоненту по половому признаку (мужчина, что вы говорите?!).
    • Обращение по профессиональному признаку (Тут представитель нефтяной промышленности говорит о невероятных преобразованиях экономики).
    • Обращение к оппоненту по его принадлежности к какой-либо организации (Послушаем, что нам скажет член партии «N»).
    • Обращение с использованием имен прилагательных (Уважаемый, вы не понимаете то, что вы говорите).

Данный способ речевой  агрессии на телевидении используется для демонстрации незначимости партнера при обсуждении темы дискуссии. Это дистанцирует оппонента от других участников дискуссии и понижает его статус в глазах телезрителей.

Таким образом, смысловые  способы создания коммуникативного дисбаланса можно свести к ряду обобщения. По мнению говорящего, речевой партнер  не имеет «права на речь», т.к. он:

 а) профессионально  некомпетентен; 

б) не обладает достаточной  коммуникативной компетентностью;

в) сообщает неистинную информацию;

 г) не обладает должным  авторитетом и потому не имеет  права на идентифицирующее обозначение.

Борьба за захват речевого пространства может осуществляться и через структурно-смысловое  нарушение речевого процесса. Речевая  интервенция над остальными партнерами по дискуссии становится одной из главных целей, поставленной участниками. Данное коммуникативное намерение  реализуется как на структурном, так и на смысловом уровне. Для  этого используются различные способы  нарушения структуры диалога: перебивание  оппонента, попытка «заглушить»  его собственными репликами, увод от главной темы дискуссии. При этом дискредитация речевого партнера может  происходить и на содержательном уровне внеочередного высказывания. Перехват речевого хода обусловлен намерением сбить программу коммуникации и  тем самым получить коммуникативное  преимущество.

 Высказывание агрессора  несет в себе сразу 2 цели:

1) выразить прямо или  косвенно отношение к адресату  и 

2) захватить коммуникативное  пространство.

 Но проблема применения  речевой агрессии на телевидении  (для тех, кто её применяет)  состоит в том, что на телевидении  присутствует определенная законом  и этическими нормами цензура.  Поэтому если речевая агрессия  будет применяться слишком активно,  то это может вызвать отвращение  у зрителя и у других участников  дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия применения речевой агрессии

 

Сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах: общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление) и собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).

Опасность применения речевой  агрессии в средствах массовой информации состоит в том, что люди со склонностью  к внушаемости могут проецировать речевую агрессию в реальную жизнь, а это уже может привести к  агрессии физической. Так, например, после  показа телесериала «Бригада» органами внутренних дел были задержаны несколько  подростковых банд, которые именовали  себя «бригадой». К тому же многие жаргонизмы, услышанные на телевидении, люди часто  употребляют в жизни.

Одна из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение с  неокрепшим сознанием начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил, которое  употреблять, вообще не следует.

Таким образом, мы наблюдаем  широкую распространенность речевой  агрессии. При этом наблюдается относительная  лояльность к этому явлению со стороны современного общества.

Все сказанное позволяет  сделать следующий важный вывод:

Основная опасность речевой  агрессии в социальном отношении  заключается в недооценке ее опасности  общественным сознанием.

Коммуниканты, намеренно  нарушая речевые и этические  нормы, часто отрекаются от оскорбительности сказанного ими, тем самым пытаясь  уйти от ответственности за данное нарушение.

Кроме того, в ситуации речевой  агрессии происходит стремительное  нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех, даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения.

Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения:

    • затрудняет полноценный обмен информацией;
    • тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга;
    • делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной работы я рассмотрела явление речевой агрессии, поэтому цель реферата может считаться выполненной.

Существует три вида силы воздействия человека (сила мысли, сила слова, сила действия), из которых, благодаря  развитию средств коммуникации, в  современном мире особенно развита  сила слова. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым  условием, обеспечивающим коммуникативную  безопасность отдельной личности и  общества в целом. Но не только изучение данной проблемы должно производиться  для уменьшения последствий речевой  агрессии, но и законодательное регулирование  речи в средствах массовой информации. Без правового обеспечения данного  вопроса не будет существовать рычагов  воздействия на средства массовой информации в сфере речевой культуры.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: Вторжение в коммуникативное пространство. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2006. - 252 с.
  2. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Под ред. В.К. Мальковой. М., ИЭА РАН. 2002. - С.105.
  3. Солдатова Г., Шайгерова Л. Комплекс превосходства и формы интолерантности - Век толерантности. 2001, №2 -С.2-10.
  4. Юлия Владимировна Щербинина: Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления-ООО «ЛитРес», 2004. - 5 с.
  5. Майданова Л.М. Диссертация. Современные российские лозунги как сверхтекст − <http://31f.ru/dissertation/25-dissertaciya-sovremennye-rossijskie-lozungi-kak-sverxtekst.html>

 

  1. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи / Русский язык конца XX столетия. М., 1996. - С.385-386. 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Место речевой агрессии в телепередачах