Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы осветить краткую историю ораторского искусства, ознакомится с принципами и законами риторики, проследить этапы подготовки к публичному выступлению, проанализировать требования, предъявляемые к оратору.
Введение 3
Теоретическая часть
1 Краткая история ораторского искусства 4
2 Принципы и законы риторики 7
3 Этапы подготовки к публичному выступлению 13
4 Требования, предъявляемые к оратору 16
Заключение 17
Практическая часть
1 Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. 18
Список литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Культура речи и деловое общение»
по теме: Ораторское искусство
Исполнитель: студентка Дьяченко Любовь Николаевна
Направление:
Управление качеством в производственно -технологических системах
Группа: УК-13 КЧ
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
Теоретическая
часть
1 Краткая история ораторского искусства
2 Принципы и законы риторики
3 Этапы подготовки к публичному выступлению
4 Требования, предъявляемые к оратору
Заключение
Практическая часть
1 Практическое
задание. Составьте текст выступления на тему:
«Нужно
Список литературы
Введение
Сегодня, как и в давние времена, наибольший интерес к риторике проявляет «говорящий класс». Это люди, так или иначе связанные с публичным пространством – журналисты, политики, преподаватели, политологи и т.д. Когда риторика зарождалась, в роли публичного пространства выступала городская площадь. Сегодня это аудитория средств массовой информации – эфир, газетные полосы, часто посещаемые сайты и т.п. Интерес к риторике проявляют и те, кто обращается к небольшой аудиторией, к группе людей или даже к одному человеку, например к партнёру по переговорам. В этом смысле в риторике заинтересованы бизнес, торговля, сфера обслуживания, дипломатия, медицина, педагогика.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», известные поэтические строки В. Шефнера раскрывают сущность умения и владения ораторским искусством. Какую мощь слова может нести грамотное изложение речи. Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. Ораторское искусство - это сильнейший рычаг культуры. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова.
Цель данной работы заключается в том, чтобы осветить краткую историю ораторского искусства, ознакомится с принципами и законами риторики, проследить этапы подготовки к публичному выступлению, проанализировать требования, предъявляемые к оратору.
1 Краткая история ораторского искусства
Термин ораторское искусство (лат.oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр.rhetotike) и русское красноречие. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.
Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали этому искусству и других. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произношения, эффектной подачи материала. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения.
Вечное соперничество между
Древней Грецией и Древним
Римом привело к тому, что великими
ораторами славятся оба государства.
Одним из самых знаменитых греческих
ораторов является Домосфен. Современники
рассказывают, что первая речь Демосфена
была встречена градом насмешек: картавость,
слабый от природы голос не импонировали
темпераментным афинянам. Но в этом
хилом на вид юноше жил могучий
дух. Он понимал, что нужна упорная
работа над собой. Он брал в рот
камешки и читал отрывки
Также из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был и Сократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее. В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие. Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель.
Большую
роль в развитии русского красноречия
сыграли труды выдающегося
Огромный
вклад в развитие русского красноречия
внёс М.В.Ломоносов (1711-1765). С его именем
связано подлинное искусство
публичного слова, отвечающее интересам
общественного прогресса в
«Риторика»
М.В. Ломоносова представляет
собой фундаментальный научный
труд, определивший развитие этой
науки в России не только
в ХVII в., но и в последующие
периоды. В нем уделяется
В конце
XVIII – начале XIX вв. сложилась риторическая
школа Российской академии, а затем
и университетская школа
Большой вклад внёс ректор Харьковского университета, член Императорской российской академии наук, доктор философии И.С. Рижский. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и наполненный Иваном Рижским». По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.C. Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца ХVIII в.
В ХIХ веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-ой половине ХIХ века развивается академическое красноречие. В начале 20 века активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.
2 Принципы и законы риторики
Законы современной общей
«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика», - утверждает риторика. Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.
Первый закон - Закон гармонизирующего диалога:
гласит, что эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория – это не пассивный объект, на который вы как говорящий воздействуете, которому вы передаёте информацию. Ваша задача – «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя и установить с ним двусторонние и гармонические отношения. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращённой к самому себе» или «в никуда», в речевой ситуации, в которой принимает участие один говорящий. Любое общение, в том числе и деловое, - это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Если речь воздействует – то на кого-то, если гармонизирует – кого-то с кем-то! Здесь и говорящий и слушающий понимается как лицо деятельное, активное. В этом диалоге человек участвует весь и полностью – губами, глазами, руками, телом, душой, духом и поступками.
В риторике под диалогом понимается взаимодействие коммуникантов. Даже если адресат не произносит реплик, он является участником общения – он: - думает, мысленно соглашается или возражает;
- оценивает речь, её убедительность;
- оценивает
ораторское мастерство
- обнаруживает уловки;
- определяет отношение оратора к аудитории;
- прогнозирует поведение и речь оратора;
- становится
союзником или оппонентом
Принципы диалогизации речевого общения
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения. Рассмотрим их:
Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, нужно представить себе слушателя, собеседника. Кем он является? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать? Риторика рекомендует, готовясь к речи, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории)». А он создается в результате ответов на следующие вопросы:
Работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.