Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы осветить краткую историю ораторского искусства, ознакомится с принципами и законами риторики, проследить этапы подготовки к публичному выступлению, проанализировать требования, предъявляемые к оратору.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть
1  Краткая история ораторского искусства 4
2  Принципы и законы риторики 7
3  Этапы подготовки к публичному выступлению 13
4  Требования, предъявляемые к оратору 16
Заключение 17
Практическая часть
1  Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

контр. работа Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)
    • Второй принцип - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата 

Необходимо максимально  приблизится к будущему слушателю. Хорошо изучить и продумать факты, образы, примеры, взятые из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Чем ближе речь к тому, что хорошо знакомо и дорого, тем более лично и полно воспринимается сообщение слушателем. Представим, что в программе криминальной хроники мы слышим, что преступник был пойман 1- в вашем городе, 2- в вашем районе, 3- в вашем доме. Какое сообщение привлечёт больше внимания? Ответ однозначен. Понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: и чем больше эта близость, тем быстрее аудитория встаёт на сторону выступающего. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

    • Третий принцип — конкретность

Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, что очень важно для понимания и запоминания.

Обязательно должны быть конкретные примеры проявления и подтверждения мыслей говорящего.

Именно по этой причине  образную, живую речь (в отличие  от общих фраз, абстрактно-расплывчатых утверждений) можно легко и без  напряжения слушать. Чтобы речь была конкретной, необходимо: 

    • обязательно приводить примеры  - конкретные подтверждения ваших мыслей;
    • использовать такие языковые средства, которые делают нашу речь образной, отсылающей к хорошо знакомому и понятному: метафоры, олицетворения, аллегории,  сравнения;
    • отбирать по возможности слова, представляющие не родовое, а видовое понятие, к примеру, использовать вместо слова “цветок” наименование «роза», вместо «школьник» ― пятиклассник и т.п.;
    • продумывать для восприятия структуру речи, формулировать тему и вопросы как можно конкретнее.

Итак, чем конкретнее речь, тем легче  и приятнее адресату вас слушать, тем больше он усвоит и запомнит. 

 

Второй закон общей риторики  - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Какие средства предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон?

Перед выступлением нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата. Для этого говорящий должен «все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая» и не возвращаясь к тому, что уже пройдено.

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое  понятие как период, о котором  Аристотель писал так: «Я называю  периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры  которой легко обозреть. Такой  стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить — неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу...»

Ощущение движения создается и  самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы не должны мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует».

Только лично пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, приёмов, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них — это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Четвертый закон риторики — закон удовольствия 

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить - речь не должна превращаться в пустую болтовню. Она   должна доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно  забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно  концентрировать внимание, чтобы  понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

 

Этапы подготовки к публичному выступлению

Чтобы успешно выступить на публике необходимо заранее подготовится, т.к.  не каждый от природы имеет дар ораторского искусства. Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст, уровень образования, профессия, цель прихода людей на выступление, уровень заинтересованности в теме, уровень осведомленности в данном вопросе. Хорошо, если есть возможность пообщаться накануне с кем-то из предстоящей публики, чтобы лучше узнать аудиторию.  Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее прийти на место выступления и освоится. Итак, рассмотрим 5 этапов подготовки  к публичному выступлению:

1 этап – подготовка содержательной стороны  речи

Необходима  стержневая идея, но их не должно быть более трёх. Тональность выступлению будет задана, если оратор чётко будет знать ответы на вопросы: Что я делаю? Зачем я это делаю? И как я это делаю? Очень важны такие моменты, как тема выступления – она должна быть актуальной и интересной данной публике и цель выступления, – которая может быть информационной, либо агитационной.

Большой значение имеет сбор материала, но это не сбор информации, и не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последний момент.

Подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления… Полезно создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. После этого обязательно нужно проработать логику подачи своего выступления, структуру речи.

2 этап – учёт  особенностей аудитории

Можно оценивать аудиторию по параметрам:

    • её социально-профессиональный состав (политики, рабочие, студенты и т. п.);
    • культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование);
    • возраст;
    • пол;
    • национальный характер.

А самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам.

3 этап - словесное оформление выступления

Здесь идёт подготовка к непосредственному  изложению текста по всем законам  риторики. При этом активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым, а вот слов «паразитов», засоряющих речь важно избегать. Нужно умело пользоваться синонимами, применять фразеологизмы. Удачные образные сравнения делают речь богатой, и  украшают ее.

Рекомендуется придерживаться основных правил оформления речи – это зачин, главная часть и финал. Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: «Начало и конец - всему делу венец». Удачное начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.

В главной  части выступления важно плавно переходя от одной мысли  к другой всесторонне раскрыть тему и идею выступления.

 А  вот в конце нужно напомнить  ключевые проблемы, сделать вывод  из всего сказанного. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

4 этап - репетиция речи

Этап  особенно важный для новичков. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на темп. Лучше произнести текст  вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь. Особое внимание необходимо обратить на технику произношения, правильное ударение в словах,  дикцию, интонацию, темп. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Речь не должна быть монотонной, фразы должны произноситься с разной интонацией. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. 

Важно уметь  слышать звучание своей речи, чтобы  иметь возможность корректировать и совершенствовать ее.

Требования, предъявляемые к оратору

Под термином «облик оратора» понимается: во-первых – внешность, во-вторых – внутренний настрой, в-третьих – поведение  во время речи. К поведению относится  жестикуляция и мимика. По правилам риторики оратор должен показать себя человеком достойным и вызывать доверие аудитории.     Под внешностью следует понимать одежду, причёску, их состояние и всё то, что в житейском обиходе принято называть «внешним видом». Внешность оратора не должна вызывать пристального внимания, дабы не отвлекать слушателей от того, что говорит оратор. Следует одеваться скромно, но опрятно. Опрятность поможет избежать нежелательных эффектов предубеждений, возникающих с первого взгляда.

Внешний вид оратора важен, но не менее  важен и внутренний настрой на дело, которым предстоит заняться. Нужно заранее себя настраивать  на доброжелательность, готовность без  предвзятого отношения выслушать  доводы оппонентов, искренне верить в то, что хочется донести до публики.

Свойства  личности оратора, обеспечивающие эффективность  речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Исходная поза говорящего должна выражать дружелюбие, внимание и готовность приступить к серьёзной работе. Оратор должен говорить, глядя на людей, к которым обращается, что позволяет учитывать их реакцию на то, что произносится. Немалое значение придаёт мимика и жестикуляция во время речи. Глаза и выражение лица оратора должны отражать те чувства, о которых он говорит слушателям. Жестов не должно быть в изобилии, они должны быть уместны, придавать речи более выразительный оттенок, усиливать значение произносимых слов.

Заключение 

В своей работе я постаралась раскрыть природу возникновения ораторского искусства, её краткую историю. Из этого можно сделать вывод, что сначала была подготовлена почва для его возникновения. А с историческим развитием риторика то  угасала, то получала новое развитие,  давая миру плеяду известнейших ораторов. До наших времён дошли труды великих ораторов, в которых довольно обширно охватывается тема риторики, её законы и принципы успешности публичной речи. Затрагиваются абсолютно все аспекты, касающиеся как самого оратора, так и методы и приёмы, являющихся  залогом успешного выступления.

Чтобы произнести хорошую  речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть  техникой говорения.

В заключение хотелось бы отметить, что в наше время изучение риторики очень актуально. Необходимо уметь  связывать свои слова с мыслью и так, чтобы тебя поняли другие, не прибегая к словам "паразитам". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба. Например, на собеседовании, при поступлении на работу, слово сказанное не впопад может повредить, не смотря на то, что человек будет достаточно образован.

 

Практическое  задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите       основные  аргументы  в  форме публицистической речи.

Что такое  бессмертие и нужно ли оно человеку? Конечно же, бессмертие подразумевает бесконечную жизнь. В конце двадцатого века на горизонте забрезжил хоть и маленький, но шанс на успешность научных поисков в этом направлении. Ученым удалось установить, что на нашей планете существуют бессмертные… бактерии, у которых нет никаких признаков старения. Да, современный мир технологий и открытий если не полностью, то уже частично вполне может воплотить эту идею. Медицина может обеспечить замену изношенных  частей организма человека на новые и не всегда это донорские. Органы выращивают в научных лабораториях, приборы вживляют в человека и он успешно живёт с ними. Не удивительно, если придумают и таблетку бессмертия! А что же тогда будет с перенаселением земной части? Или с увеличением населения мы будем заселять не совсем предназначенные для жизни участки подземелья, воды или даже космоса? Что это повлечёт за собой? Войны. Да, каждый хочет жить в комфорте – хочет есть здоровую пищу, иметь свой дом, работу, радоваться лучам тёплого солнца, наслаждаться чудодейственной природой и дышать чистым воздухом. И человек обязательно будет бороться за элементарный комфорт. Пока еще трудно сказать, как долголетие или бессмертие повлияют на человеческую психику, какая опасность в них таится. Видимо матушка-природа всё предусмотрела за нас! И не ей, а человеку надо больше задумываться, почему же наш век стал менее продолжителен, чем раньше. Это мы нарушаем экологическую среду, изобретаем заменители пищи, отравляя свой организм. Именно мы сами сокращаем себе всем этим итак непродолжительную жизнь, вызывая всё новые и новые болезни. Давайте же задумаемся над всем этим и будем жить в равновесии с природой и самим собой! А природа наградит нас за это – даруя достаточно продолжительную жизнь для того, чтобы люди своими поступками, выдающими открытиями наполняли её. И вот именно это и будет делать человека бессмертным, передавая из поколения в поколение его  успех. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен!

Информация о работе Ораторское искусство