Ораторское исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия?

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………2-4
2. Логика, этика и эстетика речи…………………………………….4-8
3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9
4.Личность оратора……………………………………………………….9-11
5.Внешний облик оратора…………………………………………….11-17
5.1 Внешность
5.2 Манеры
5.3 Выражение лица
5.4. Контакт со слушателями
5.5 Поза
5.6 Жесты
6.Заключение…………………………………………………………………..17-18
7.Список использованной литературы…………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат_по_русскому.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

1. Введение………………………………………………………………………2-4

2. Логика, этика и эстетика  речи…………………………………….4-8

3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9

4.Личность оратора……………………………………………………….9-11

5.Внешний облик оратора…………………………………………….11-17

5.1 Внешность

5.2 Манеры

5.3  Выражение лица

5.4. Контакт со слушателями

5.5 Поза

5.6 Жесты

6.Заключение…………………………………………………………………..17-18

7.Список использованной литературы…………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Цель данной работы - рассмотреть  структуру ораторской речи, а для  этого нужно познакомиться с  основными правилами, которыми следует  руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно  обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно,  с лексическими и синтаксическими  особенностями  построения ораторской речи.

Термин риторика имеет  греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство  – это искусство построения и  публичного произнесения речи с целью  оказания желаемого воздействия  на аудиторию.

Подобное толкование ораторского  искусства было принято еще в  античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство  сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

Ораторское искусство  – вид словесного творчества, подобно  поэзии или драматургии; высокая  эмоциональность, передающаяся от оратора  к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество  слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства.

Ораторское искусство  представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи, особый вид человеческой деятельности.

Речевое общение со слушателями  строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...

Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и  фантазии. Один из принципов речевого мастерства – принцип обратной связи  – не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия  на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснованные психологические  паузы.

Этика связана прежде всего с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обращаться и как отвечать на вопросы?..

А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы  вдохновлять слушателей; в одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности .слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.

Художественное чтение и  публичная речь строятся по законам  речевого мастерства, включающим выразительные  средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т. д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции...

Художественное чтение и  ораторство дополняют друг друга. Именно чтецы становятся ораторами. У чтеца  – «задача», у оратора– единое действенное слово и единые способы работы над логикой текста.

Красноречие – такой же живой процесс, как искусство  театра. Зритель и слушатель становятся соучастниками действия, которое  совершают актер и оратор. И  чем больше зал, тем лучше отдача.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются  в повседневной жизни.

Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней.

Ещё пример. Один человек  упал в воду, а другой поднимает  крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия  можно встретить в деревнях, где  люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной  подготовки. Голос в таких случаях  возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Можно выделить несколько  основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в  виде заинтересованности (убедить) или  каких-либо действий (побудить). Такая  речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен  предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

Для того чтобы речь тронула  и заинтересовала аудиторию, важен  авторитет говорящего или его  особый психологический настрой. Чтобы  побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая  обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет  своей целью изменить поведение  аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т. п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения  в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т. п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности.

 

2. Логика, этика  и эстетика речи

Логические аспекты выступления  изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться  в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые  следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

• Будьте последовательны  в своей речи. Не переходите к  следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

• Начинайте выступление  с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без  чего можно обойтись в выступлении.

• Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте  понять, что это намеренное повторение.

• Не уходите в сторону  от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры  и т. п.

• В конце выступления  обобщите сказанное и сделайте выводы.

Готовя выступление, следует  учитывать основные логические законы.

1. Закон тождества. Всякая  мысль в процессе рассуждения  должна быть тождественна самой  себе. Этот закон требует, чтобы  в выступлении данная мысль  о каком-либо предмете, событии  должна иметь определенное устойчивое  содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

3. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание  не могут быть одновременно  ни истинными, ни ложными, одно  из них необходимо истинно,  другое – необходимо ложно.  Если в выступлении сформулировано  какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание,  то одно из этих высказываний  будет истинным, а другое –  ложным.

4. Закон достаточного основания.  Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное  основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными  или ложными, то, утверждая истинность  высказывания, следует дать обоснование  этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие  достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.

Следует иметь в виду, что  логика выступления является лишь составной  частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая  используется в воздействующей, убеждающей речи.

Отношение оратора к аудитории  должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в  ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение  к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и  с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена  агрессивно, и с той, которая высказывает  безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.

Выступление оратора —  его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными  тех лиц, мнение которых вы  оспариваете. Нельзя следовать  утверждению: «Непоследовательный  человек не может быть прав».  Надо разбирать мнение, точку  зрения, взгляды оппонента, а не  его жизнь.

2. Обращение к чувствам  аудитории не должно перерастать  в манипулирование аудиторией. Предположим,  выступление направлено против  кого-либо из администрации города  и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле  преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять  взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения  оппонентов, с которыми вы полемизируете  или на мнения которых вы  опираетесь. Особенно осторожно  следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными  качествами, не преувеличивайте  свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мыне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления  нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных)  тезисов, сделав вид, что вы  «так и не думали». Вы потеряете  доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать,  чтобы вашу концепцию признали  правильной только на том основании,  что вам ваше обоснование представляется  убедительным.

 

        Хорошее  выступление – выступление цельное  в ритмико-интонационном отношении.  Но в то же время внутри  этого единого ритмико-интонационного  целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации  отрицательно сказывается на  восприятии. Поэтому хорошая воздействующая  речь выдержана в определенной  стилевой манере от начала  до конца, что делает этот  текст цельным и целым. В  то же время единая стилевая  манера предполагает элементы  разнообразия: увеличение или замедление  темпа, разнообразные интонационные  контуры. Поэтому написанные при  подготовке отрезки текста следует  обязательно прочитывать вслух,  по крайней мере – проговаривать  «про себя». Именно интонация,  ритм речи подскажут, где ограничить  объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить  слова и т. п. Подчеркнем: говоря  о лексике и синтаксисе, мы  подразумеваем в данном случае  благозвучность текста, гармонию  ритма, а не контактоустанавливающие  особенности, о которых говорилось  выше.

Информация о работе Ораторское исскуство