Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:11, контрольная работа
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
Введение
Основная часть
1. Краткая история ораторского искусства
2. Принципы и законы риторики
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
4. Требования, предъявляемые к оратору
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной
Список литературы
Важно также
отдавать себе отчет в том, какова
субъективная цель вашего выступления.
Выступление можно готовить для
того, чтобы получить отличную оценку
на экзамене, можно - для того, чтобы
понравиться аудитории или
Далее важно представить себе то, что К.С.Станиславский называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома. Или написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него. Или написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".
Рабочий план. Третий шаг подготовки к выступлению - составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.
Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над речью - сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.
Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.
Конечно, подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления…
Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал. При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру. Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки могут быть в виде цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.
Можно записи делать
в виде тезисов (сформулировать по-своему
мысли автора), конспекта (последовательное
краткое изложение содержания). На
практике конспект получается комбинированным
(свои мысли перемежаются с мыслями
автора). Полезно вести картотеку
по темам, по интересным мыслям и фактам.
Из всего собранного материала надо
отобрать главное и суметь это
главное убедительно
На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке - где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!
Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.
Этап словесного оформления выступления.
Второй этап подготовки - подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.
На этапе
словесного оформления выступления
объектами внимания оратора должны
стать изобразительные
Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи - это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла речь выше. Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.
Многозначность. Богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких значениях оно употребляется Пушкиным?
1)Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом- "здание, строение");
2)Страшно выйти мне из дому (дом- "жилище, где кто-нибудь живет");
3)Всем домом правила одна Параша (дом - "домашнее хозяйство");
4)Три дома на вечер зовут (дом - "семья");
5)Дом был
в движении (дом- "люди, живущие
вместе"). Таким образом, разные
значения слова расширяют
Синонимы. Ничто
так не обогащает речь оратора, как
синонимы родного языка. Совершенно
однозначных слов в русском языке
совсем немного: лингвистика - языкознание.
Но зато распространены синонимы, имеющие
различные смысловые и
Смеяться - хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.
Любить - быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.
Нет - избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!
Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!
Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы. Д.Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина
Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.
Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками). Главное условие правильности речи - употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).
Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Явления, засоряющие
речь. У косноязычного человека речевая
бедность, неумение выразить мысль
часто соседствуют с
Работа над
формой речи. Теперь пришла пора приступить
к композиционно-логическому
Композиция - это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.
Можно составить и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).
Главный тезис - это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.
Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: "Начало и конец - всему делу венец". Удачное начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.
Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.
Какие же могут быть зачины? Можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.
Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.
Можно начать с
интересного факта, события. Жизненный
материал, волнующие факты служат
"мостиком" к основному содержанию
и бесспорно захватывают
Можно начать с
выражения отношения к
Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.
Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи. "Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений".
Можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально - равнодушно брошенное "Здравствуйте", будет оценено вашими слушателями.
Обращение - важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: "Товарищи!", "Друзья!", "Уважаемые слушатели!", "Уважаемые коллеги!", "Дорогие ветераны!", "Милые женщины!"… - все зависит от того, к кому обращено это приветствие.
Как видим, арсенал вариантов зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.
Не менее важен и финал. Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить точку. А ведь "лишнее слово в досаду вводит". Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление - с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором. В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, "остыть". В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.
Концовка - это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.
В главной части
выступления всесторонне