Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:11, контрольная работа
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
Введение
Основная часть
1. Краткая история ораторского искусства
2. Принципы и законы риторики
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
4. Требования, предъявляемые к оратору
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной
Список литературы
Демократизация общественной жизни в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.
2. Принципы и законы риторики
Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип кооперации, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы человек, который говорит, не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.
Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.
К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип интереса.
Этот принцип означает,
что диалогическое общение
Следующий принцип, выработанный
современной риторикой и
В последнее время довольно часто встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом высказывания. О тяжелом экономическом положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые переговоры нередко ведутся с «проигрышных» позиций, позиций неверия в собственные силы.
Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.
В деловой диалогической речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны уходят от решения проблемы, и нарушается принцип последовательности в развитии темы.
При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому тому кто говорит, приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.
Принцип удовольствия – это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается аттракция. К ним относятся:
- этикетные формулы: имеем
честь, предложить вам,
- обращение к человеку
по имени (прием «имя
- использование комплиментов;
- прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.
Обстоятельства жизни, иногда плохое самочувствие отражаются на нашем лице гримасой раздражения и усталости, иногда угрюмости и даже злости. Вступать с таким выражением лица в деловой контакт – значит вредить не только себе, но и делу, потому что на лице собеседника, как в зеркале, увидите свое настроение. Взаимное раздражение может стать причиной коммуникативной неудачи.
К законам речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:
Концептуальный закон. Предполагает систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи и выстраивание знаний о нем.
Закон моделирования аудитории. Предусматривает знание аудитории (собеседника). Портрет любой аудитории определяется;
- во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия);
- во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи);
- в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.).
Стратегический закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.
Тактический закон. Предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.
Закон словесно-речевого выражения. Предусматривает умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы». Формула Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
Закон эффективного общения. Предусматривает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.
Системно-аналитический закон. Предполагает умение анализировать полученный результат.
Концептуальный закон – основополагающий, так как от умения анализировать ситуацию и принимать решение зависит во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.
Значение системно-
Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности, и следование им определяет коммуникативный успех.
Мы рассмотрели те основные принципы и законы современной риторики, которые применимы в деловом общении. Принципы отличаются от законов своей избирательностью, законы же носят универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
Для того чтобы
выступление на публике было успешным,
необходимо не только знание основ
ораторского мастерства. Не менее
важно знать и о том, как
правильно заранее
Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную - взаимодействие с аудиторией, которые в свою очередь также подразделяются на этапы.
Согласно риторическому канона Цицерона, подготовка к любому публичному выступлению, обеспечивающему речи успех, включает пять элементов:
Спросите себя: "Кто мои слушатели?". Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление, и готовить речь для них.
Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе.
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления - также важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Этап подготовки содержательной стороны речи.
Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:
1.Что я делаю? 2.Зачем я это делаю? 3.Как я это делаю?
Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).
Тема выступления. На первом этапе подготовки речи нужно выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления (который, безусловно, закладывается уже в процессе правильной подготовки к речи) во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.
Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос "О чем будет говориться в выступлении".
Например: "Об утрате национального самосознания", "О речевом бескультурье", "О трудностях молодежи"… Тема не должна быть слишком обширной. Обилие проблем ведет к ее поверхностному освещению. А, не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут разочарованы, неудовлетворенны.
Опыт показывает, что самое лучшее прочтение лекции - это, как правило, ее первое прочтение. Изложение материала, в котором лектор сам недавно разобрался. Передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он "заражает" слушателей.
Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет вносить в нее что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления по-новому, "разумом новичка". Итак, новизна темы и ваш интерес к ней - залог будущего успеха.
Цель речи. Следующий очень важный шаг подготовки- определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.
Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее воздействовать, оправдать ожидание слушателей. Практика показывает, что молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Молодые слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации, пустословие.
Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому расположить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее. Целевая установка отвечает на вопрос: "Для чего об этом буду говорить?", "Что я хочу изменить в сложившейся ситуации?", "Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?"
Сверхзадача выступления,
глубоко продуманная, прочувствованная,
поможет создать яркое