Общая характеристика средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Многолетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменных формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. Таким образом, культура языка и слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе и отношение к русскому языку, тем дольше сохраниться национальная культура.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Язык и общество это явления,  которые не могут существовать  друг без друга. Язык влияет  на общество, а общество на  язык.

      Русский язык — наше национальное  достояние, которое отражает наши  национальные достоинства и недостатки.

      Язык любого народа – это  его историческая память, воплощенная  в слове. Многолетняя духовная  культура, жизнь русского народа  своеобразно и неповторимо отразились  в русском языке, в его устной  и письменных формах, в памятниках  различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. Таким образом, культура языка и слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

      Культура речи есть показатель  культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе и отношение к русскому языку, тем дольше сохраниться национальная культура.

      Культура русской речи в средствах массовой информации – одна из главных характеристик, определяющих профессиональный уровень телевизионных и радиопередач, их публицистическую и художественную полноценность. Чаще всего «забывчивость», по выражению авторов письма, дикторов и ведущих о необходимости правильного произношения слов случается по причине общей низкой культуры владения русской речью[1].

      Не так давно на Центральном  телевидении и Всесоюзном радио  к культуре речи дикторов и  ведущих относились строго, был  контроль над речью в эфире и продуманная система повышения языковой квалификации. Сегодня, к сожалению, многое в этом важном деле упущено – лишь на некоторых телерадиоканалах предпринимают меры, позволяющие хоть как-то предупреждать речевые ошибки дикторов.

      В итоге мы имеем дело с общим снижением культурно-речевого уровня использования языка в средствах массовой информации, которое естественным образом отражается на повседневной языковой жизни общества, на «состоянии» русского языка.

      Единственным противоядием такой  тенденции может быть сознательная работа по повышению культуры речи. Культура речи – это та точка, где встречаются наука и жизнь: наука о языке встречается с повседневным языковым существованием русского человека.

      Есть все основания полагать, что именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о культуре русской речи в печати, на радио и телевидении особенно необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика средств массовой информации

 

     Средства  массовой информации(далее СМИ) подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

      Среди функций СМИ обычно выделяют  следующие:

      — информационную (сообщение о  положении дел, разного рода  фактах и событиях);

      — комментарийно-оценочную (часто  изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

      — познавательно-просветительную  (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению  фонда знаний своих читателей,  слушателей, зрителей);

      — функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

      — гедонистическую (речь здесь  идет не просто о развлекательной  информации, но и о том, что  любая информация воспринимается  с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи  вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

      Средства массовой информации  объединяются и как особый  тип коммуникации (дискурса), который  можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения  неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом.

      Различия между средствами массовой информации основанs прежде всего на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) появляется такой важный для этих средств массовой информации способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.

      Периодическая печать, наиболее  традиционная разновидность массмедиа  остается и сегодня важнейшим  средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационное  поле и информационная норма  в СМИ

 

         Основной целью дискурса в  СМИ, в том числе в периодической  печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов.

Под информацией  понимается совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат  познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях.

           В зависимости от содержания  и целей, которые ставятся в  процессе общения в СМИ , выделяются  различные типы информации:

* предметно-логическая (она же интеллектуальная, объективная), не связанная с ситуацией и участниками общения;

* прагматическая (оценочная/субъективная), функцией  которой является воздействие  и передача своего отношения к предмету речи.

          Основу информации в СМИ составляют  сообщения о фактах и их  комментарии или оценки. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которым понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле связано с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности. На деле объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения могут носить институционализированный (запрет на разглашение государственных тайн) или конвенциональный (например, следование этическим нормам) характер.

           Информационное поле газетного  дискурса формируется в значительной  мере за  счет информации новостей. Любое событие, любая ситуация, по той или иной причине привлекшие внимание журналистов, могут быть представлены на страницах газеты. Наиболее существенная информация, как правило, более объемна и располагается на первой полосе.

           В то же время информационная  свобода имеет свою обратную  сторону: далеко не всегда публикуемые в печати материалы соответствуют информационной норме.

           Современную прессу часто обвиняют  в безнравственности, под которой  чаще всего подразумевается склонность  к описанию негатива и т.д.

          Сама пресса как будто подтверждает подобные оценки, заявляя, скажем, самой лексикой, строением высказываний. Сообщения о фактах насилия, катастрофах, разного рода аномальных явлениях составляют весьма заметный фрагмент информационного поля современной российской прессы. С одной стороны, эти публикации отражают реалии современной жизни, а с другой – служат откликом на интерес к подобного рода информации определенной части читателей (прежде всего читателей массовых изданий, часто именуемых «бульварной прессой»).

          Конечно, далеко не вся информация может представлена в СМИ. Выделяются ограничения, препятствующие разглашению государственной тайны, и ограничения,  препятствующие  нарушению нравственных, этических норм, принятых в данном обществе. К сожалению, в последнее время нравственно-этические нормы последовательно нарушаются многими российским и СМИ, в том числе телевидением:   сняты  всякие запреты на демонстрацию жестоких, бесчеловечных, а также низких, животных, физиологических проявлений человеческой натуры. Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику. Очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика.

            В то же время нельзя не  отметить перенасыщенность некоторых  современных газет негативной  информацией, а также снижения культурной  языковой нормы в отборе материала для опубликования. Именно эти явления становятся причиной критики средств массовой информации со стороны читателей, оказываются в центре дискуссии про проблемам современной российской прессы.

         Тем не менее нельзя не признать, что некоторые издания действительно отличает «отрицательная» направленность в отборе материала, сосредоточенность на аномальных и паранормальных явлениях.

         Информационное поле прессы –  при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любой власти в форме государственного устройства.

           Актуальной для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной лжи с целью ввести общество в заблуждение. Еще одним источником  недостоверной информации является политическая борьба, отражающаяся в средствах массовой информации. Печать принципиально не может быть вне политики (за исключением тех изданий, которые по самому своему назначению не должны обращаться к политическим проблемам). В большинство случаев и издания в целом, и отдельные журналисты занимают определенную политическую позицию, которая является результатом свободного идейного  самоопределения. Естественно, газеты разной политической ориентации не просто отражают борьбу различных политических сил, но и становятся активными участниками этой борьбы.

          В целом дискурс в современной  российской прессе соответствует  цивилизованной информационной  норме, основными чертами которой  является:

* отсутствие  зависимости от государственной идеологии;

* тематическая  открытость;

* свобода поиска и распространения информации с ориентацией на информационные потребности и интересы читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Средства  речевой выразительности

 

        Язык газетных и журнальных  статей, выступления на общественно-политические  темы, соединяет две противоположные тенденции:

    •  тенденцию к информированности,  фактографичности, свойственную строгим  стилям (научному и официально-деловому)

    •  тенденцию к экспрессивности,  характерную для разговорной  речи и языка художественной  литературы.

         Известный исследователь языка  газеты В.Г.Костомаров отмечал  в этой связи: «К максимуму  информации стремятся научный  и деловой стили… К максимуму  эмоциональности приближаются некоторые  бытовые и поэтические тексты…  Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: в первом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой фактографичности (на одних чувствах).»

         Стремление к эмоциональной насыщенности  языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности, которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Однако эти приемы превращаются в языковые штампы, если они повторяются, тиражируются в различных газетных текстах. Поэтому В.Г.Костомаров выделил как основную черту языка газеты стремление к стандартизованности и одновременно к экспрессивности; сочетание экспрессии и стандарта.

В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой – газетным клише.

Например, предвыборная машина, президентская гонка, политический сценарий, политическая арена, предвыборный фар, паралич власти, взрыв недовольства, экономическая блокада и т.д.

        Для языка СМИ   считается   использование в основном публицистического   стиля, который использует ресурсы  научного и художественного стилей.

Информация о работе Общая характеристика средств массовой информации