Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 00:04, курсовая работа
Описание работы
Обучение иностранному языку включает в себя обучение 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению. Говорение, как вид речевой деятельности есть порождение устной речи. Говорение с целью провоцировать ответную вербальную реакцию слушающего есть диалог. Говорить можно и без намерения вызвать ответную реакцию; в данном случае мы имеем дело с монологом. И диалог, и монолог основаны на речи, которая и позволяет различать эти две формы общения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Определение термина «диалогическая речь»……………………………..5 Характеристика диалогической речи……………………………………...6 3. Цели и задачи обучения диалогической речи…………………………….9 4. Этапы и пути обучения диалогической речи…………………………....10 5. Упражнения для обучения диалогической речи………………………..15 6. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………19 Заключение……………………………………………………………………….21 Список использованной литературы……………
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез предлагают
следующую систему упражнений:
подготовительные:
имитация (без преобразования,
с незначительным преобразованием образцов);
видоизменение предложений
(подстановки, расширений или сокращение
предложений, замена реплик в диалоге
и др.);
синонимические и антонимические
замены;
комбинирование и группировка
(слов, предложений, речевых формул);
конструирование и образование
по аналогии;
составление ассоциограмм;
вопросно-ответные упражнений
и др.
речевые, способствующие развитию
умений формировать речевые сообщения
в условиях, максимально приближенных
к естественным [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с.
211].
Системы упражнений, представленные
в данном параграфе, представляют собой
примерно одинаковые комплексы, отличающиеся
лишь некоторыми компонентами и названиями
типов упражнений. Это позволяет сказать,
что обучение диалогической речи строится
на условно-речевых и речевых упражнениях.
Психолого-педагогическая
характеристика учащихся младшего школьного
возраста
Успешность обучения говорению
зависит как от их лингвистических возможностей,
так и от индивидуально-возрастных особенностей
учащихся: наличия у них мотивов учения,
внимания и интереса, умения пользоваться
стратегиями устного общения, опираться
на прежний речевой опыт [Гальскова Н.Д.,
Гез Н.И., 2005, с. 196].
Возрастная психология дает
такую характеристику учащимся младшего
школьного возраста: этот возраст отличается
ростом мышц и значительным укреплением
скелетного аппарата, что объясняет их
неусидчивость (потребность в движении);
дети этого возраста переживают смену
ведущего типа деятельности: игра сменяется
учебной деятельностью [Петровский А.В.,
1973, с. 66-69]. Развитие отдельных психических
процессов происходит на протяжении всего
младшего школьного возраста. В школе
дети учатся анализировать и синтезировать
– изменяется их восприятие. Приступая
к учебе, многие не обладают целенаправленным
вниманием. Внимание детей сосредотачивается
в основном на том, что им интересно. Но
уже ко II- III классу многие учащиеся могут
сосредотачиваться на том, что требует
от них учитель – развивается произвольное
внимание. Но внимание еще неустойчиво,
что объясняет их быструю утомляемость
и потерю интереса к однотипной деятельности
[Петровский А.В., 1973, с. 84-85]. Младший школьный
возраст отличается наиболее сильной
работой механической памяти, их мышление
в основном конкретное и образное с эмоциональной
окрашенностью [Гальскова Н.Д., Гез Н.И.,
2005, с. 197].
Обучение устному общению на
данном этапе предполагает широкое использование
наглядности, игр, которые дают ребенку
возможность подражать героям, уподоблять
себя взрослым и усваивать нормы и правила
их поведения, в том числе и речевого [Гальскова
Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 197].
Учителю необходимо видеть
и обращать внимание на особенности учащихся
данного возраста, особенно на неустойчивость
внимания и потребность в подвижности
для обеспечения успешности учебного
процесса. Эти особенности обусловливают
необходимость использования игровых
приемов и инсценировок на уроках, которые
позволяют удовлетворить потребность
в движении и обеспечить концентрацию
внимания учащихся на процессе обучения
благодаря частой смене деятельности
[Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2005, с. 179].
Заключение
Изучив психолого-педагогическую
и методическую литературу, мы пришли
к выводу, что обучение диалогической
речи – процесс многоаспектный, требующий
особого внимания, учета многих особенностей,
которые на первый взгляд кажутся несущественными.
Учет этих особенностей, а именно двустороннего
характера, ситуативности, реактивности,
эллиптичности, эмоциональности и экспрессивности
диалогической речи, при выборе пути и
средств обучения и есть главная задача
учителя. Но и выбор учителя будет зависеть
от некоторых обстоятельств: возраст учащихся
(ступень обучения), их лексический и грамматический
запас, а также цель диалогического высказывания.
Рассмотрев цели обучения иностранному
языку в целом и диалогической речи в частности
на младшем этапе, мы хотим отметить, что
наиболее важной для нас является формирование
элементарных коммуникативных умений,
способных удовлетворить потребность
младших школьников в общении на иностранном
языке.
Наиболее подходящим способом
обучения мы считаем путь «снизу», т.к.
на данном этапе учащиеся еще не могут
работать с диалогом-образцом.
Проанализировав упражнения
для обучения говорению и диалогической
речи в частности, мы сделали заключение,
что системы, представленные различными
методистами сводятся к одному комплексу:
сначала подготовительные упражнения
(условно-речевые по Пассову, подготовительные
по Гальсковой и аспектно-тренировочные
по Скалкину), направленные на формирование
отдельных умений, затем речевые упражнения,
способствующие формированию речевых
умений, в условиях максимально приближенных
к реальной ситуации общения.
Библиографический список
Агаева О. В. Обучение диалогической
речи на уроках английского языка [Текст]
/ О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики:
материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 92-94.
Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам
как наука и проблемы школьного учебника [Текст]/ И.Л. Бим. – М., 1977.
Возрастная и педагогическая
психология. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов [Текст]/ Под ред. проф А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория
обучения иностранным языкам: Лингводидактика
и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. Учеб. Заведений [Текст]/Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.203-205;
Гез, Н.М., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А., Фоломкина, С.К., Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник [Текст]/ Н.М. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы [Текст]/ И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
Зимняя, И.А. Психология обучения
иностранным языкам в школе [Текст]/ И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
Колесникова, И.Л., Долгина О.А.
Англо-русский терминологический справочник
по методике преподавания иностранных
языков [Текст]/ И.Л. Колесникова, О.А., Долгина. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “Блиц”», «Cambridge University Press», 2001. – 224 с.
Корестелев, В.С. Коммуникативность
и псевдокоммуникативность [Текст]/ Иностр. яз. в шк. – 1991. - № 5. – С.17-19
Корчажкина, О.М. Что такое аутентичное речевое поведение [Текст]/О.М. Корчажкина//Иностранные языки в школе. – 2001. – №3 – С.33-38;
Методика обучения иностранным
языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А. А. Миролюбова.— Обнинск: Титул, 2010.— 464 с.
Методика обучения немецкому
языку в средней школе [Текст]/Под ред. В. А. Бухбиндера.— Киев, 1984
Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика
обучения французскому языку: учеб.пособие для студ. пед. вузов по спец. «Иностранные языки» [Текст]/ Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: «Просвещение», 1990. – С.77-78;
Пассов, Е.И. Основы методики
обучения иностранным языкам [Текст]/ Е.И. Пассов. – М.: «Русский язык», 1977. – С.163-164;
Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст]/ Е.И. Пассов. – М.: «Русский язык», 1989. – 276с.
Пассов, Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И. Пассов. – Воронеж, 1983.
Рогова, Г.В., Методика обучения
английскому языку. (На англ. яз.) Учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. [Текст]/ Г.В. Рогова. – Л.: Просвещение, 1975. – 312 с.
Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н.
Методика обучения английскому языку
на начальном этапе в средней школе: Пособие
для учителя [Текст]/ Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей [Текст]/ В.Л. Скалкин. – К.: Рад. шк., 1989. – 158 с;
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным
языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. – М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238, [2] с.
Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
Яноушек Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач//Новые исследования в психологии.— 1971.— № 1.