Наследие древнеримских ораторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является определения влияния древнеримских ораторов на дальнейшее развитие ораторного искусства.
Задачи контрольной работы:
- рассмотрение древнегреческой традиции ораторского искусства как первоисточника возникновения риторики;
- определения влияния древней Греции на распространение науки о риторике в Риме;
- ознакомление с великими ораторами античного Рима и оценка их вклада в развитие ораторского искусства

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие древнегреческой риторической традиции в Древнем Риме 4
1.1. Развитие древнегреческой риторики 4
1.2. Влияние древнегреческой риторической традиции на зарождение и развитие ораторского искусства в Древнем Риме 5
2. Великие ораторы Рима 8
2.1. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве 8
2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

240 Риторика.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской риторике, тем не менее он не был выражен в явной и тем более резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее созданные средства убеждения.

2.2. Квинтилиан – автор  риторических наставлений

 

Короткий взлет ораторского искусства и риторики после Цицерона был связан с именем Марка Фабия Квинтилиана (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитым оратором в последней четверти I века н.э, автора пространного сочинения «Образование оратора». Хотя Квинтилиан и был большим поклонником Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля и красоты речи. Поэтому он хотел видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста [4, 68]. Характерно, что он определяет и риторику как искусство говорить хорошо [7, 1].

Он не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. С Цицероном у них можно увидеть много общего. Оба выделяли три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба считали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений». Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, необходимо отметить, что история развития красноречия не закончена и по сей день. Важность умения четко и ясно излагать свои мысли и влиять на мнение аудитории по-прежнему жизненно необходимо политикам, судьям и учителям. Ораторское искусство помогает избежать возникновения неловких пауз и способствует развитию памяти и логики. Вовремя приведенные аргументы и неоспоримые факты гарантируют благополучное разрешение спорной ситуации.

Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия. В своих трудах ораторы поднимали проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

Значимость риторики и дара красноречия в древнем и современном мире не может быть оспорено. Даже если профессия человека не требует использования ораторского мастерства и искусства общения с большой аудиторией, то в повседневной нестабильной жизни всегда существует шанс попасть в ситуацию, требующую корректного выяснения отношений или нахождения решения для непримиримых точек зрения. В нужный момент красноречие и умение убеждать придут на помощь, и выход из спорной ситуации будет найден [2].

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
  1. Грибулина А. Риторика. – М.: Проспект, 2009. – 487.

  1. Кондаков Н.И. Логический словарь — справочник. – М.: Издательство, 1976.  – 762 с.
  2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М.: Пресс, 2009. – 250 стр.
  3. Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. – СПб.: Питер, 2008 – 550 стр.
  4. Черняков Е. 20 мудрых изречений Цицерона. «Российской Газеты» 6 декабря 2013 // http://www.rg.ru/2013/12/06/ciceron-site.html.
  5. Шопенгауэр А. Эристика или искусство побеждать в спорах. – СПб.: Питер, 2010. — 298 стр.

 

 


Информация о работе Наследие древнеримских ораторов