Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:54, реферат
Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной способности неслышащего, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений. При работе с такими детками видно, с какими барьерами в общении им приходится сталкиваться.
РЕФЕРАТ.
По основам риторики.
Тема: Межличностные отношения детей с нарушенным слухом.
Введение
Общение детей друг с другом просто необходимо и об этом знает каждый родитель. Чтобы в дальнейшем не было проблем в более старшем возрасте, родители зачастую стараются с детства знакомить своего ребенка с другими детьми. Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к межличностным отношениям , освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного образования. Однако, есть и дети с нарушением слуха, которым гораздо сложнее научиться общаться общению со слышащими в силу своего недуга.
Формирование личности детей
происходит в условиях
Известно, что процесс социализации неслышащего ребенка протекает в депривационных (ограниченных) условиях, таких как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.
Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной способности неслышащего, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений. При работе с такими детками видно, с какими барьерами в общении им приходится сталкиваться.
1.1 Характеристика детей с нарушенным слухом
Слух играет большую роль
в интеллектуальном и речевом
развитии ребенка. Ребенок с
сохранным слухом слышит речь
взрослых, подражает ей и учится
самостоятельно говорить. Слушая
объяснения взрослого, малыш
Теоретической основой
Нарушение слухового
Для правильного понимания
развития ребенка с
Р.М. Боскис рассматривает
недостаточность слуха у
Р.М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие.
К группе глухих относятся
дети, которые вследствие врожденной
или раноприобретенной глухоты
не могут самостоятельно
К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).
В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:
♦ слабослышащие, которые
обладают относительно
♦ слабослышащие с глубоким
недоразвитием речевой функции
(фразы короткие, неправильно построенные,
отдельные слова сильно
Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:
♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;
♦ позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи .
1.2 Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Способы коммуникации
являются важным аспектом
Жестовый язык объединяет
глухих и слабослышащих в
В. И. Флери, основатель
отечественной сурдопедагогики,
Л. С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих: «Педагогика не может закрыть глаза на то, что, изгоняя мимику из пределов дозволенного речевого общения неслышащих детей, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухого ребенка».
Жестовая речь -не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка. Однако, указанного оптимизма не разделяет ряд ученых, которые путем тестирования не обнаружили интеллектуальных преимуществ глухих, рано владеющих жестовой речью, перед глухими, обучающихся оральным методом.
В общении с миром слышащих
(предметном и межличностном)
глухие и слабослышащие
«Умение пользоваться сложной знаковой системой (языком) является основополагающей предпосылкой для становления мышления, овладения культурными ценностями, а также для развития коммуникативных способностей для взаимодействия и общения с окружающими и интеграции в обществе».
К сожалению, качество
Роль семьи в формировании межличностных
отношений у детей с
По мнению Г. А. Карповой,
своеобразие воспитательной
Иная исходная педагогическая ситуация для глухих детей при глухих родителях, отмечает Г. А. Карпова. Глухие родители без шока, даже с облегчением принимают факт рождения глухого ребенка. Без специальной помощи на основе жестов они способны установить контакт и обеспечить эмоциональную близость с ребенком.
Личностные проблемы общения
глухих и слабослышащих
В исследовании Т.Г.
Рассматривалась и такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высокий показатель обнаружили глухие дети из семей глухих (45 %). Они избирали себе место в центре группы сверстников либо во главе ее. Чуть ниже показатель у слышащих (30 %). Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это нежеланием обращать на себя внимание, большой ответственностью. Самым низким был показатель в группе глухих детей слышащих родителей — 18%. Свой выбор места среди играющих сверстников они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д., т.е. не хотели лидировать в группе. Уровень конфликтности у слышащих учащихся в среднем составлял 17%. Они редко стремились оказаться среди дерущихся или ссорящихся сверстников. Глухие дети из семей глухих имели показатель конфликтности 22,5%. Практически таким же (25 %) был показатель в группе глухих детей слышащих родителей. Но, как уже отмечалось выше, у глухих детей из семей глухих этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих из семей слышащих — со стремлением занять позицию подчиненного.
Информация о работе Межличностные отношения детей с нарушенным слухом