Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Краткая история ораторского искусства
2. Принципы и законы риторики
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
4. Требования, предъявляемые к оратору
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

Важно также  отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление можно готовить для  того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно - для того, чтобы  понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно - чтобы  выиграть спор, например, в суде.

Далее важно  представить себе то, что К.С.Станиславский  называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный  исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может  стать основой диплома. Или написать работу, которая убедит преподавателя  пригласить меня писать дипломную работу именно у него. Или написать работу, которая покажет, что в будущем  автор достоин обучения в аспирантуре".

Рабочий план. Третий шаг подготовки к выступлению - составление  предварительного рабочего плана. Это  именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных  вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над  речью - сбор материала. Существует несколько  секретов, которые могут значительно  облегчить работу на этом этапе.

Первое, что  нужно иметь в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько  чтение книг, сколько вынашивание  собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два  дня.

Конечно, подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала  близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и  уровень теоретических знаний, и  опыт выступлений, и особенности  памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления…

Но есть общие  рекомендации для всех. Полезно создать  предварительный план, который определит  основные моменты содержания. Предварительный  план убережет от лишней траты времени  в работе с источниками, поможет  целенаправленно отбирать материал. При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место  и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая  прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать  собственные мысли, вырабатывать речевую  культуру. Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки  могут быть в виде цитат (обязательно  с указанием источника), краткой  записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.

Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли перемежаются с мыслями  автора). Полезно вести картотеку  по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это  главное убедительно преподнести  слушателям.

На этапе  сбора материала необходимо стараться  думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке - где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где  именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант  для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная  мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в  неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов  на восемьдесят ваша речь готова!

Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать  структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит  от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки - подготовка к непосредственному  изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам  красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая  культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для  ораторов, а также для всех, кто  стремится говорить правильно, красиво  и убедительно.

На этапе  словесного оформления выступления  объектами внимания оратора должны стать изобразительные возможности, или богатство языка, а также  явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых - избегать в своей речи.

Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый  первый критерий богатства и бедности речи - это количество слов, которые  использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20тысяч слов, а известная героиня  Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла  речь выше. Так что активный словарный  запас человека, выступающего перед  публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая речь характеризуется также  правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких  значениях оно употребляется  Пушкиным?

1)Господский  дом уединенный, горой от ветров  огражденный, стоял над речкою" (дом- "здание, строение");

2)Страшно выйти  мне из дому (дом- "жилище, где  кто-нибудь живет");

3)Всем домом  правила одна Параша (дом - "домашнее  хозяйство");

4)Три дома  на вечер зовут (дом - "семья");

5)Дом был  в движении (дом- "люди, живущие  вместе"). Таким образом, разные  значения слова расширяют границы  его использования в речи. И  мы сами можем приумножать  богатства родного языка, если  научимся открывать в словах  их новые значения.

Синонимы. Ничто  так не обогащает речь оратора, как  синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке  совсем немного: лингвистика - языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие  различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться - хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить - быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Нет - избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

Передавая ту или  иную мысль, следует использовать богатые  синонимические возможности русского языка!

Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения  создают неповторимые образы. Д.Карнеги  в книге "Как вырабатывать уверенность  в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как  … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний  дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение  делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора  создают фразеологизмы, т.е. сложные  по составу языковые единицы, имеющие  устойчивый характер (ломать голову, сгущать  краски, кот наплакал, вверх тормашками). Главное условие правильности речи - употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего  искажают состав фразеологизмов. При  этом они ошибочно вставляют в  устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем  программы на этом вечере было выступление  фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

Итак, богатство  и разнообразие публичной речи создается  богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь. У косноязычного человека речевая  бедность, неумение выразить мысль  часто соседствуют с негативными  явлениями, "засоряющими" речь. Названные  явления недопустимы в речи оратора.

Работа над  формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал. Затем  следует определить стиль будущей  речи: информационный, научный, художественный или публицистический. Надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрически и.д. Только следуя законам  правильного мышления, оратор может  доказать правоту своих суждений.

Композиция - это  и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и  развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь  могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить  и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть основной, в  котором заключена проблема (ответ  на поставленный вопрос).

Главный тезис - это кульминация выступления. В  нем раскрывается цель, сверхзадача  оратора.

Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: "Начало и конец - всему делу венец". Удачное  начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную  почву для совместной деятельности.

Существует  много вариантов зачина. В зависимости  от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно  одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.

Какие же могут  быть зачины? Можно просто начать с  сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.

Можно идти от места  и времени, то есть от необходимости  сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.

Можно начать с  интересного факта, события. Жизненный  материал, волнующие факты служат "мостиком" к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей. Можно идти "от внезапного вступления к самой вещи".

Можно начать с  выражения отношения к присутствующим, академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал  так: "Меня попросили выступить  перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать".

Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи. "Вы пришли в школу  живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений".

Можно заранее  продумать форму обращения к  аудитории. Обращение, наполненное  чувством уважения к слушателям, а  не формально - равнодушно брошенное "Здравствуйте", будет оценено вашими слушателями.

Обращение - важное средство привлечения внимания и  создания благоприятной обстановки общения: "Товарищи!", "Друзья!", "Уважаемые слушатели!", "Уважаемые  коллеги!", "Дорогие ветераны!", "Милые женщины!"… - все зависит  от того, к кому обращено это приветствие.

Как видим, арсенал  вариантов зачина множествен. И зависит  он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.

Не менее  важен и финал. Без заключительного  аккорда речь воспринимается как  нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак  не может поставить точку. А ведь "лишнее слово в досаду вводит". Необходимо продумать, какими именно словами  закончить выступление - с учетом состава аудитории, содержания и  стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или  обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические  строки, или меткое, острое словцо, наполненное  юмором. В момент заключения речи не давайте слушателям возможности  расслабиться, "остыть". В окончании  нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить  все основные идеи.

Концовка - это  сильный, сконцентрированный на главном  акт речевого действия. Удачность  конструкции последних фраз, усиленная  их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

В главной части  выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть  продолжительна по времени, то полезно  ее разбивать на части (разделы). Такое  деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.

Информация о работе Ораторское искусство