Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:40, реферат
Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:
1) ораторское искусство Древней Руси;
2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;
3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;
4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);
Судьба риторики в последней трети XVII – начала XVIII вв. была связана с именами А.Х. Белобоцкого, Н. Спафария, С. Лихуда, С. Яворского. Однако подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях: Поэтика (1705) и Риторика (1706). Хотя это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Прокопович расширил круг традиционных жанров- «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.
Особый этап в развитии отечественной риторики составил ломоносовский и послеломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.). Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия: русского и церковно-славянского языков. Систему взглядов на красноречие М.В.Ломоносов изложил в двух Риториках – краткой (1743) и «пространной» (1748). Это были первые русские и общедоступные руководства по красноречию. «Пространная» Риторика выдержала 9 изданий. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культур, но всегда при этом стремился к утверждению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре.
В Риторике выделены три основных традиционных раздела: о изобретении, о украшении, о расположении. Однако в рамках традиционных схем М.В. Ломоносов изложил немало новаторских идей – о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, наконец, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Именно в Риторике были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности Ломоносова. Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами» (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова// Виноградов В.В Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.; 1963. С.212.)
В последующие годы появилось немало трудов и теоретических руководств по красноречию, но равного по значению ломоносовскому все же не было. Влиятельными и популярными были книги учебно-воспитательного направления: Риторика Амвросия(1778), Детская риторика (1787), учебное пособие Глинки Риторика в пользу молодых девиц…(1797).
Грамматика, риторика и пиитика - три кита, на которых, как на прочном фундаменте держались гносеологические основы теории словесности этого времени. Одним из таких известных трудов был «Сокращенный курс российского слога» В.С. Подшивалова (1796). Хороший стиль, писал в этой книге автор, должен быть: «1) ясен, 2) не груб, 3) без всякого принуждения, 4) натурален, 5) благороден, 6) обилен,7) хорошо связан».
В конце XVIII – начале XVIV вв. сложилась риторическая школа российских академиков. Риторика М.М. Сперанского под названием «Правила высшего красноречия» вышла в свет в 1844 г. и была посвящена искусству церковной проповеди. Автор особое значение придавал эмоциональной стороне речи: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Более всего автора интересовала стилистика индивидуальной речи, о которой он говорил, излагая теорию слога. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика И.С. Рижского. Его «Опыт риторики» вышел в свет в 1796 г. Вопросы чистоты и правильности русской речи занимали в этой книге особое место. Культура национальной речи была в то время одной из самых центральных проблем эпохи. В своей основной части риторика Рижского приближалась к практической стилистике. В ней присутствовали параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи. При этом подчёркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус («вкус времени или века, вкус народа»). Учение о красноречии в труде И.С.Рижского, как писал академик В.В. Виноградов, обобщалось «до значения нормативной системы литературной речи» (Виноградов В.В. Поэтика и риторика).
Наиболее продуктивным для развития русской риторики был период первой половины XIX в., ознаменованный реформой Н.М. Карамзина. Именно на этот период приходится не менее 16 риторик широкой практической и теоретической ориентации. Структурно они все имели другую форму, нежели все предшествующие. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной. Наиболее показательны в этом смысле риторики Н.Ф. Кошанского и К. Зеленецкого. Эти авторы создали, по сути, по две риторики: и у того и у другого вышли и «Общая риторика» и «Частная риторика», в которых излагались теоретические и практические вопросы, связанные с общим учением о красноречии и с теорией отдельных видов прозы.
Особого внимания заслуживает труд А.И.Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (СПб., 1830). Раскрытие А.И. Галичем признаков «совершенного» языка – это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи. Автор трактует понятие чистоты речи, ее правильности, ясности, точности, благозвучия. Пересматривая орнаментальную часть риторики, А.И. Галич отказался от традиционного разделения фигур на «фигуры слов» и «фигуры мыслей» и выделил три типа фигур по их функции и характеру образования – грамматические, ораторские и поэтические. Употребление фигур ставилось в прямую зависимость от содержательного плана текста, его функционально-стилистического своеобразия. Правила общей риторики, по мнению А.И. Галича, распространяются на такие прозаические произведения, которые обращены к адресату или слушателю. Это – «1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи». В этой работе давались основные характеристики этим видам прозы и предлагались рекомендации к их созданию и организации.
Когда в конце XVIII в. в Европе угасал интерес к риторике, в России начался пик ее расцвета.
К концу XIX – началу XX вв. появились интересные работы обобщающего характера А.Г.Тимофеева «Очерки по истории красноречия» (СПб., 1899) и И.П. Триодина «Принципы красноречия и проповедничества» (Екатеринослав, 1915). Наиболее яркие публикации по риторике появились в «Записках Института Живого Слова» (1919): «Программа курса лекций по теории красноречия» Н.А. Энгельгардта, «Психологические основания античной риторики» Ф.Ф. Зелинского, «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях» А.Ф. Кони.
Особые импульсы развитию риторики в России во второй половине XIX в. дала судебная реформа 60-х годов. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, К. Луцкий, Б. Глинский. Интересен труд П.С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» (СПб., 1910). Главы «О слоге», «О психологии речи», «О пафосе» свидетельствуют о прямой связи с общей античной, европейской и русской риторической традицией. Но вопросы теории и практики русского судебного красноречия написаны оригинально и свежо.
В 20-ые годы ХХ в. риторика была исключена из школьного и вузовского курсов. Но наука о культуре речи не останавливалась в своем развитии. В 20-70-ые годы она развивалась в пределах ортологического направления, но не только в этом довольно узком аспекте рассматривались проблемы стилистики речи, общественно-речевого общения, практические задачи культуры речи.
Внимание таких ученых, как Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Б.В. Томашевский, Б.А. Ларин, Г.О. Винокур, Е.Д. Поливанов, Д.Н. Ушаков, А.М. Селищев, С.И. Ожегов и др., было привлечено к культурологическим проблемам, к неотложным для того времени задачам речевого воспитания общества, к идее создания нормативных трудов ХХ в. – прежде всего толкового словаря и академической грамматики, отражавших языковые реалии новой жизни страны.
С.И. Ожегов был инициатором и редактором научно-популярной серии «Вопросы культуры речи» (1955-1967 гг.). Теоретическое осмысление опыта работы коллектива соратников С.И. Ожегова уже после его смерти (в 1964) было предпринято в обобщающем труде «Актуальные проблемы культуры речи» (под ред. В.Г. Костомарова и Л.И. Скворцова. М., 1970). В книге рассматривались теоретические, практические, историографические вопросы культуры речи как научной дисциплины: понятие языковой нормы; литературный язык и его взаимоотношения с диалектами, профессиональным языком и терминологией; методы и приемы исследования.
После изменений 1985 года в стране стали выходить в свет и работы по риторике. «Основы риторики» (К., 1988), «Общая риторика» (Пермь, 1992), «Практическая риторика» (Воронеж, 1993) и др. Эти риторики относятся к разным жанрам: теоретической и прикладной, общей и частной, приближенной к исторической и синхронной. В наши дни возрождается интерес к риторике и в США и в Европе. Зарубежные ученые развивают в своих трудах два традиционных направления: 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации; 2) искусство украшения речи, близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики.
М.В. Ломоносов (1711-1765)–основоположник материалистической философии и опытной науки в России, русской литературы и литературного языка. Гениальные исследования и теоретические обобщения Ломоносова открывают новый период в развитии передовой науки всех стран XVIII века.
К моменту прихода Ломоносова в науку Россия уже располагала богатыми ценностями материальной и духовной культуры. Достаточно назвать Ив. Посошкова, А.Нартова, Ф.Прокоповича, А.Кантемира, В.Татищева и других российских ученых, которые содействовали проведению петровских преобразований и развитию отечественной науки.
М.В.Ломоносов в своих работах, в практической деятельности выражал прогрессивные тенденции в развитии науки. Его идеи направлены в защиту народных масс, ибо он как нельзя лучше и глубже понимал и знал запросы народа. Патриотизм, любовь к народу, стремление содействовать экономическому и культурному прогрессу России – были основной побудительной причиной деятельности Ломоносова.
После учебы в Марбургском университете и написания двух выдающихся трудов «О различии смешанных тел» (1739) и «Элементы математической химии» (1741), где он обосновывает материалистические взгляды на естественные науки, ученый возвращается в Россию и начинает вести напряженную плодотворную научную и общественную деятельность в интересах процветания России, ее науки и культуры.
Будучи великим тружеником, М.В.Ломоносов постоянно боролся за самостоятельное развитие российской науки, за преодоление экономической и культурной отсталости России, против иностранного засилья. Однако его, самого выдающегося ученого в России того времени долго не признавали в императорской Академии наук и только в 1745 году утвердили профессором химии. Двадцать лет трудился Ломоносов в Петербургской Академии, которая, благодаря его стараниям, стала крупным центром передовой научной мысли. А.С.Пушкин справедливо писал о Ломоносове как о «величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот».
Велики заслуги М.В.Ломоносова перед русской и мировой наукой. Так, величайшим его открытием был « закон сохранения вещества и движения» 1748 (всеобщий закон природы), сделанный им задолго до французского ученого Лавуазье. На основе открытого закона Ломоносов создает механическую теорию теплоты, закладывает основы атомно-молекулярной теории, теорию о природе электрических явлений. Научно объясняет происхождение гор, минералов, каменного угля, растительных и животных организмов.
Как ученый, государственный деятель, Ломоносов выдвигал следующие общественно-политические задачи: о размножении и сохранении российского народа; об истреблении праздности; об исправлении нравов, о просвещении народа; о исправлении земледелия; о исправлении и размножении ремесленных дел, художеств; о лучших пользах купечества; о лучшей государственной экономии; о сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Ломоносов был крупнейшим просветителем-патриотом середины 18 века, он один из первых стал читать лекции на русском языке, а создание им русского литературного языка и научного стиля способствовало распространению просвещения в России. Главный подвиг Ломоносова в области художественной культуры – поэтическое творчество и преобразование русского языка. Круг лингвистических интересов Ломоносова чрезвычайно широк: грамматика, нормы нового литературного языка, сравнительно-историческое изучение родственных славянских языков, работы по диалектологии, стилистика, поэтика художественной литературы, ораторское искусство, теория прозы и стихосложения. А.С.Пушкин так сказал о Ломоносове: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
В славяно-греко-латинской академии, где учился Ломоносов, риторику преподавал Порфирий Крайский, автор риторики. Он приучал учеников к овладению Демосфена, Цицерона, Плиния, Ливия, Тацита, Сенеки. Спасские школы был в то время центром литературной образованности. Именно эти превосходные знания позволили Ломоносову стать реформатором литературного русского языка и стиля.
Изучая риторику, Ломоносов учился строить речь по принципу наибольшего эмоционального воздействия на слушателя, чтобы поразить его воображение. В «Риторике» Ломоносов характеризует свою прозу сам. Высокая проза, по мнению Ломоносова, требует умения вести борьбу за душу адресата. Все риторики того времени ставили три задачи: учить; услаждать; поражать воображение. В ходе работы над «Риторикой» Ломоносов теоретически склонялся в пользу эмоционально-влияющего ораторского слова по сравнению с убедительно-логическим. Говоря об ораторе, Ломоносов утверждал, что тот должен обладать природным дарованием; быть ученым человеком; уметь подражать другим авторам; упражняться в сочинении; знать другие науки. В целом, «Краткое руководство к красноречию» построено по традиционному принципу, но объединяет в себе вопросы как «Общей», так и «Частной» риторик. Помимо рассуждений о способах построения и расположения материала в ораторской речи, Ломоносов говорит и о способах украшения речи, об изобразительно-выразительных средствах, а также и о том, каким стилем должна быть написана та или иная речь.