Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:32, реферат
Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия?
1. Введение………………………………………………………………………2-4
2. Логика, этика и эстетика речи…………………………………….4-8
3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9
4.Личность оратора……………………………………………………….9-11
5.Внешний облик оратора…………………………………………….11-17
5.1 Внешность
5.2 Манеры
5.3 Выражение лица
5.4. Контакт со слушателями
5.5 Поза
5.6 Жесты
6.Заключение…………………………………………………………………..17-18
7.Список использованной литературы…………………………..18
1. Введение…………………………………………………………
2. Логика, этика и эстетика речи…………………………………….4-8
3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9
4.Личность оратора………………………………
5.Внешний облик оратора…………………
5.1 Внешность
5.2 Манеры
5.3 Выражение лица
5.4. Контакт со слушателями
5.5 Поза
5.6 Жесты
6.Заключение………………………………………………
7.Список использованной литературы…………………………..18
1. Введение
Цель данной работы - рассмотреть
структуру ораторской речи, а для
этого нужно познакомиться с
основными правилами, которыми следует
руководствоваться при
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.
Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драматургии; высокая эмоциональность, передающаяся от оратора к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства.
Ораторское искусство
представляет собой сложное интеллектуально-
Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...
Истинный оратор немыслим
без вдохновения, воображения и
фантазии. Один из принципов речевого
мастерства – принцип обратной связи
– не может обойтись без внимания
и эмоционально-
Этика связана прежде всего с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обращаться и как отвечать на вопросы?..
А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности .слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.
Художественное чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим выразительные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т. д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции...
Художественное чтение и ораторство дополняют друг друга. Именно чтецы становятся ораторами. У чтеца – «задача», у оратора– единое действенное слово и единые способы работы над логикой текста.
Красноречие – такой же живой процесс, как искусство театра. Зритель и слушатель становятся соучастниками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача.
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни.
Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней.
Ещё пример. Один человек
упал в воду, а другой поднимает
крик, чтобы окружающие пришли на помощь.
Примеры естественного
Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Ораторской речью называют
воздействующую, убеждающую речь, которая
обращена к широкой аудитории, произносится
профессионалом речи (оратором) и имеет
своей целью изменить поведение
аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения
и т. п. Стремление говорящего изменить
поведение слушателя может
2. Логика, этика и эстетика речи
Логические аспекты
• Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
• Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
• Не повторяйтесь. Если считаете
необходимым повторить
• Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т. п.
• В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.
Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.
1. Закон тождества. Всякая
мысль в процессе рассуждения
должна быть тождественна
2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
3. Закон исключенного третьего.
Утверждение и его отрицание
не могут быть одновременно
ни истинными, ни ложными,
4. Закон достаточного основания.
Всякая мысль признается
На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.
Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи.
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелательность
Профессиональное отношение
к аудитории предполагает умение
работать с любой аудиторией: и
с той, которая настроена
Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.
Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).
1. Не следует изображать,
представлять глупыми,
2. Обращение к чувствам
аудитории не должно
3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.
4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
5. Не бравируйте личными
качествами, не преувеличивайте
свою роль в каких-либо
6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мыне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.
7. В ходе выступления
нельзя отказываться от
8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.
9. Не следует требовать,
чтобы вашу концепцию признали
правильной только на том
Хорошее
выступление – выступление