Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:03, реферат
Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом. Лишь позже, в зрелые годы, мы начинаем понимать, что за словом должен стоять и поступок, дело... Но "вначале было Слово...", и слово, речь могут вдохновить, позвать на подвиг, а могут и убить.
Введение
Ораторское искусство.
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития.
Проблемы и формы делового общения.
Искусство социально-политической аргументации.
Культура речи.
Заключение
Список литературы
Толпа может сделать все, способна на массовый героизм (“на миру и смерть красна!”) и на изуверскую жестокость, если заставить работать скрытый механизм ее эмоций. Умело воздействуя на чувства толпы, внушая и многократно повторяя простые, ясные, хлестко сформулированные высокие или низменные идеи, страсти можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость. Толпа иррациональна, она живет больше инстинктами, подражанием, верой, чем логикой. В толпе личность утрачивает чувство ответствённости, и если толпа достигла психологической общности, монолитности, то ее поведение будет обусловливаться стадным инстинктом и такими примитивными инстинктами социально- го поведения, как агрессивность, трусливое паническое бегство, приобретение любой ценой.
В работах Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Лебона подчеркивается приверженность общества к незамысловатой триаде: вождь — элита массы (массы всегда ищут вождя, жизнь — воля к власти, все дурное — от слабости). Их многочисленные последователи хорошо овладели этой несложной формулой и боязливо-пренебрежительным отношением к массам. Ведь если толпа, как океан, становится грозной лишь во время бури, то в штиль она не имеет каких-либо прав и лишена воли к действию.
Степень воздействия на толпу зависит от мастерства оратора и от уровня культуры участников митинга, от тех идеалов, фетишей, символов, которыми восхищается большинство и которые вызывают наиболее яркие эмоции. Люди с невысокой культурой более внушаемы, охотно и безоговорочно следуют за понравившимся оратором, особенно если он говорит на языке их общения, пользуется их привычными стереотипами, штампами, и жаргоном, а не языком образованных, интеллигентных людей. Толпа чувствует себя особо сплоченной, монолитной, если людей объединяет что-то безусловно понятное всем, какой-то только ей присущий четкий признак, ясно разделяющий людей на своих и чужих, врагов. Этим примитивным штампом тысячелетиями пользуются националисты, религиозные фанатики всех мастей и партийные функционеры. Такой метод политической борьбы, как “популизм”, известен еще со времен Древнего Рима, когда римская знать искусно возбуждала толпу и, не жалея черной краски и несбыточных обещаний, натравливала ее на власть имущих. При угрозе военных действий, политических катаклизмах или при стихийных бедствиях совершенно необходимо сплотить неорганизованную и, как правило, деморализованную массу людей и направить их энергию на выполнение целесообразных акций, применить жесткий принцип централизации управления, единоначалия. И самый верный способ добиться желаемого — не только взывать к коллективному разуму, а скорее и в первую очередь ориентироваться на эмоции, чувства людей.
Крайняя
форма власти, господства толпы —
охлократия (от греч. оhlоs — толпа), когда
толпа не признает и не подчиняется нормам
права и морали. Охлократия известна с
древнейших времен, этой тяжелой болезнью
переболели нее народы, ее рецидивы продолжают
угрожать и современному обществу. Как
только наступает кризис социально-политического
строя общества, возникает угроза охлократии,
отрицающей законы государства, институты
власти и общественную мораль. Толпа, возглавляемая
вождем, атаманом, “батькой”, охотно руководствуется
примитивными лозунгами типа “Хватит
пить кровушку народную!”, “Грабь награбленное!”
и легко идет на погромы и массовое кровопролитие.
Как бы историки ни пытались украсить
образ Робина Гуда или Стеньки Разина,
охлократия не меняет своей кровожадной
сути. Хочется надеяться, что вечевой колокол
России, веками будоражащий покой людей
и призывающий на новые битвы, на нескончаемую
борьбу, вскоре замолчит навсегда и воцарятся
на нашей многострадальной земле мир и
согласие.
5. Культура речи
Известный
публицист и крупный ученый-
Велик
соблазн привести бесконечные примеры
этого языкового вандализма, доставшегося
нам от сталинских времен, когда
культурная, интеллигентная речь была
несомненным признаком “
Печально, когда филологи, грамотные,- образованные специалисты начинают авторитетно, профессионально закреплять и обосновывать весьма сомнительные языковые “находки”, — это уже грозный симптом. В 1995 г. вышла интересная и полезная книга Н. Н. Ивакиной “Культура судебной речи”, в которой, естественно, говорится о культуре речи и как образец этой культуры приводится такой пример: “Мудрый ответ дал академик И. П. Бардин на вопрос, как правильно говорить: километр или километр. “Когда как. На заседании президиума Академии - километр, иначе академик Виноградов морщиться будет. Ну, а на Новотульском заводе, конечно, километр, а то подумают, что зазнался Бардин”. Понравилось? Дело не в Бардине, он академик, у него заслуг, наград и работ целый километр, но автор борец за культуру речи?
Отвечая на вопрос, следует начать с обязательного “э-э-э”, а потом: “Видите ли...”, эти речевые странности — обязательны для культурной, интеллигентной речи той социальной прослойки, к которой причислял себя Васисуалий Лоханкин. Образованный человек не может обходиться простыми русскими словами, нужно как можно чаще заменять их иностранными. Совершенно неприлично говорить: цех не работает, нужно – не функционирует, перевозка кирпича – нет, транспортировка, двойственность переживаний – нет, амбивалентность!
Вестернизация коснулась не только всех видов искусства и сфер быта, но и языка, особенно официального и научного. Проверьте себя, какие из этих слов вам понятны: партисипативность, релевантность, аутплейсмент, коачинг, абсентеизм. Весьма обогатили русский язык представители таких особо интеллектуальных профессий, как спорт и эстрада: римейк, овертайм, хит-парад и т. п.
И чем
больше в тексте неведомых терминов,
чем сложнее, тяжелее конструкция
фразы, тем более серьезной, классически
строгой считается научная
Но
настоящим шедевром и недостижимой
вершиной профессионального красноречия,
вызывающим бессильную зависть и
тщетный скрежет зубовный у всего
ученого мира, является, несомненно,
эпически-торжественный стиль
Казалось
бы, что хорошо поставленная речь культурного
человека не нуждается в языке
жестов. Но многое зависит от национальной,
интеллектуальной и культурной традиции
того социума в котором
Бывают случаи, когда жест чрезвычайно выразителен и весомо дополняет слово. Вспоминается рассказ заслуженного, много повидавшего фронтовика, который был вызван вместе с группой военачальников к И. В. Сталину после сокрушительного поражения наших войск под Харьковом. Сталин пристально посмотрел в глаза неподвижно замершим военным, неторопливым жестом указал на них и тихо сказал: “Расстрелять...”, и не спеша дойдя до своего стола, добавил: “…нужно было бы вас”. Возвращайтесь на фронт и через неделю доложите о коренном переломе ситуации” Эта пауза и жест руки Сталина с зажатой между пальцами трубкой запомнились на всю жизнь…
Каждый может вспомнить хотя и не такие страшные, но весьма досадные случаи когда, спросив у встречного дорогу и доверяя его разъяснениям и энергичной жестикуляции, он двигался в совершенно неверном направлении. Помогли ли нам эти жесты? Бить себя кулаком в грудь или по начальственному столу, жест “позвольте вам выйти вон”, лес раскачивающихся рук во время поп-концерта, суетливая жестикуляция во время теледиспутов — все это производит удручающее впечатление и свидетельствует о скудном словарном запасе, умственной лени и плохом воспитании.
Есть еще одна весьма деликатная тема для размышлений о культуре речи — “крепкие слова”, а проще — русский мат, пресловутая ненормативная лексика. Можно, конечно, не обсуждать эту проблему, сделать вид, что матерных слов в русском языке не существует, во всяком случае в советских энциклопедических словарях слово “мат” отсутствует, так как советский человек “не применял” нецензурных слов, но все-таки иногда, в отдельных нетипичных случаях приходится слышать матерную брань. А уж если откровенно, то ругались и ругаются практически все: и старые и малые, мужчины и женщины, от забулдыги-пьяницы до рафинированного интеллигента. Может быть, это явление благословил еще В. И. Ленин, дав свое знаменитое определение интеллигенции, хотя лингвисты легко докажут древнее происхождение мата как наследия рюриковичей.
Особо
страшное впечатление производит мат
среди подростков, на молодежных вечеринках
и в нежных устах милых девушек,
хотя “неплохо” звучит он как в
солдатских казармах, так и в беседах
артистов и художников. Правда, “воспитанные”,
культурные девушки, “из аристократок”,
вместо известных слов часто употребляют
выражения типа “бляха-муха”, “блин
горелый” или еще короче — “во
блин!”. Теперь не принято говорить: “Я
тебя люблю”, нужно выражаться современным
языком — “Я тащусь от тебя”. Не следует
ханжески причитать — ну и молодежь пошла!
— всегда существовал этот молодежно-подростковый
сленг. В 60—е годы школьники и студенты
обращались друг к другу не иначе как “старик”,
девушек называли “чувихи”, а потом и
совсем непочтительно — “телки” и т.
п. Но странно, когда взрослые дяди и тети
на телеэкране, заигрывая с молодежью,
употребляют словечки из подросткового
лексикона.
Заключение
Какой
же должна быть речь руководителя? Существуют
разные, как ни странно, точки зрения.
Приходилось слышать
Есть, правда, еще одно мнение — никогда, ни при каких обстоятельствах, даже в мужских компаниях, за рюмкой водки, рассказывая анекдоты, нельзя применять матерные слова. Тем более на совещаниях, во время “разноса” нерадивого исполнителя, никогда! Размышляя об этом, вдумайтесь в буквальный смысл матерных слов... и пощадите наших матерей!
Высокая роль культуры речи, ораторского искусства в управлении обществом была ясна людям еще с древнейших времен. Замечательно говорил о могуществе оратора, владеющего “божественным даром” великий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.): “Он может безбоязненно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не только своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силой своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела”
Информация о работе Ораторское искусство и культура речи руководителя