Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:37, реферат
Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Многолетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменных формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. Таким образом, культура языка и слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе и отношение к русскому языку, тем дольше сохраниться национальная культура.
Введение
Язык и общество это явления, которые не могут существовать друг без друга. Язык влияет на общество, а общество на язык.
Русский язык — наше
Язык любого народа – это
его историческая память, воплощенная
в слове. Многолетняя духовная
культура, жизнь русского народа
своеобразно и неповторимо
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе и отношение к русскому языку, тем дольше сохраниться национальная культура.
Культура русской речи в
Не так давно на Центральном
телевидении и Всесоюзном
В итоге мы имеем дело с общим снижением культурно-речевого уровня использования языка в средствах массовой информации, которое естественным образом отражается на повседневной языковой жизни общества, на «состоянии» русского языка.
Единственным противоядием
Есть все основания полагать, что именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о культуре русской речи в печати, на радио и телевидении особенно необходим.
Средства массовой информации(далее СМИ) подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ обычно
— информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);
— комментарийно-оценочную (
— познавательно-
— функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
— гедонистическую (речь здесь
идет не просто о
Средства массовой информации
объединяются и как особый
тип коммуникации (дискурса), который
можно охарактеризовать как
Различия между средствами массовой информации основанs прежде всего на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) появляется такой важный для этих средств массовой информации способ передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.
Периодическая печать, наиболее
традиционная разновидность
2. Информационное поле и информационная норма в СМИ
Основной целью дискурса в
СМИ, в том числе в
Под информацией понимается совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях.
В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ , выделяются различные типы информации:
* предметно-логическая (она же интеллектуальная, объективная), не связанная с ситуацией и участниками общения;
* прагматическая (оценочная/субъективная), функцией которой является воздействие и передача своего отношения к предмету речи.
Основу информации в СМИ
Информационное поле газетного
дискурса формируется в
В то же время информационная свобода имеет свою обратную сторону: далеко не всегда публикуемые в печати материалы соответствуют информационной норме.
Современную прессу часто
Сама пресса как будто подтверждает подобные оценки, заявляя, скажем, самой лексикой, строением высказываний. Сообщения о фактах насилия, катастрофах, разного рода аномальных явлениях составляют весьма заметный фрагмент информационного поля современной российской прессы. С одной стороны, эти публикации отражают реалии современной жизни, а с другой – служат откликом на интерес к подобного рода информации определенной части читателей (прежде всего читателей массовых изданий, часто именуемых «бульварной прессой»).
Конечно, далеко не вся информация может представлена в СМИ. Выделяются ограничения, препятствующие разглашению государственной тайны, и ограничения, препятствующие нарушению нравственных, этических норм, принятых в данном обществе. К сожалению, в последнее время нравственно-этические нормы последовательно нарушаются многими российским и СМИ, в том числе телевидением: сняты всякие запреты на демонстрацию жестоких, бесчеловечных, а также низких, животных, физиологических проявлений человеческой натуры. Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику. Очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика.
В то же время нельзя не
отметить перенасыщенность
Тем не менее нельзя не признать, что некоторые издания действительно отличает «отрицательная» направленность в отборе материала, сосредоточенность на аномальных и паранормальных явлениях.
Информационное поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любой власти в форме государственного устройства.
Актуальной для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной лжи с целью ввести общество в заблуждение. Еще одним источником недостоверной информации является политическая борьба, отражающаяся в средствах массовой информации. Печать принципиально не может быть вне политики (за исключением тех изданий, которые по самому своему назначению не должны обращаться к политическим проблемам). В большинство случаев и издания в целом, и отдельные журналисты занимают определенную политическую позицию, которая является результатом свободного идейного самоопределения. Естественно, газеты разной политической ориентации не просто отражают борьбу различных политических сил, но и становятся активными участниками этой борьбы.
В целом дискурс в современной
российской прессе
* отсутствие зависимости от государственной идеологии;
* тематическая открытость;
* свобода поиска и распространения информации с ориентацией на информационные потребности и интересы читателя.
3. Средства речевой выразительности
Язык газетных и журнальных
статей, выступления на общественно-
•
тенденцию к информированности,
• тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы.
Известный исследователь языка
газеты В.Г.Костомаров отмечал
в этой связи: «К максимуму
информации стремятся научный
и деловой стили… К максимуму
эмоциональности приближаются
Стремление к эмоциональной
В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой – газетным клише.
Например, предвыборная машина, президентская гонка, политический сценарий, политическая арена, предвыборный фар, паралич власти, взрыв недовольства, экономическая блокада и т.д.
Для языка СМИ считается
использование в основном
Информация о работе Общая характеристика средств массовой информации