Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы осветить краткую историю ораторского искусства, ознакомится с принципами и законами риторики, проследить этапы подготовки к публичному выступлению, проанализировать требования, предъявляемые к оратору.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть
1  Краткая история ораторского искусства 4
2  Принципы и законы риторики 7
3  Этапы подготовки к публичному выступлению 13
4  Требования, предъявляемые к оратору 16
Заключение 17
Практическая часть
1  Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

контр. работа Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Культура речи и деловое общение»

по теме: Ораторское искусство

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка Дьяченко Любовь Николаевна

Направление:   

Управление качеством  в  производственно -технологических системах

Группа: УК-13 КЧ  

                                                                     Преподаватель: Чудинова 

                                                                     Светлана Германовна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 

Содержание

Введение                                                                                                                                   3

Теоретическая часть                                                                                                            

1  Краткая история ораторского искусства                                                                       4

2  Принципы и законы риторики                                                                                        7

3  Этапы подготовки к публичному выступлению                                                       13

4  Требования, предъявляемые к оратору                                                                    16

Заключение                                                                                                                           17

Практическая часть

1  Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно                                                                               ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите       основные аргументы в форме публицистической речи.                                      18

Список литературы                                                                                                             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, как и в давние времена, наибольший интерес к риторике проявляет «говорящий класс». Это  люди, так или иначе связанные  с публичным пространством –  журналисты, политики, преподаватели, политологи и т.д. Когда риторика зарождалась, в роли публичного пространства выступала городская площадь. Сегодня  это аудитория средств массовой информации – эфир, газетные полосы, часто посещаемые сайты и т.п. Интерес к риторике проявляют  и те, кто обращается к небольшой аудиторией,  к группе людей или даже к одному человеку, например к партнёру по переговорам. В этом смысле в риторике заинтересованы бизнес, торговля, сфера обслуживания, дипломатия, медицина, педагогика.

Деятельность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. 

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки  за собой повести», известные поэтические  строки В. Шефнера раскрывают сущность  умения и владения ораторским искусством. Какую мощь слова  может нести  грамотное изложение речи. Вот  почему изучение ораторского искусства  притягательно во все времена. Ораторское искусство - это сильнейший рычаг  культуры.  К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством  живого слова.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы осветить краткую  историю ораторского искусства, ознакомится с принципами и законами риторики, проследить этапы подготовки к публичному выступлению, проанализировать требования, предъявляемые к оратору.

 

1  Краткая история ораторского искусства

Термин ораторское искусство (лат.oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр.rhetotike) и русское красноречие. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.

Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали этому искусству и других. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произношения, эффектной подачи материала. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения.

Вечное соперничество между  Древней Грецией и  Древним  Римом привело к тому, что великими ораторами славятся оба государства. Одним из самых знаменитых греческих  ораторов  является Домосфен. Современники рассказывают, что первая речь Демосфена  была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий  дух. Он понимал, что нужна упорная  работа над собой. Он брал в рот  камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость  и энергия победили. Он довел речь до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать любой, если не пожалеет сил и труда. Свои монологи он произносил перед публикой впечатляюще – очень мощно, напористо, страстно, усиливая эмоциональное напряжение толпы приводимыми логическими доводами. Слушатели заворожено ловили каждое слово Домосфена, а он последовательно   вёл от пункта к пункту, подводя итоги по каждому озвученному тезису. Подобная риторическая традиция сохранилась и в наши дни.

Также из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был и Сократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим  расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее. В средние  века господствующим жанром становится церковное красноречие. Золотым  веком древнерусского  красноречия  считается  XII в. В это время  появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель.

Большую роль в развитии русского красноречия  сыграли труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681–1736). В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов.

Огромный  вклад в развитие  русского красноречия  внёс М.В.Ломоносов (1711-1765). С его именем связано подлинное искусство  публичного слова, отвечающее интересам  общественного прогресса в России. Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744г. М.В. Ломоносов издал  первый учебник риторики на русском  языке «Краткое руководство к  риторике, на пользу любителей сладкоречия  сочинённое». Издание встретило  отпор академиков, предлагавших сделать  перевод на латинский язык. Но автор  не сделал этого, а  в 1748 г. подготовил новую работу – «Краткое руководство  к красноречию». Он дал определение  красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».

 «Риторика»  М.В. Ломоносова представляет  собой фундаментальный научный  труд, определивший развитие этой  науки в России не только  в ХVII в., но и в последующие  периоды. В нем уделяется существенное  внимание истории риторики, анализу  мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и  требований, которые должны соблюдаться  каждым выступающим перед аудиторией. «Риторика» содержит традиционные  разделы: об изобретении, об  украшении, о расположении, но  в их рамках Ломоносов высказывает  много новаторских идей – о  классификации стилей, о взаимоотношениях  русского и церковно-славянского  языка, об особенностях национального  языка и др.

В конце XVIII – начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской академии, а затем  и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Заслуживает  внимания работа известного государственного и политического деятеля  М.М. Сперанского.  В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Сперанский особое значение придавал эмоциональности, индивидуальной стилистике речи.

Большой вклад внёс ректор Харьковского университета, член Императорской российской академии наук, доктор философии  И.С. Рижский. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и наполненный Иваном Рижским». По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.C. Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца ХVIII в.

В ХIХ веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-ой половине ХIХ века развивается академическое красноречие. В начале 20 века активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.

2 Принципы и законы риторики

Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и  успеху речевого общения в различных  ситуациях: и в процессе непосредственного  взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления. Рассмотрим классические законы риторики, законы монологической и диалогической речи, и как эти законы работают при непосредственном взаимодействии  с теми, кому эта речь адресована.

 «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика», - утверждает риторика. Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.

Первый закон - Закон гармонизирующего диалога:

гласит, что эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория – это не пассивный объект, на который вы как говорящий  воздействуете, которому вы передаёте информацию. Ваша задача – «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя и установить с ним двусторонние и гармонические отношения. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращённой к самому себе» или «в никуда», в речевой ситуации, в которой принимает участие один говорящий. Любое общение, в том числе и деловое, - это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Если речь воздействует – то на кого-то, если гармонизирует – кого-то с кем-то! Здесь и говорящий и слушающий понимается как лицо деятельное, активное. В этом диалоге человек участвует весь и полностью – губами, глазами, руками, телом, душой, духом и поступками.

В риторике под диалогом понимается взаимодействие коммуникантов. Даже если адресат не произносит реплик, он является участником общения – он:     - думает, мысленно соглашается или возражает;

- оценивает  речь, её убедительность;

-  оценивает  ораторское мастерство говорящего;

-  обнаруживает  уловки;

- определяет  отношение оратора к аудитории;

- прогнозирует  поведение и речь оратора;

- становится  союзником или оппонентом говорящего.

Принципы  диалогизации речевого общения

Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения. Рассмотрим их:

    • Первый принцип  - внимание к адресату

Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, нужно представить себе слушателя, собеседника. Кем он является? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать? Риторика рекомендует, готовясь к  речи, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории)». А он создается в результате ответов на следующие вопросы:

    • социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? преподаватель? товарищ? родитель? и т.д.);
    • возраст;
    • размер аудитории (количество человек);
    • круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание...);
    • почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?
    • как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?
    • что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства единства?
    • как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

Информация о работе Ораторское искусство