Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:54, реферат
Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
1. Введение
термин ораторское искусство
отличие ораторской речи от других видов речи
2. Выступление как разновидность ораторской прозы
содержание и композиция
информационное обеспечение выступления
контакт с аудиторией
контактоустанавливающие речевые действия
коммуникативное состояние говорящего.
3. Логика, этика и эстетика речи
Логические законы
Этика ораторского выступления
Эстетические качества речи
Правила построения ораторской речи.
4. Полезные советы
Четыре шага к успеху
Пять причин провала
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Тема: Основы ораторского искусства.
План
1. Введение
2. Выступление как разновидность ораторской прозы
3. Логика, этика и эстетика речи
4. Полезные советы
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. Введение
Цель данной работы - рассмотреть
структуру ораторской речи, а для
этого нужно познакомиться с
основными правилами, которыми следует
руководствоваться при
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.
Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драматургии; высокая эмоциональность, передающаяся от оратора к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства.
Ораторское искусство
представляет собой сложное интеллектуально-
Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...
Истинный оратор немыслим
без вдохновения, воображения и
фантазии. Один из принципов речевого
мастерства – принцип обратной связи
– не может обойтись без внимания
и эмоционально-
Этика связана прежде всего с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обращаться и как отвечать на вопросы?..
А эстетические начала должны
быть заложены в чувствах, чтобы
вдохновлять слушателей; в одежде,
чтобы выглядеть красиво, в мелодике
и напевности .слова, в звуках и в речи
в целом, чтобы волновать души.
Художественное чтение и публичная речь
строятся по законам речевого мастерства,
включающим выразительные средства: эпитеты,
восклицания, жесты, мимику, пантомимику
и т. д. И непременно по законам техники
речи: дыхания, голоса, дикции...
Художественное чтение и ораторство дополняют друг друга. Именно чтецы становятся ораторами. У чтеца – «задача», у оратора– единое действенное слово и единые способы работы над логикой текста.
Красноречие – такой же живой процесс, как искусство театра. Зритель и слушатель становятся соучастниками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача.
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни.
Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней.
Ещё пример. Один человек
упал в воду, а другой поднимает
крик, чтобы окружающие пришли на помощь.
Примеры естественного
Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
2. Выступление как разновидность ораторской прозы
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации.
Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т. п.
Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают.
Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.
1. К выступлению обязательно
нужно подготовиться. Не
2. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, понимают неподготовленность выступающего раньше его.
3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить. аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
4. В начале выступления
сразу же сформулируйте
5. Определите главную
мысль, расчлените ее на
6. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления.
7. В случае необходимости
подберите к каждому тезису
соответствующую информацию: статистические
данные, сведения по истории вопроса,
результаты социологических
8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т. п.
9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
10. Приводя аргументы в
обоснование своего мнения, расположите
их таким образом, чтобы их
доказательная сила возрастала.
Поставьте самые сильные
11. Оцените непротиворечивость
всего текста в целом.
Наиболее типичные погрешности
выступления: значительные отступления
от основного содержания, непоследовательность,
несоразмерность отдельных
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника.
Если цитата действительно
необходима в выступлении, то независимо
от типа цитаты и ее назначения обязательно
нужно, во-первых, обязательно проверить
цитату. В этом случае совершенно неуместно
полагаться на собственную память,
а следует сверить используемую
в тексте цитату с оригиналом. Во-вторых,
смысл цитируемого отрывка в тексте должен
совпадать со смыслом цитируемого отрывка
в тексте-источнике. В-третьих, по своему
объему цитата должна быть достаточна
для того, чтобы ее смысл был относительно
самостоятелен и устойчив. Если цитируется
очень малый объем речевого материала,
то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить
аудитории смысл цитируемых слов. Усеченнее
цитирование – один из способов манипулирования
общественным мнением.
Следует вести постоянную работу по подбору
цитат, их систематизации и обновлению.
Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.
Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные.