Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:32, реферат
Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия?
1. Введение………………………………………………………………………2-4
2. Логика, этика и эстетика речи…………………………………….4-8
3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9
4.Личность оратора……………………………………………………….9-11
5.Внешний облик оратора…………………………………………….11-17
5.1 Внешность
5.2 Манеры
5.3 Выражение лица
5.4. Контакт со слушателями
5.5 Поза
5.6 Жесты
6.Заключение…………………………………………………………………..17-18
7.Список использованной литературы…………………………..18
Если в одном тексте
приходится совмещать содержание, представленное
в текстах-источниках, написанных в
разных стилевых манерах, то эти первоначальные
тексты-источники (разумеется, если это
не цитата) следует перерабатывать
в соответствии с вашей стилевой
манерой. Очень много проблем
связано с точностью
При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала речи.
Выразительность речи, ее воздействующая
сила увеличивается, если оратор использует
разнообразные изобразительно-
Выступление становится более
убедительным, привлекательным, что
способствует установлению более тесного
контакта с аудиторией. В значительной
степени это объясняется тем,
что изобразительно-
Укажем наиболее распространенные
изобразительно-выразительные
1. Метафора представляет
собой перенос наименования на
основе сходства. Для использования
в качестве метафоры пригодны
слова с предметным значением,
т. е. с таким значением,
2 Эпитет. В узком понимании
эпитет – это образное
3. Олицетворение– разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.
4 Гипербола (преувеличение)
– количественное усиление
5. Сравнение– уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план..
6. Антитеза (противопоставление)
часто строится на основе
7. Подхват– повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом.
8.Градация– интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов.
9. Каламбур. Основа каламбура
– игра значениями слов. В каламбуре
может использоваться
10. Риторический вопрос– предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.
11. Вопросно-ответное единство– способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется.
12. П о в т о р. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. Если повторяется начальное слово, то это онафора (единоначалие).
13. Многосоюзие. Многократно
повторяющийся союз
14. Синтаксический параллелизм.
При этом приеме два или
более рядом стоящих отрезка
текста имеют тождественное
Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
3. Роды и виды ораторского искусства
С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.
Отличительной чертой социально-политического
красноречия – общественно
Особенностью церковно-
Особенностью судебного
красноречия – строгая
Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.
Особенность дипломатического красноречия - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.
Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.
Особенность торгового красноречия
(устная реклама, выступление на презентации)
– использование
Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.
Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.
Особенность лекционно-пропагандистского
красноречия (научно-популярная лекция,
научно-методическая лекция-экскурсия)
– сочетание научности и
Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю
4. Личность оратора
Русский государственный
деятель, мыслитель и писатель М.М.
Сперанский утверждал: «Основания красноречия
суть страсти … Сильное чувствование
и живое воображение для
Что же думают современные
специалисты о возможности
Оратору необходимы и специальные способности:
- наблюдательность позволяет
правильно и полно
- развитое мышление позволяет
оратору логически мыслить,
- самостоятельность ума
– необходимое качество
- творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать о ней;
- способность к сильным
эмоциональным переживаниям
- речевые способности
определяют культуру речи
Способность – необходимое,
но не достаточное условие
Можно развить и специальные способности.
В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).
Выступлению оратора предшествует
большая предварительная
При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.
И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.
Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога помогает оратору владение культурой речи.
Навыки оратора – это
усвоенные в результате многочисленных
повторений интеллектуальные, двигательные
и сенсорные действия, исполнение
которых не требует значительного
напряжения памяти и внимания, то есть
выполняется почти
Кроме того, к коммуникативным навыкам, необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.
Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков и позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества
5. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
Для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе—положительное или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично — это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но прежде всего следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.
5.1 Внешность
«С лица не воду пить...» С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.
Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного выступления на занятиях студенты одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.