Общая характеристика средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Многолетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменных формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. Таким образом, культура языка и слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе и отношение к русскому языку, тем дольше сохраниться национальная культура.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

        Кроме терминов экономики,законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера, которые описыват реальность мировой политики, жизни общества.

         Например, агрессия, демократия, национализация, пленарное заседание, свобода слова, права человека, свобода совести и т.д.

         Слова и выражения могут быть  нейтральны по своей эмоциональной  окраске, оценочности, но гораздо  чаще СМИ используют слова  и выражения с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: беспредел,  политикан и т.д.

         Одним из самых популярных  средств выразительности в публицистическом  стиле является аллюзия. Одной  из разновидностей аллюзии является  цитация. Цитаты часто используются в языке газеты  в функции заголовков. Заголовки обладают особой экспрессией, привлекая внимание читателей к той или иной статье. Цитаты могут воспроизводиться точно или в трансформированном виде.

         Чрезвычайно широко представлена  в публицистическом стиле ирония – оценочная окрашенность слов и выражений, противоположная той, которая следует в контексте.

         Риторический вопрос – это  экспрессивное утверждение или  отрицание.

Он интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных  предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Риторический вопрос служит эффектным завершением статьи. Открытый вопрос провоцирует читателя на ответ – в виде письма в редакцию или публичного выражения своего, а точнее, подготовленного газетой мнения.

           Речевыми средствами поддержания  контакта с читателем служит  также коммуникация, парантеза, риторическое  восклицание, умолчание.

Коммуникация  – это мнимая передача трудной  проблемы на рассмотрение слушающему. Опознавательным знаком этой фигуры речи в газете служит формула: «судите сами», или ее аналоги: «смотрите сами», «вот и решайте» и т.д. Коммуникация бывает двух видов:

    •  один, подобно обсуждению, приглашает  читателя к вдумчивому анализу  уже сделанного автором вывода, журналист как бы переводит растерянного читателя за руку через дорогу с двусторонним движением;

    •  другой, останавливает рассуждение  перед напрашивающимся выводом  и выталкивает обученного правилам  дорожного движения читателя  на дорогу общественной мысли (например «вот и считайте!»_

Независимо  от частых убеждений коммуникация повышает убедительность рассуждений, поскольку читатель в них участвует сам.

Парантеза –  самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки (например: «В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек и болеют около 5 миллионов»(Известия, 1996)

Эта стилистическая фигура очень противоречива, поскольку,

 

    •  с одной стороны, разрушает  барьер между автором и читателем,  создаёт ощущение взаимного доверия  и понимания, порождает      6

    иллюзию  перехода от подготовленной речи  к неподготовленной,      живой;

    •  с другой стороны, как всякий прием, она вносит некоторый элемент нарочитости. Не случайно парантеза нередко служит средством иронического, отстраненного изложения.

Риторическое  восклицание – это показанное выражение эмоций. В письменном тексте эта эмоция оформляется графически (восклицательным знаком). Восклицательный знак в таких структурах это способ привлечь внимание читателя и побудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение.

Умолчание –  указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) и невысказанность части мысли.

Действие в  средствах массовой информации двух направлений – к стандартизованности  и экспрессивности-  не ограничивается использованием тропов и фигур речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

            Специфика языка средства массовой информации определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает.

 Цель коммуникации  включает информационное поле. Оно  формируется за счет образованной  новостийной информации и при  отсутствии тематических ограничений. Общепризнанными являются только два вида ограничений на распространение информации – юридически закрепленное и прежде всего этическое. Все остальные ограничения являются нарушением информационной нормы.  К ним, в частности, относится  распространение недостоверной информации. Практика «черной» и «серой» пропаганды выработала дезинформационные универсалии, однако и читатель в свою очередь научился узнавать в тексте приемы, маскирующие ложь, - маркеры лжи. Оценка неотделима от фактов. В ней выражены позиция автора, его система ценностей, представления о происходящем. Оценка тесно связана с категориями Свой/чужой; искренний/лживый .

             В журналистской практике сложились типовые объективы оценивания:

-оппоненты;

- их высказывания и действия;

- отдельные слови, общественные институты;

- общественные  явления.

              Риторическое усиление речи достигается  с помощью  стилистических  фигур и тропов. Их использование  отвечает двум основным тенденциям  языка газеты: стремлению к стандартизированности и к экспрессивности. Основная выразительная нагрузка падает в газете на четыре типа  фигур:

    •  вопросы;

    •  повторы;

    •  аппликации;

  • текст.

    Помогает  осмыслить действительность, структурируя  ее смещая акценты. Некоторые  изобразительные средства языка, употребляемые в печати, постепенно превращаются в штампы, которые являются одним из воплощений стандарта.

   Средства  массовой информации в значительной  степени определяют нормы языка  и общения, и тем более велика  их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Культура русской речи отв. ред. – Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М.,1998.
  2. Культура русской речи С.И. Виноградов, О.В. Платонова. М.,1999.
  3. Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. – М.: 1999.

Информация о работе Общая характеристика средств массовой информации