Основные понятия теории речевых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 03:36, реферат

Описание работы

Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания).

Содержание работы

1.Понятие коммуникации…………………………………………………………………………….…3
2.Классификация коммуникаций………………………………………………………………...4-5
3.Виды коммуникаций………………………………………………………………………………...5-7
4.Язык и речь…………………………………………………………...………………………………….7-8
5.Речь и мышление……………………………………………………..……………………….......8-10
6.Речевая деятельность……………………………………………………………………………10-12
7.Виды речевой деятельности……………………………………………...........................13
8.Модель речевой коммуникации…………………………………….......................13-15
9.Использованная литература……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат по реч.комм.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  заведение высшего 

профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ


Кафедра “Социально-культурный сервис и туризм”

 

 

 

 

 

 Реферат по дисциплине: « Речевые коммуникации »

 На тему: «Основные понятия теории речевых коммуникаций »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

 

  1. Понятие коммуникации…………………………………………………………………………….…3
  2. Классификация коммуникаций………………………………………………………………...4-5
  3. Виды коммуникаций………………………………………………………………………………...5-7
  4. Язык  и речь…………………………………………………………...………………………………….7-8
  5. Речь и мышление……………………………………………………..……………………….......8-10
  6. Речевая деятельность……………………………………………………………………………10-12
  7. Виды речевой деятельности……………………………………………...........................13
  8. Модель речевой коммуникации…………………………………….......................13-15
  9. Использованная литература……………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие коммуникации:

 

Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания). 
 
Научное определение понятия: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». 
 
Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией». 
 
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. 
 
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. 
 
Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов»

распространенный на Востоке, также является средством  передачи

информации, которую в  некоторых ситуациях не разрешается  выражать словами (например, роза –  символ любви, астра – печали, незабудка  – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

 

 

3

Классификация коммуникаций:

 

     Коммуникативная  личность - самая главная составляющая  личности

вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого

существования (аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо -

9%).

 

Модель речевой коммуникации:

    Общение становится  возможным, если налицо все  его единицы

(компоненты, слагаемые)  и каждая четко выполняет отведённую ей роль.

Компонентами общения  являются:

    1) его участники  - их называют коммуникантами;

    2) предмет общения;

    3) его средства (словесные и несловесные).

    Рассмотрим  каждый из компонентов подробнее.

    Коммуниканты (участники общения) - это люди. Сколько их должно

быть, чтобы общение  состоялось? На первый взгляд, ответ  прост - не меньше

двух. Однако психологи  и лингвисты пользуются терминами "внутренняя

речь", "внутренний голос" и т.п., то есть существует и общение человека со

своим внутренним "я" - "тихо сам с собою я веду беседу".

    Коммуникантов  может быть огромное количество, если речь идет о так

называемом массовом общении: политик выступает на митинге, президент

обращается к народу своей страны по телевидению и  т.д. Однако психологи

заметили, что оптимальное  количество общающихся - три - пять человек.

Если же в контакт  вступает большее количество людей, то они стремятся

разбиться на группы.

    Второй компонент  общения - предмет, проблема, процесс  деятельности,

который нуждается в рассмотрении, решении, обсуждении.

    Представим  ситуацию, в которой каждый из  нас может оказаться.

Молодой человек сидит  на скамейке в парке, на другом конце

удобно устроилась старушка, читает. Потенциальные коммуниканты

налицо, но общения нет, так как у них нет предмета, общей проблемы. Но вот

в конце аллеи показалась занятная пара: переваливаясь с ноги на ногу, бежит

малыш, а за ним, едва поспевая на высоких модных каблучках, спешит

молодая мама. Прямо  перед скамейкой, где сидят наши потенциальные

коммуниканты, ребенок падает, разбивает себе коленки  и нос. Как поведут

 

 

 

 

 

 

 

4

себя юноша  и старушка? Думаем, постараются  утешить малыша, пока не

подойдёт мать и, возможно, перекинутся парой нелестных  слов в ее адрес:

"Идёшь гулять  с малышом - модные туфельки оставь дома:". Возникнет

ситуация общения, так как появится общий предмет.

    Станет  ли возможным общение, если  юноша и старушка говорят на

разных языках и налицо ситуация языкового дефицита, поймут ли они друг

друга? Здесь  мы должны вспомнить о третьем компоненте - средствах

общения. Они  могут быть словесными (вербальными  от лат. - глагол) и

несловесными (невербальными). Так поймут или не поймут наши

коммуниканты  друг друга? Произнесенные ими слова  останутся

непонятными, но в ситуации языкового дефицита выручат невербальные

средства - жесты, мимика, взгляд и т.д. Итак, третий компонент - вербальные

и невербальные средства общения.

    Общение  может быть эффективным только  тогда, когда все три

компонента  безупречно "работают". Если один из них даёт сбои, общение

затрудняется  или может вообще не состояться. Виновниками чаще всего

становятся  коммуниканты, которые не владеют  вербальными и

невербальными средствами общения или плохо  знают его предмет.

 

Виды  коммуникаций:

 

    Коммуникации  подразделяются на следующие виды: межличностные

или организационные  коммуникации на основе устного общения;

коммуникации  на основе письменного обмена информацией.

    Межличностные  коммуникации в свою очередь  делятся на:

    - формальные  или официальные. Данные коммуникации определяются

политикой, правилами, должностными инструкциями определенной

организации и  осуществляются по формальным каналам;

    - неформальные  коммуникации, которые не следуют  общим правилам

определенной  организации; они осуществляются согласно установившейся

системе личных отношений между работниками  организации.

    Типичной  информацией, передаваемой по  каналам неформальных

коммуникаций  являются: предстоящие сокращения производственных

рабочих, новые  меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре

организации, грядущие перемещения и повышения, подробное  изложение

спора двух руководителей  на последнем совещании по сбыту, кто кому

назначает свидание после работы и т. д.

    Среди  формальных организационных коммуникаций  выделяют:

    - вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня

иерархии на другой;

 

5

 

-    горизонтальные       между    различными        подразделениями,

предназначающиеся       для    координации     деятельности      различных

подразделений.

     Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

     - восходящие, когда информация передается  снизу вверх (с низших

уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию,

необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую

они несут ответственность;

     - нисходящие, осуществляемые сверху  вниз. Этот тип коммуникаций

непосредственно связан с руководством и контролем  за работниками.

 

 

Межличностные коммуникации делят также на:

     - вербальные (словесные);

     - невербальные, призванные осуществлять обмен информацией без

применения  слов, например, с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и

т.д.

     Вербальные  и невербальные формы коммуникаций  не всегда и не

обязательно исключают  друг друга. Как правило, интерпретация

получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах,

как жесты и  выражения лица, которые сопровождают слова передающей

стороны.

 

    Формы и типы речевой коммуникации:

 

    Различают  устную и письменную формы  речевой коммуникации. Для

каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются

типы речевой  коммуникации. К таким признакам  относятся следующие:

    1) условия  общения:

    •  прямое, или непосредственное, общение  с активной обратной связью

       (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например,

       письменное распоряжение);

    •  опосредованное общение (например, выступление по радио,

       телевидению, в средствах массовой  информации);

    2) количество  участников:

    • монолог (речь  одного человека);

   • диалог (речь двух людей);

    • полилог (речь  нескольких человек);

    3) цель общения:

    • информирование;

6

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.

 

4) характер ситуации:

    • деловое общение  (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

    • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).

    Любая речевая  ситуация может быть отнесена  к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в  гости, их

 

 

разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное

общение, диалог с целью  убеждения, бытовую беседу.

    Для каждого  типа коммуникации существуют  специфические языковые

средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения,

владение которыми на практике является необходимым условием

достижения успеха в процессе речевой коммуникаци.

 

 

Язык  и речь:

 
Почему в выражении  «речевая коммуникация» используется слово «речевая», ведь до сих пор  мы говорили, что язык – важнейшее  средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти слова различаются во многих языках (англ. language/speech; нем. Sprache/Rede; франц. langage/parole).  
 
Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т. е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц  
 
Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст. 
 
                                                                          7

Таким образом, в слове «язык» преобладающим  значением является

«система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Поэтому понятно, что для определения  слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация»  также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо. 

 

Функции языка  и речи 

 
Когда вопрос касается функций языка  и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание– это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.

 

Основные функции языка (и это следует уже из определения  речевой коммуникации):

1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная – побуждение, призыв, просьба; 
 
3) эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций. 
 
Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций. 
 
Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т. д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т. е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно. 
 
Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. 
 
Например, в газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная

8

Речь и мышление:

 
 
Важнейшей функцией речи как  деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли». 
 
Сам процесс мышления до конца еще не познан. Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить – это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) – необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь – это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. 
 
Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышления. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно использует не только язык: наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное мышление. С другой стороны, в каком-то отношении речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Кроме того, речь стилистически окрашена и социально дифференцирована, т. е. вариативна (см. главу 1.2). Механизмы мышления, очевидно, универсальны для всех людей, независимо от национальности и социальной принадлежности. 
 
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.  

Информация о работе Основные понятия теории речевых коммуникаций