Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 03:36, реферат
Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания).
1.Понятие коммуникации…………………………………………………………………………….…3
2.Классификация коммуникаций………………………………………………………………...4-5
3.Виды коммуникаций………………………………………………………………………………...5-7
4.Язык и речь…………………………………………………………...………………………………….7-8
5.Речь и мышление……………………………………………………..……………………….......8-10
6.Речевая деятельность……………………………………………………………………………10-12
7.Виды речевой деятельности……………………………………………...........................13
8.Модель речевой коммуникации…………………………………….......................13-15
9.Использованная литература……………………………………………………………………...16
Внутренней
речью называют языковое оформление
мысли без ее высказывания, устного или
письменного. Здесь языковые значения
используются вне процесса реальной коммуникации.
Даже из самого названия понятно, что этот
процесс скрыт от непосредственного наблюдения
и поэтому далеко еще не изучен. Считается,
что процесс внутренней речи протекает
с большой скоростью и сама внутренняя
речь различается степенью языковой оформленности
в зависимости от условий.
Выделяют три основных типа внутренней
речи:
внутреннее проговаривание,
т. е. «речь про себя», которая сохраняет
структуру внешней речи, но лишена ее звукового
или графического оформления. Такая речь
типична при решении мыслительных задач
в затрудненных условиях;
внутренняя речь,
выступающая как средство мышления. При
этом человек пользуется специфическими
единицами (предметными кодами, кодами
образов и т. п.). Такая речь имеет специфическую
структуру, отличающуюся от структуры
внешней речи;
внутреннее программирование,
т. е. формирование и закрепление в специфических
единицах программы речевого высказывания,
целого текста или его частей.
Внешняя речь – это процесс речевой деятельности,
включающей различные механизмы кодирования
и декодирования информации. Внешняя речь
– это то, что мы произносим, слышим, пишем,
читаем.
Речевая деятельность:
Речевая деятельность как
один из видов деятельности человека
характеризуется
Исходным моментом любого речевого действия
является речевая ситуация, т. е. такое
стечение обстоятельств, которое побуждает
человека к речевому действию (например,
к высказыванию). Примеры речевых ситуаций:
необходимость ответить на вопрос, сделать
доклад о результатах работы, написать
письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая
ситуация порождает мотив высказывания,
который в отдельных случаях перерастает
в потребность совершения этого действия.
В реализации речевого действия выделяются
следующие этапы:
1) подготовка высказывания: осознание
мотивов, потребностей, целей, вероятностное
прогнозирование результатов высказывания
на основе
прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении
человека, для
которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения
протекают с большой скоростью на подсознательном
уровне. Все эти решения завершаются созданием
внутреннего плана высказывания, который
может иметь различную степень обобщенности
или конкретности. Успех речевого действия
зависит от того, насколько активно знание
языка, насколько сформированы у человека
речевые навыки и умения;
2) структурирование высказывания: выбор
слов, расположение их в нужной последовательности
и грамматическое оформление – все это
происходит во внутреннем плане. Данный
этап наименее изучен в системе речевого
действия, поскольку не ясны механизмы
выбора слов и грамматического оформления.
Предполагается, что выбор слов в памяти
осуществляется методом проб и ошибок,
путем отбрасывания слов, которые недостаточно
точно выражают намеченное содержание.
В оперативной речевой памяти действует
механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается
также, что слова в памяти человека сохраняются
не разрозненно, а в систематизированном
виде, например в виде тематических блоков,
что ускоряет и облегчает выбор нужного
слова. При этом слова, которые неоднократно
использовались, являются как бы «индуцированными»,
поэтому у говорящего прослеживается
тенденция их повторного употребления.
При выборе слов определенную роль играют
также словесные ассоциации, которые образуются
на основе предшествующего опыта и сохраняются
в памяти;
3) переход к внешней речи: звуковое или
графическое оформление высказывания.
Этот этап самый ответственный, поскольку
он определяет положительный или отрицательный
результат высказывания. Если переход
от внутренней речи к внешней по каким-то
причинам нарушен, т. е. внутренняя речь
плохо оформляется во внешней, то такая
речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.
О результате речевого действия судят
по его восприятию и по реакции на него,
т. е. обратной связи.
Восприятие речи (процесс
слушания или чтения) включает следующие
стадии:
1) переход с акустического или графического
кода на код внутренней речи;
2) расшифровка синтаксических структур,
грамматических форм;
3) понимание общего
плана высказывания;
4) понимание замыслов и мотивов высказывания;
5) оценка полученной информации (содержания
высказывания, его идеи, позиции говорящего
и т. п.);
6) понимание выбора формы и языковых средств.
Понимание (как
составная часть процесса восприятия)
включает два уровня: языковой и содержательный.
Первый без второго возможен, а второй
без первого – нет. Очевидно, что полное
понимание достигается не всегда. Эффективное
восприятие возможно при активном желании
воспринимающего понять речь автора высказывания.
Обратная связь –
важный элемент контроля речевого действия,
позволяющий оценить его результат. Наиболее
полно обратная связь осуществляется
в диалоге.
Качество понимания передаваемого сообщения
зависит от комплекса факторов – различных
условий, при которых осуществляется коммуникация.
Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст
речевого общения складывается из явного
и скрытого.
Явный контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный.
Скрытый
контекст – это то, что не поддается непосредственному
наблюдению. В скрытый контекст входят
мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов,
их личностные характеристики (уровень
образования, социальная принадлежность,
характер и т. п.). В зависимости от контекста
высказывание может привести к различным
результатам.
Поскольку главная цель речевого общения
– это обмен информацией, т. е. передача
и восприятие смысла высказывания, человек
всегда, как правило, стремится быть понятым.
Для этого необходимо учитывать и правильно
использовать факторы, оказывающие влияние
на процесс общения. С учетом таких факторов
выделяют различные формы и типы речевой
коммуникации.
12
Виды речевой деятельности:
Из предыдущего изложения
ясно, что с точки зрения механизмов
кодирования/декодирования
Говорение –
это отправление речевых акустических
сигналов, несущих информацию.
Слушание (или
аудирование) – восприятие речевых акустических
сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка
речевых сигналов с помощью графических
символов.
Чтение – расшифровка
графических знаков и понимание их значений.
Механизмы кодирования информации действуют
при говорении и письме, механизмы декодирования
– при слушании и чтении. При говорении
и слушании человек оперирует акустическими
сигналами, при письме и чтении – графическими
знаками.
Указанные четыре вида речевой деятельности
составляют основу процесса речевой коммуникации.
От того, насколько у человека сформированы
навыки этих видов речевой деятельности,
зависит эффективность речевого общения.
Кроме того, степень сформированности
навыков речевой деятельности служит
критерием оценки уровня владения языком
(не только иностранным, но прежде всего
родным) и показателем общей культуры
человека.
Модель речевой коммуникации:
В каких бы условиях ни осуществлялась
речевая коммуникация, с помощью
каких бы средств ни передавалась
информация, сколько бы человек ни
принимали участие в общении,
в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами
этой модели являются:
13
1) отправитель информации (или адресант) – говорящий или
пишущий человек;
2) получатель информации (или адресат) – читающий или
слушающий человек;
3) сообщение (текст
в устной или письменной форме) – неотъемлемая
часть модели, поскольку без обмена информацией
не может быть речевой коммуникации.
Отдельное речевое действие (фрагмент
коммуникации) называется коммуникативным
актом .
Простейшая схема отдельного
коммуникативного акта в процессе речевой
коммуникации выглядит следующим образом:
В рамках коммуникативного акта отправитель
информации (например, говорящий), имея
мотив высказывания, строит его во внутренней
речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует
в звуки. Получатель, воспринимая поступающий
сигнал, декодирует его и распознает смысл
высказывания. У него также возникает
мотив высказывания, происходит обмен
репликами, т. е. осуществляется обратная
связь. Другими словами, отправитель и
получатель меняются местами, но схема
коммуникативного акта остается при этом
прежней.
Таким образом, речевая коммуникация –
это общение людей, понимаемое в широком
смысле слова не только как разговор или
беседа, а как любое взаимодействие с целью
обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).
Общение осуществляется в процессе речевой
деятельности человека с помощью вербальных
(словесных) и невербальных средств. Вербальная
речевая деятельность включает четыре
аспекта: говорение, слушание, чтение,
письмо.
Основная цель речевого общения – обмен
информацией. В соответствии с этим задачи,
которые решает человек в процессе общения,
можно свести к следующим основным:
• эффективное получение информации;
• эффективная передача информации
• достижение поставленной
цели путем убеждения собеседника и побуждения
его к действию;
• получение дополнительной информации
о собеседнике;
• позитивная самопрезентация.
Эффективное получение
информации относится как к устной,
так и к письменной речи и зависит от уровня
владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача
информации (в письменной и устной
формах) предполагает владение навыками
письма и говорения. Достижение поставленной
цели путем убеждения собеседника
предполагает знание основных риторических
приемов (как в устной, так и в письменной
речи), а также владение речевыми тактиками
убеждения и побуждения. Получение дополнительной
информации о собеседнике возможно
на основе знания основных закономерностей
функционирования языка в обществе (чтобы
определить уровень социально-культурного
развития человека, его социальную принадлежность),
умения различать оттенки интонации и
голоса собеседника (чтобы оценить его
эмоциональное состояние), умения интерпретировать
содержание его высказываний и понять
возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает
способность произвести хорошее впечатление
на собеседника (или на читателя) и предполагает
владение основами культуры речи, что
включает в себя и знание норм языка, и
умение «исполнить» свою речь в приятной
для собеседника манере, продемонстрировав
свои положительные качества.
В соответствии с этими задачами и построен
курс «Основы речевой коммуникации». Две
следующие главы первого раздела знакомят
с формами функционирования языка в обществе,
с понятием речевой нормы и основными
принципами культуры речи. Последующие
разделы – практическая часть курса –
посвящены совершенствованию навыков
основных видов речевой деятельности,
вопросам этики и психологии общения,
обучению деловому общению с помощью деловых
игр.
15
Использованная литература:
1.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. –М,2007.-272с.- (Высшее образование)
2. Адаир Д. Эффективная коммуникация. — М.: Эксмо, 2003.
3. Нахимова Е.А., Чудинов А.П. Речевая коммуникация: практикум, 2003.
4. Леонтьев А.А. язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация.- М: ПРИОР, 1998.
6.Максимова В.И. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов. – 2 изд.,М: Гардарики, 2007. – 413с.
16
Информация о работе Основные понятия теории речевых коммуникаций