Основные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 04:43, реферат

Описание работы

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержательность речи 4
2. Точность речи 5
3. Понятность речи 6
4. Чистота речи 9
5. Выразительность речи 10
6. Богатство и разнообразие речи 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

осн кач речи.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

5. Выразительность речи

Наш речевой опыт не оставляет  возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли  и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими  особенностями, и будет называться выразительной. .Типология выразительности  пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований —  ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

Второе основание, более  четкое, — структурные области  языка: может быть выразительность  произносительная, выразительность  акцентологическая, лексическая и  словообразовательная. По-видимому, справедливо  следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Прежде чем перейти  к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность  речи человека

Первое условие — самостоятельность  мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство  не позволяют пробиться робким росткам  выразительности.

Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о  чем он говорит или пишет, к  тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит  или пишет.

Третье условие - хорошее  знание языка, его выразительных  возможностей.

Четвертое условие — хорошее  знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них  налагает свой отпечаток на отдельные  группы и слои средств языка, которые таким образом, оказываются стилистически окрашенными.

Пятое условие — систематическая  и осознанная тренировка речевых  навыков.

Лексическая система языка  сложна и многолика Возможности  постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам  языка 

Эпитет — это не слово  в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов — по степени их близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него

Метафора — это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора — не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Метафора оказывает очень  большое влияние на выразительность  речи. Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма.

            6. Богатство и разнообразие речи

 

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или  пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается  самобытность родного языка, его  богатство.

Русский язык принадлежит  к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое  богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7—9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11—13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин — 18890 слов, Сервантес — около 17 тыс. слов, Шекспир — около 15 тыс. слов (по другим источникам — около 20 тыс.), Гоголь  — около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь  достаточный запас слов, чтобы  выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий?

Чаще всего в речи реализуется  одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи.

Особый интерес вызывают случаи, когда пишущий, употребляя слово, учитывает два его значения и  это оговаривает, подчеркивает, заинтриговывая читателя, заставляя его задуматься над дальнейшим содержанием текста. Как объяснить, о чем пишут  авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле», «Правитель отгородился от своего народа и в переносном и в прямом смысле», «Первыми сделали попытку прикарманить флаг крайне правые. Прикарманивать не только в переносном смысле, но и в прямом».

Очень богат наш язык синонимами, т. е. словами, близкими по своему значению. Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.

Богатством, гибкостью и  выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать — прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

 

Заключение

 

Человек существо социальное, а ведущим  коммуникативным средством является речь. «Я мыслю,  значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой  структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего  образа человека, возникшего в результате  подсознательной внутренней или  духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения  образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая  информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего  мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим  условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и  осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка  иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Список использованной литературы

 

  1. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. -  Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006
  3. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 2005
  4. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 2003
  5. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Н. Ширяева. М., 2002.
  6. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  7. Русский язык и культура речи: Учебник / Ред. В.И.Максимов 
    М.: Гардарики, 2000. - 411 с.
  8. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А.Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
  9. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 2002



Информация о работе Основные качества речи