ФГОУ ВПО
«Камчатский государственный
технический университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра истории и философии
Контрольная работа
по дисциплине «Практика публичной
речи»
Вариант 5
Наследие древнеримских ораторов
Выполнила: Проверила:
студентка группы
Дронова М.А.
Петропавловск-Камчатский
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вследствие
развития демократического общества,
возникновения новых социально-политических
движений и общественных формирований,
значительная роль отведена потребности
в практическом овладении ораторским
искусством самыми различными слоями
населения.
Какую речь можно считать наиболее
действенной? Ответ на эти и другие вопросы,
связанные с умением владеть словом, дает
риторика (от греч. - «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство
речи, правила построения художественной
речи, ораторское искусство, красноречие
[1].
Огромный творческий потенциал
риторики раскрывался на протяжении долгих
веков существования европейской цивилизации.
Таким образом, для того чтобы
быть отличным оратором нужно знать историю
риторики, с чего она началась, как развивалась,
как оценивали слово древние ораторы.
В этом и заключается актуальность данной
темы.
Целью контрольной работы является
определения влияния древнеримских ораторов
на дальнейшее развитие ораторного искусства.
Задачи контрольной работы:
- рассмотрение древнегреческой
традиции ораторского искусства
как первоисточника возникновения
риторики;
- определения влияния древней
Греции на распространение науки о риторике
в Риме;
- ознакомление с великими ораторами
античного Рима и оценка их вклада в развитие
ораторского искусства.
1. РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
РИТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
1.1. Развитие древнегреческой
риторики
Наиболее благоприятным временем
для развития риторики считался демократический
строй. Это подтверждается тем, что два
периода наибольшего расцвета античного
красноречия приблизительно совпадают
с двумя периодами большого подъема рабовладельческой
демократии. В Греции это V—IV вв. до
н. э., в Риме - I в. до н. э., время Цицерона.
Именно в этой обстановке подъема
и расцвета политического красноречия
складывалось представление демократической
Греции об идеале человека. Это был образ
«общественного человека», человека, способного
держать в своих руках управление государством;
и понятно, что искусство владеть речью
было непременной и важнейшей чертой этого
образа. Проповедниками этого человеческого
идеала выступили во второй половине V в.
до н. э. софисты, странствующие «учителя
мудрости».
Долгое время ораторское искусство
существовало лишь в устной форме. Образцы
речей, даже самых лучших, не записывались.
Только софисты, «наставники мудрости»,
во второй половине V в. до н. э. ввели письменную
фиксацию речей.
Софисты разъезжали по городам
и за плату обучали искусству спорить.
Основные взгляды на красноречия, которые
сформировались у софистов, отражали их
философские взгляды на человеческую
сущность. Они считали своей задачей научить
учеников «хорошо и убедительно говорить»
по вопросам политики и, морали, для чего
заставляли их заучивать наизусть целые
речи как образцы для подражания. Главное
место в софистике занимала теория убеждения.
Убеждать, как считал, например, Горгий,
может только искусно составленная речь;
при этом не важно, соответствует она истине
или нет. Главная задача софиста – научить
«делать слабое мнение сильным». Отсюда
значение слова софизм – преднамеренно
ложный вывод.
Так как греки ценили не только
красивую, но и содержательную речь, они
считали необходимым обучать людей ораторскому
искусству. В Греции создавались специальные
школы ораторского искусства, где опытные
ораторы обучали красноречию молодых.
Параллельно с практическим красноречием
в Греции была создана и теория ораторского
искусства – риторика, появились знаменитые
ораторы, опыт которых изучается до сегодняшнего
дня.
Наиболее яркими представителями
древнегреческих софистов были Сократ,
Платон, Аристотель и др.
Таким образом, благодаря трудам
софистов риторика получила большое признание
и вошла в круг наук, обязательных для
граждан.
1.2. Влияние древнегреческой
риторической традиции на зарождение
и развитие ораторского искусства
в Древнем Риме
Дальнейшее развитие теория и практика
ораторского искусства получила в Древнем
Риме. Как уже было отмечено ранее, расцвет
римского красноречия приходится на I
в. н. э., когда особенно возрастает роль
Народного собрания и судов.
Наряду с общественно-политическими
причинами, стимулировавшими развитие
красноречия в республиканском Риме и
определившими его характер, другим важным
обстоятельством, воздействовавшим на
его развитие, было греческое влияние,
особенно усилившееся после установления
господства Рима над эллинистическим
миром. Процесс усвоения и переработки
греческой культуры в Риме проходил в
борьбе эллинистических и латинских тенденций
внутри римского общества, путем преодоления
чуждых Риму тенденций в греческой культуре.
Греческое влияние сказалось в различных
областях римской культуры и идеологии.
Сказалось оно и на развитии римского
ораторского искусства.
Следует отметить, что несмотря на то,
что Аристотель оставался для античного
Рима высшим авторитетом в области риторики,
римляне все же внесли немало ценного
и заслуживающего внимания в эту науку,
в особенности, в практику ораторского
искусства.
Прежде всего их заслуга заключается
в разработке приемов составления речей,
анализе аргументов, доводов, и совершенствовании
стиля и красоты речи.
Также усилия древнеримских
ораторов были сконцентрированы главным
образом вокруг проблем политической
борьбы в сенате, на народных форумах,
судебных разбирательств. Поэтому их мало
занимали теоретические вопросы аргументации
и риторики вообще. Исключением из
этого был выдающийся оратор античного
Рима Марк Юлий Цицерон, который подчёркивал
в своих сочинениях необходимость сочетания
красноречия с убедительностью, риторики
с философией.
Римские судебные ораторы значительно
усовершенствовали так называемые нетехнические
средства аргументации, связанные с использованием
свидетельств, показаний, и в особенности
норм права. Хорошо известно, что усиленно
разрабатывавшееся римское право стимулировало
интерес к вопросам аргументации и убеждения,
а ссылка на юридические законы стала
неоспоримым доказательством в судебных
речах. Римских судебных ораторов привлекала
схема сведения всех многообразных случаев
и мотивов к единой системе сложных и разветвленных
видов и разновидностей — так называемых
статусов. Римские ораторы отказались
также от аристотелевского разделения
посылок просто на общие и частные. Вместо
этого они стали характеризовать их как
категории определенного рода, такие,
как причина и следствие, действительное
и возможное и т.п. Благодаря этому им удавалось
проводить более тонкое различие между
посылками скорей по их качеству, чем количеству,
или объему (общие и частные суждения).
Римские судебные ораторы стали
использовать в своих речах заранее подготовленные
формы, или структуры, аргументов или доводов,
которые можно было бы использовать в
будущих речах. Однако впоследствии Цицерон
и Квинтиллиан выступили против таких
догматических схем, справедливо подчеркивая,
что изобретение и нахождение подходящих
аргументов и схем рассуждения представляет
собой творческий процесс и требует широкого
и свободного образования.
Таким образов, особенностью
римского красноречия было обладание
огромной практической силой - ведь все
государственные дела в Риме решались
дебатами в Сенате, в народном собрании
и суде. Там мог выступить каждый свободный
гражданин. Поэтому обладание, словом
было необходимо для римлянина.
2. ВЕЛИКИЕ ОРАТОРЫ РИМА
2.1. Цицерон и его сочинения об
ораторском искусстве
Наивысшего развития римское
ораторское искусство достигло в последний
век республики. Ярким представителем
этого периода был Марк Цицерон, который
запечалился в истории риторики и ораторского
искусства как блестящий стилист и вдохновенный
оратор.
Марк Цицерон родился в семье
всадника, то есть принадлежал к одному
из привилегированных сословий Древнего
Рима. Тем не менее, его отец желал для
сыновей лучшей судьбы - политической
карьеры. Потому для воспитания и обучения
сыновей приехал в чужой для уроженцев
небольшого городка Рим. Марк не подвел
ожиданий своего отца, потратив ранние
годы на кропотливое изучение судебного
ремесла, ораторства, красноречия у лучших
римских и греческих учителей. Уже за годы
своей юности Цицерон блестяще освоил
юриспруденцию, философию и греческую
поэзию, что позволило ему уже первыми
же выступлениями производить фурор среди
римских граждан [6].
Цицерон считал, что риторика
представляет собой практически полезную
систематизацию ораторского опыта. Из
трех разделов древней философии: учения
о природе, учения о нравственности и учения
о логике Цицерон считал наиболее полезными
для оратора последние два – этику и логику.
Знание логики помогает правильно построить
содержание речи и способствует выяснению
дела. Используя этику, оратор сознательно
выбирает тот прием, который вызовет нужную
реакцию у слушателей, пробудит в них сильное
чувство.
Цицерон исходит из трех основных
назначений ораторского искусства: учить,
услаждать и побуждать. Идеальный оратор
тот, кто в своих речах и поучает слушателей,
и доставляет им наслаждение, и подчиняет
себе их волю. Первое – его долг, второе
– залог его популярности, третье – необходимое
условие успеха.
Таким образом, ораторство – одна из
наук и искусств, помогающая любой профессиональной
деятельности, когда мысль оформляется
в речь. Но у ораторов есть своя область
речи – гражданские споры, и, кроме речевой
подготовки, оратору требуется специальная
подготовка. Здравый смысл - особая область
семантики речи, отличающаяся от профессиональных
знаний и философии.
Следует также отметить, что
в риторике Цицерон пытался объединить,
с одной стороны, философские принципы
Платона и Аристотеля, а с другой, чисто
практические приемы и рекомендации, идущие
от Сократа. Однако главное внимание он
уделяет не философским принципам, о которых
очень мало говорится в трех его трактатах
об ораторском искусстве. Его больше всего
занимает прикладная сторона риторики,
ее умелое использование в сенате, народном
собрании, суде.
Руководствуясь этой целью,
Цицерон выдвигает на первый план содержательность
и убедительность речи, а не ее внешнюю
форму и красоту. «В самом деле, — пишет
он, — что может быть так нелепо, как пустой
звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных,
но за которыми нет ни знаний, ни собственных
мыслей» [3, с. 86]. Идеалом оратора для него
является не ремесленник и с хорошо подвешенным
языком, а мудрец, знающий науку о красоте
выражения. Поэтому воспитание и образование
оратора должно строиться так, чтобы развить
его природные качества, ибо без природного
дара, живости ума и чувства нельзя влиять
на слушателей, убеждать их в чем–то. «Следовательно,
необходимо помнить, во–первых, о том,
что цель оратора, — подчеркивает он, —
говорить убедительно; во–вторых, о том,
что для всякого рода речи предметом служит
или вопрос неопределенный… или случай»
[3, 102]. Именно на таких вопросах должен
сосредоточить свои доказательства и
опровержения оратор. Спорные пункты могут
быть весьма различными и поэтому они
требуют в каждом случае особые способы
доказательства. Характеризуя структуру
публичной речи, Цицерон обращает внимание
на то, что «все силы и способности оратора
служат выполнению следующих пяти задач:
во–первых, он должен приискать содержание
для своей речи; во–вторых, расположить
найденное по порядку, взвесив и оценив
каждый довод; в–третьих, облечь и украсить
все это словами; в–четвертых, укрепить
речь в памяти; в–пятых, произнести ее
с достоинством и приятностью». Но прежде
чем приступить к делу, предупреждает
Цицерон, надо в начале речи расположить
слушателей в свою пользу, затем установить
предмет спора и только после этого начать
доказывать то, на чем оратор настаивает
и что он опровергает. В конце речи следует
подвести итоги сказанному, а именно «развернуть
и возвеличить то, что говорит за нас, и
поколебать и лишить значения то, что говорит
за противников» [3, 102].
В историю ораторского искусства
вошли такие разноплановые, но точные
выражения и поучения Цицерона: «Статность
речи» (построенной в форме тезисов), «Они
научились говорить перед другими, но
не сами с собой», «Оживить (согреть) речь
юмором», «Красноречие заключается в искусстве
говорить», «Пустое словопрение» и др.
Литературное наследие Цицерона обширно,
сохранилось более 50 речей. Из трех основных
видов красноречия у Цицерона представлены
два: политическое и судебное. Он выработал
свой особый стиль, средний между теорией
заботившейся преимущественно о точности
выражений и методикой изложения речи
с применением сравнений и метафор. Для
речей его характерно обильное, но не чрезмерное
использование риторических украшений,
выделение крупных, отчетливых в логическом
и языковом отношении и ритмически оформленных
периодов, изменение — по необходимости
— стилистической тональности; отсутствие
иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения
античной риторики и свой собственный
«практический опыт» Цицерон обобщил
в трех риторических трактатах: «Об ораторе»,
«Брут», «Оратор». Цицерон считал, совершенный
оратор должен обладать природным талантом,
памятью, иметь навык и знания, быть образованным
человеком и актером. Только обладая всеми
этими данными, оратор «сможет реализовать
три великие цели красноречия — «убедить,
усладить, победить (воздействовать)».
Цицерон продолжил вслед за греками разработку
теории трех стилей и ратовал за классическую
схему построения речи, согласно которой
оратор должен найти, что сказать, расположить
материал по порядку, придать должную
словесную форму, все запомнить, произнести.
Особо он подчеркивал связь содержания
и словесной формы: «Всякая речь состоит
из содержания и слов, и во всякой речи
слова без содержания лишаются почвы,
а содержание без слов лишается ясности».
Подводя тог, можно сказать,
что Цицерон вошел в историю риторики
и ораторского искусства как оратор, который
своими речами и письменными сочинениями
способствовал построению, оформлению
и убедительности публичных выступлений.
В своей идеологии он следовал завету
величайшего оратора античности Демосфена,
который говорил, что в ораторском искусстве
«и первое дело, и второе, и третье есть
произнесение» [5, 342]. Забота о стиле речи,
ее эмоциональном воздействии на слушателя
и даже отходе ораторской речи от естественной,
когда начинают использоваться особые
фигуры мысли и слова, в дальнейшем стали
постепенно возобладать над ее содержательностью
и убедительностью. Что же касается римской
риторики после Цицерона, то с падением
республики и возникновением монархий
потребность в публичных речах заметно
упала, за исключением судебного ораторского
мастерства. Но даже сам характер судебного
красноречия значительно изменился. В
нем стал преобладать деловой стиль и
вместо многословных и длинных рассуждений
стали использоваться короткие, точные
формулировки, которые лучше подходили
к характеру судебного разбирательства.