Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:40, реферат
Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:
1) ораторское искусство Древней Руси;
2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;
3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;
4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);
Подготовил Студент 2-ого курса
группы т-116с : Ростовский Андрей.
Ораторское искусство в России
Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:
1) ораторское искусство Древней Руси;
2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;
3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;
4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);
5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича);
6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развившиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных органов и др.
С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - начале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в истории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже сочинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, (Черторицкая Т.В- Ораторское искусство Древней Руси. М., 1987 г. - С. 5-9), поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок. Характерно, что на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе. По аналогии с византийским красноречием в ораторской прозе Киевской Руси выделяется два стиля — красноречие дидактическое или учительное, преследовавшее цели морального воспитания, и красноречие панегирическое, торжественное, посвященное праздникам церковным или событиям государственного значения. К примеру, «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона - памятник торжественного красноречия XI, прославляющий Русскую землю, утверждающий независимость Руси от Византии, ее равноправие со всеми христианскими странами.
Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Туровского.
При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке. Самая ранняя ич дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Новгородский и Великорусский Макарий. В основу первой русской «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона, который был написан на латинском языке. Первый оригинальный учебник на русском языке принадлежит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о всякой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состоит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в авторском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований является знание законов построения публичной речи, а также умение аргументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова.
Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербурге ком горном корпусе и обратил на себя внимание опубликованными трудами. Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского, которая, опираясь на традицию, сохраняла тесную связь с русской действительностью, с языковой практикой русских поэтов, писателей, ученых и деятелей эпохи Просвещения. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Многие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Даже в самой композиции его риторики и оглавлении ее частей заметно отступление от традиций в одну сторону: усилить работу над русским словом. Поэтому глава, посвященная вопросам чистоты языка, правилам смешения славянской и русской речи, вынесена в первую часть книги. Именно с нее и начинается риторика. Это было новшеством, которое отвечало назревшей уже во времена Ломоносова потребности проводить работу по нормализации и усовершенствованию литературного языка.
Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если используются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочетания, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойственные только иностранному языку, простонародные, областные (диалектные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка. «Риторика» Рижского не пятичастная, в отличие от классической, и не трехчастная, как у Ломоносова. Она содержит четыре части.
Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.
Уже в конце ХУШ в. в Европе упал интерес к риторике. В России же пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. Как уже отмечалось, после принятия христианства на Руси развивалось духовное красноречие. Искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке.
Начало этому передовому жанру русского ораторского искусства было положено нововведением президента Российской Академии Наук Дашковой Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физике. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.
Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лекции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие.
М.В Ломоносов, называя три известных в античном мире рода красноречия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судебное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благодаря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное красноречие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, приемов поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Работам П.С. Пороховщикова по ораторскому искусству близки труды известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А.Ф. Кони («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.).
Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик в числе распространенных в России. Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров.
Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У истоков которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели:
В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата разработка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов институт прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина была исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х годов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвистике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США.
Таким образом, в течение каждого из выделенных периодов развития русской риторики при сохранении определенных традиций предыдущего периода все же происходил известный сдвиг в осмыслении речевой деятельности и преодолевались те стилистические представления, которые были господствующими в предшествующее время. Эволюция риторической концепции происходила в тесной связи с изменением литературной нормы языка и новыми складывающими вкусами.
Ренессанс риторики, наблюдающийся в лингвистике в последние десятилетия, не может не оказать влияния на дальнейшее развитие культуры речи как научной дисциплины, призванной определить способы достижения максимальной эффективности общения. Под эффективностью общения понимается оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.
Риторическое знание и риторика как форма обобщения действительности словом для России начинались на основе усвоения опыта античной и западноевропейской традиции. Общность европейского культурного фонда восходила к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы).
Благодаря трудам Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана в древности риторика стала нормативной дисциплиной и входила в число 7-ми «избранных» наук. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. В Европе в то время происходила «литературизация» риторики и переосмысление античного культурного наследия.
В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли Россию. В историческом аспекте развитие отечественной риторики прошло несколько этапов.
Первым памятником, предшествовавшим первым русским риторикам считается славянский перевод трактата византийского ученого Георгия Херобоска «О образах», вошедший в «Изборник Святославов 1073 г.». Как уже было сказано выше, первые на Руси занятия риторикой сосредотачивались в монастырях. Так, «Риторика» Макария (1617-1619 г.г.) считается первым опытом обобщения русского красноречия. Однако об ее происхождении до сих пор ведутся среди ученых споры. Сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620 . и до петровского времени. Риторические сочинения, написанные в Киево-Могилянской академии и в Чернигове сохранились на латинском и польском языках. Таков «Компедиум по риторике» Слуцкого (1629-1631 гг.). В 1659 г. было написано первое печатное руководство по гомилетике ректором Киево-Могилянской академии И. Галятовским.