Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:52, контрольная работа
Наполняйте легкие снизу вверх - вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла. Прежде чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха. Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать. Как уже было сказано ранее, кислород должен поступать постоянно.
1. Дыхание. Роль дыхания в речи. Основные типы дыхания. Фонационное дыхание. Основные качества фонационного дыхания.
2. Орфоэпия. Раскрыть понятие. Основные правила безударных гласных звуков. Окончание прилагательных множественного числа.
3. Орфоэпический анализ художественного произведения. (Тема, идея, краткий пересказ по событиям).
Вариант 1
1. Дыхание. Роль дыхания в речи. Основные типы дыхания. Фонационное дыхание. Основные качества фонационного дыхания.
2. Орфоэпия. Раскрыть понятие. Основные
правила безударных гласных
3. Орфоэпический анализ художественного произведения. (Тема, идея, краткий пересказ по событиям).
Дыхание. Роль дыхания в речи. Основные типы дыхания. Фонационное дыхание. Основные качества фонационного дыхания.
Дыхание - самая естественная и необходимая вещь. При нормальном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое заполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание. Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс. Помните, что дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело. Помните, что тело человека не накапливает кислород; оно должно получать его постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь. Наполняйте легкие снизу вверх - вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла. Прежде чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха. Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать. Как уже было сказано ранее, кислород должен поступать постоянно. Он необходим для поддержания физической формы на всем протяжении вашего выступления и для постоянного питания вашего мозга. Слышимое дыхание При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. У некоторых ведущих прогноза погоды на местном радио моего родного города Вашингтона этот недостаток настолько заметен (и для меня настолько же неприятен), что каждый раз я вынуждена убавлять громкость. Слышимое дыхание - поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание не заметно. Значит, для того чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном, и вы получите хороший результат. НЕ СТИСКИВАЙТЕ ЗУБЫ Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции. Артикуляция и произношение Правильная четкая артикуляция - непременное требование, предъявляемое общественному деятелю. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься слушателями. Неправильное произношение не обязательно является результатом местного акцента. Может быть, у вас просто "ленивые губы", то есть вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в повседневной жизни. Возможно, вы проглатываете некоторые буквы или звуки. Наконец, вы можете просто неправильно говорить некоторые слова только потому, что большинство людей вокруг вас тоже говорят их неправильно. Таких слов достаточно много. Если у вас есть проблемы с произношением и артикуляцией (которая обеспечивает правильное произношение), то, весьма возможно, вашу речь будет трудно понять, и слушатели потратят слишком много сил на то, чтобы выслушать ее. Если вы проглатываете звуки, то слушателям придется бессознательно восполнять пробелы. При нормальном разговоре ваши друзья легко понимают вас. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении, покашливание, треск аппаратуры, искажение микрофонов, то ваша артикуляция должна быть безупречной. Кроме того, если вы говорите слишком быстро, то вы срезаете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произносите, и смысл сказанного теряется. Замедлить речь очень просто - нужно четко артикулировать, произносить все звуки и слоги. Избегайте манерной артикуляции. Слишком правильное произношение раздражает, потому что звуки выходят помпезными, холодными и скучными. Такое произношение подходит разве что вышколенному дворецкому из старой пьесы, но не современному человеку, общающемуся с современными людьми. Не надо рисковать, употребляя незнакомые слова - вы можете произнести их неправильно. Пусть словарь станет вашим другом. Если вам встречаются трудные длинные слова, пользуйтесь словарем как учебником и выработайте у себя привычку обращаться к нему почаще. Читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования. Купите хороший учебник, в котором достаточное внимание уделяется произношению. Продолжайте читать вслух, станьте говорящим человеком. Тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ
Сегодня мы поговорим о четырёх
качествах фонационного дыхания. Напомню,
что фонационным называется "озвученное
дыхание", то есть дыхание, которое
мы используем в речи. Сразу стоит
оговориться, что термин "озвученное
дыхание" условен. Мы используем его
потому, что он помогает активизировать
работу над воспитанием навыка владения
фонационным дыханием, опорой звука. Воздух
является всего лишь средой, которая передает
звуковые колебания. Воздух движется по
голосовой трубе следуя законам аэродинамики,
а звук распространяется в воздухе по
акустическим законам, поэтому "озвученного
дыхания", как особой единой субстанции
не существует. Однако они неразрывно
связаны. Вспомните как, например, течет
река в зависимости от ширины русла. В
тех местах, где русло широкое вода течёт
медленно и спокойно, а там где сужается,
течение ускоряется и становится бурным
(турбулентным). Так и воздух в голосовой
трубе течёт по этим же законам. А передача
звука напрямую зависит от плотности,
скорости и турбулентности выдыхаемого
воздуха. Воспитание качеств фонационного
дыхания возможно лишь в единстве со звучанием.
В каждом упражнении одновременно тренируются
дыхание, звучание и дикция, но только
со сменой установки (под установкой понимается
готовность и человека ориентировать
свою деятельность в определённом направлении)
на различные компоненты речевого комплекса.
Меняя установку, можно обращать внимание
то на дыхание, то на свободное звучание,
то на звуковысотные изменения в речи,
то на дикцию, то на силу звука и т.д. В фонационном
дыхании участвуют различные группы мышц
- вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами
вдоха являются диафрагма (мышца отделяющая
грудную и брюшную полость) и целая группа
мышц, которые поднимают и раздвигают
в стороны ребра грудной клетки. К выдыхателям
относятся мышцы, опускающие рёбра и мышцы
брюшного пресса. Важнейшую регулирующую
роль в дыхании играют мышцы бронхиальной
системы. В зависимости от того, какими
мышцами осуществляется дыхание, оно делится
на несколько типов: верхнее (ключичное),
грудное, брюшное, нижнерёберно-
1. Лягте на пол или другую ровную поверхность.
2. Настройтесь (дайте себе установку) отслеживать
своё дыхание.
3. Позвольте себе расслабиться и дайте
воздуху полностью покинуть ваши легкие.
4. Вытолкните остатки воздуха - на это
потребуется определенное усилие.
5. Наблюдайте, как воздух постепенно, естественным
образом наполняет сначала область живота.
6. Дальше надо приложить небольшое усилие
для того, чтобы надуть живот.
7. Когда живот наполнен до упора, начинайте
наполнять грудную полость.
8. И в последнюю очередь верхнюю область,
заметьте, как чуть-чуть приподнимаются,
расправляются ключицы.
9. После этого естественным образом выдыхайте,
наблюдая, как воздух покидает ваше тело.
Проделайте это упражнение несколько
раз, чтобы запомнить ощущения.
Повторите его еще несколько раз, теперь
уже наблюдая за работой мышц.
Теперь о звуке.
Как известно, источником звука являются
расположенные в гортани голосовые связки.
Звуковые волны, образующиеся в гортани,
распространяются вверх и вниз по воздухоносным
путям и по тканям, окружающим гортань.
Основная часть звуковой энергии поглощается
внутри организма, что и вызывает знакомую
нам вибрацию тканей головы, шей, груди,
а наружу, через ротовое отверстие выходит
лишь незначительная часть. Освобождение
голоса как раз и заключается в том, чтобы
повысить "коэффициент полезного действия
голосового аппарата", то есть при меньшей
затрате мышечной энергии добиться максимума
звучности. Важную роль в повышении КПД
голосового аппарата играют названные
выше качества фонационного дыхания. Под
глубоким дыханием имеется в виду нижнерёберно-диафрагматический
тип. Он позволяет осуществлять полный
и глубокий вдох. Кроме того, раздвинутые
в стороны рёбра грудной клетки могут
сохранять это положение "вдоха"
и во время речи, что позволяет пополнять
воздух движением одной диафрагмы. Когда
верно зарожденный в гортани (голосовой
щели) звук получает резонанс (отзвук)
в соответствующих полостях верхнего
резонатора, то голос обогащается, приобретая
такие качества, как звонкость, яркость,
полнозвучие. Объем воздуха, заключенный
в упругие стенки и имеющий выходное отверстие,
способен резонировать, например, стакан,
бутылка, полый шар. Помните, как в детстве,
говорили в стакан или большую банку, или
в рупор? Замечали, как меняется звук, как
резонируют их стенки? Этот же эффект мы
получаем и используем в речи. Высота звука,
рожденного в резонаторе, зависит от формы
резонатора, размеров выходного отверстия
и объёма заключенного в нем воздуха. В
голосообразующем аппарате различают
верхний и нижний резонаторы. Полости
в лицевой части головы (носовые полости,
носоглотка, придаточные полости носа),
относятся к верхнему резонатору, трахея
и крупные бронхи - к нижнему. Ощущение
вибрации в разных точках головного резонатора
являются сильнейшим стимулятором голосовой
функции. Овладеть высоким дыханием - значит
выработать ощущение посыла воздушного
потока по вертикали - вверх, в голову,
а не по горизонтали - прямо по направлению
ротового отверстия. Частое дыхание - это
легкие, быстрые, незаметные "доборы"
воздуха во время произнесения речи (говорения).
Частое дыхание позволяет легко и выгодно
использовать выразительные средства
речи (интонация, темпо-ритм, паузы), делая
её наиболее действенной. Чем чаще добирается
воздух, вдох становится короче и незаметнее,
у слушателя создается впечатление, что
человек говорит "не переводя духа",
на одном дыхании. Эти доборы воздуха должны
осуществляться автоматически, рефлекторно,
не разрушая смысла фразы, потому что физиологическая
пауза (если только она не связана с интонационной,
т.е. не сделана умышленно) не воспринимается
как пауза. Поэтому частое дыхание (умелые
доборы воздуха) являются ценным качеством
в разговорной речи, особенно быстрой,
экспрессивной. Под близостью дыхания
подразумевается отчетливая артикуляция,
которая оформляет рожденный в гортани
голос в звуки речи: гласные и согласные.
Любое движение губ, языка, зева, глотки,
мускулатуры нижней челюсти необходимое
для формирования того или иного звука,
непременно отражается на дыхании. Значит
нельзя забывать о дыхании, тренируя дикцию.
Только в этом случае четкость артикуляции
будет вырабатываться в единстве с действиями
глотки и диафрагмы, которые по-своему
дублируют процесс, происходящий в ротовой
артикуляции.
Поэтому работу над дикцией мы и называем
воспитанием близости дыхания. Подводя
итог всему вышесказанному, повторюсь:
если речь верно начата (на глубоком дыхании),
обогатится резонансом (с помощью высокого
дыхания), получит слитную, выразительную
линию звучания (за счет частого дыхания),
станет отчетливой (из-за близости дыхания),
то она приобретёт такие качества, как
полётность, благозвучие, интонационную
гибкость, которые обеспечивают хорошую
слышимость и выразительность.
Однако, перед тем как начать работу над
голосом, полезно "разогреть", "подготовить"
дыхательные мышцы упражнениями дыхательной
гимнастики. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика - это "туалет"
для создания хорошего физического и психического
самочувствия. Она укрепляет дыхательные
мышцы, особенно диафрагму. Задача тренинга
фонационного дыхания состоит в том, чтобы
научиться легко рефлекторно переключать
дыхание в различные ритмы и условия работы,
диктуемые различными характерами речи.
Проверьте на практике то, как трём различным
характерам речи соответствуют различные
виды выдыхания. Прочитайте строки из
"Медного всадника" А.С. Пушкина.
Первый вид выдыхания обслуживающий спокойную,
плавно льющуюся речь. Воздух, как бы "сам
вытекает в природу".
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум высоких полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, белый челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел...
А теперь другие строки того
же произведения, где речь звучит медленно,
со сдержанной силой, и вы заметите,
что воздух будет как бы "с
силой выгоняться наружу":
...Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настаёт...
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъярённых вод.
Но силой ветров от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова;
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь...
Следующий строки, когда
речь стала более эмоциональна, экспрессивна,
зазвучала в ускоренном темпе, изменился и
характер выдохов. Теперь воздух "рывками
выталкивается".
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружён.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры лезут в окна. Чёлны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.
Эти три различных вида выдыхания, когда воздух "сам вытекает в природу", или "с силой выгоняется", или "рывками выталкивается", нужно тренировать уже с первых упражнений дыхательной гимнастики.
Орфоэпия. Раскрыть понятие. Основные правила безударных гласных звуков. Окончание прилагательных множественного числа.
ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь'), правильное произношение (ср. oрфография – правильное написание). Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду – в[а]да, т[о]чит – т[а]чить); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м[я]со – м[и]сной, в[ё]л – в[и]ла, л[е]з – вл[и]зать); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы – ду[п], моро[з]ы – моро[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру[б]ить – ру[п]ка, скользить – сколь[с]ко), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить – козьба, моло[т]ить – моло[д]ьба). Изучением этих законов занимается фонетика. Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када, [тэ]мп), иногда – мягкого (например [д'е]кларация, [т'е]мперамент, му[з'е]й). Фонетическая система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], ср. було[ч'н]ая и було[шн]ая, но орфоэпическая норма предписывает говорить коне[шн]о, а не коне[ч'н]о. Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт, а не докýмент, началá, а не нáчала, звонúт, а не звóнит, алфавúт, а не алфáвит).
В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (т.е. мы бы сейчас произносили в[о]да, а не в[а]да), а если бы столицей стала Рязань – «яканье» (т.е. мы говорили бы в [л'а]су, а не в [л'и]су).
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского. Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. На севере России «окают» и «екают»: произносят в[о]да, г[о]в[о]рит, н[е]су), на юге – «акают» и «якают» (говорят в[а]да, н[я]су), есть и другие фонетические различия.
У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] – они произносят на его месте звонкое [х] (звук, в транскрипции обозначаемый знаком [g]). Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.
Есть и другие источники нелитературного произношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу[ф]ство вместо правильного чу[с]тво, [ч]то вместо [ш]то, помо[щ]ник вместо помо[ш]ник.
Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е[ж'ж']у, ви[ж'ж']ать с мягким долгим звуком [ж'], так и е[жж]у, ви[жж]ать – с твердым долгим; правильно и до[ж'ж']и, и до[жд]и, и ра[ш'ш']истить и ра[ш'ч']истить, и [д]верь и [д']верь, и п[о]эзия и п[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба[с'е]йн и ба[сэ]йн; в этом словаре предлагается произносить манёвры, планёр, но допускается и произношение манéвры, плáнер.
Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а[н']гел, це[р']ковь, ве[р'х], пе[р']вый. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся (сь) (смеял[с]а, встетили[с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий, -гий, -хий и в глаголах на -кивать, -гивать, -хивать. Слова высокий, строгий, ветхий, вскакивать, подпрыгивать, стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой, ветхой, вскаковать, подпрыговать. Потом норма стала допускать оба варианта – старый и новый: и смеял[с]а и смеял[с']я, и стро[г]ий стро[г']ий. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие – младшего.
Орфоэпические нормы
устанавливаются учеными –