Особенности невербальных сигналов у людей, представляющих разные культуры
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 19:41, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы: изучить особенности невербального общения у людей из разных культур. Задача курсовой работы: выявить различия невербалики разных культур. Сегодня главным ресурсом человечества является информация. Обмен информацией — это процесс, которым занимается большинство профессий в наше время. Речь пойдет о факторе, который определяет эффективность человеческого общения — невербальных сигналах.
Курсовая работа по дисциплине: «Теория
коммуникации» на тему: «Особенности невербальных
сигналов у людей, представляющих разные
культуры»
Исполнитель:
студентка первого курса направления
«Реклама и связи с общественностью»
Антропова Дарья
Научный руководитель:
кандидат философских наук,
доцент
Корчемкин С. Е.
Екатеринбург
2015
Оглавление
Введение.
Цель курсовой работы: изучить
особенности невербального общения у
людей из разных культур.
Задача курсовой работы: выявить
различия невербалики разных культур.
Сегодня главным ресурсом
человечества является информация. Обмен
информацией — это процесс, которым занимается
большинство профессий в наше время. Речь
пойдет о факторе, который определяет
эффективность человеческого общения
— невербальных сигналах.
Для начала — немного популярных
факторов из психологии.
Вербальный канал или что мы
говорим — это то, какие слова мы произносим,
как мы строим предложения. То есть, все,
что относится к лексической, грамматической
и логической составляющей речи. Невербальный
канал или как мы говорим — это мимика,
взгляд, позы, жесты, движения, помогающие
нам правильно воспринимать информацию.
Невербальный канал также можно назвать
эмоциональной составляющей нашей речи.
Надвербальный канал, или каким голосом
мы говорим — это все, что связано с частотой,
громкостью или амплитудой и интонациями.
Львиную долю информации человек воспринимает
невербально, как было сказано: «Не столько
важно, что мы говорим, сколько как мы это
делаем»
Приведу пример из «Психологии
лжи» П. Экмана. В своей книге он почти
на каждой странице говорит о необходимости
рассматривать поведение человека только
в изменении. То есть, мы не можем делать
выводов только по невербалике человека,
рассматривать нужно человека в динамике.
Когда вы пытаетесь читать посылы невербальных
сигналов, обращайте внимание на контекст,
а именно: отношение собеседника к теме
беседы, его общий психологический портрет,
внешние факторы (место и время беседы),
предположительный результат беседы и
тд.
Во всем мире жесты коммуникации
не имеет различий. Они бывают уникальными
и толкуются почти во всех странах одинаково.
Итак, рассмотрим самые распространенные
позы, по которым можно понять, что у человека
на уме:
- руки за спиной, голова
поднята высоко, подбородок выставлен
вперед — чувство уверенности
и превосходства
- руки на бедрах, корпус
подан вперед — поза «хозяина
положения», агрессивность и готовность
отстаивать свою позицию до
победного конца
- стоя, руками опираясь
о стул или стол — ощущение
неполноты контакта с собеседником
- сидя, локти расставлены,
руки заведены за голову —
демонстрация превосходства. В отличие
от позы «хозяина», такое положение
говорит нам о том, что человек
сам уверен в собственном превосходстве,
так как «хозяин» может быть
в этом не уверен
- любая часть руки за
поясом или в кармане — агрессия,
превосходство
- закрытые позы — это
воображаемая линия от макушки
до пола. И любое пересечение
этой линии создает закрытую
позу. Данная поза обычно обозначает
неустановленный контакт, скептическую
или защитную установку. Но также
следует обратить внимание на
одежду собеседника. Застегивание
пиджака равносильно скрещиванию
рук на груди. Если вы заметили
двойное скрещивание, например, руки
на груди и складывание ноги
на ногу, то вероятнее всего, что
ваш собеседник вовсе «отключился»
от разговора. Скрещенные лодыжки
могут означать страх или взволнованность
с некой попыткой самоконтроля.
Скрещивание пальцев рук показывает
попытку скрыть свое разочарование
- наклоны головы играют
немаловажную роль. Наклон в сторону
— интерес к разговору, вниз
— незаинтересованность, отклонения
назад — собеседник настроен
агрессивно
- вставание может означать
момент принятия решения или
может являться реакцией на
какие-то доводы или факты
- кончики пальцев соединены,
ладони не сомкнуты или по-другому
— поза «гуру» означает уверенность
в своих словах и силах
- руки, сложенные у рта могут
означать скрытие истинных намерений
- опоры и поддерживания.
Поддерживание ладонью головы
говорит о скуке, поддерживание
подбородка большим пальцем —
о критической оценке или интересе
к теме разговора, пальцы, сжатые
в кулак и расположенные под
щекой, не поддерживая ее, говорят
о заинтересованности
Теперь о жестах. Они делятся
на четыре группы: эмблемы, регуляторы,
адаптеры и иллюстрации.
Эмблематические жесты характеризуют
определенные культуры и национальности.
В частности, к ним относятся: вытянутый
вверх большой палец, средний палец, кольцо
из большого и указательного пальцев,
затыкание ушей пальцами, якобы не слушая
и тд.
Регуляторы — это опорные точки
общения, то есть, начало, конец и принятие
решения. Например, к ним относится рукопожатие.
Адаптеры сопровождают наши
эмоции и чувства и также являются подсознательными.
К примеру, закрытие рта ладонью или всплескивание
руками говорит об удивлении, сжатие кулаков
при агрессии и страхе, напряжение скул
при злости. Именно эта категория жестов
дает наибольшее представление о невербальной
составляющей беседы.
Иллюстрации — это вспомогательные
средства общения. Их используют для подкрепления
устной речи, то есть, то, что мы и называем
жестами.
Особенности невербальных сигналов,
представляющих разные культуры.
Невербальное общение, по-другому
— язык поз и жестов — самовыражает человека,
избегая слов. Психологи пришли к выводу,
что умение читать невербальные сигналы
— залог эффективного общения. В чем же
важность невербальных сигналов в общении?
- 70% информации воспринимается
нами по визуальному (зрительному)
каналу
- невербальные сигналы
— это помощники, которые раскрывают
истинные чувства и мысли собеседника
- наше отношение к человеку
часто формируется под влиянием
первого впечатления, которое, в
свою очередь, является результатом
воздействия невербальных факторов,
к примеру: стиль одежды, походка,
манера держаться, взгляд, выражение
лица
Главная особенность невербальных
сигналов в том, что они искренни, бессознательны
и спонтанны, в отличие от слов.
Экспериментальные исследования
подтвердили огромное значение невербальных
сигналов в деловом общении. Слова, которые,
как нам кажется, придают большое значение,
раскрывают лишь 7% смысла, звуки и интонации-
38%, 55% - позы и жесты.
Невербальное общение включает
в себя пять подсистем:
1) пространственная подсистема
или межличностное пространство
2) взгляд
3) оптико-кинетическая подсистема,
которая содержит в себе:
- мимику или выражение
лица
- внешний вид человека
- пантомимику или позы
и жесты
4) паралингвистическая или
околоречевая подсистема, которая включает:
- вокальность голоса
- его диапазон
- тембр
- тональность
5) экстралингвистическая
или внеречевая подсистема, к
которой относятся:
- паузы
- темп речи
- смех и тд
Из всех подсистем только три
несут большое значение и максимальную
информацию о собеседнике — пространственно
и оптико-кинетическая подсистема и взгляд.
Культура существенно влияет
на вербальный язык, на котором мы говорим.
Также через язык культура воздействует
на наши чувства, мысли и действия. Как
от культуры к культуре меняется разговорный
язык, так и по аналогии изменяется наше
невербальное поведение. По-другому, культура
оказывает столь же значительное влияние
на наше невербальное поведение, как и
на наш невербальный язык.
Поговорим о правилах построения
и интерпретации невербального поведения.
Для многих культур существуют общие виды
невербального поведения. Например, поведение,
обозначающее приветствие — поднятые
вверх брови, в то время как другие виды
невербального поведения кардинально
различны в разных культурах, к примеру,
поведение, связанное с прикосновениями
друг к другу. Однако, в целом, люди разных
культур вырабатывают свои правила относительно
того, как строить свое невербальное поведение.
Эти правила могу быть отличными от привычного
для нас поведения, используемые для того,
чтобы прояснить или подчеркнуть некоторые
моменты.
Исследуя область психологии
развития, ученые доказывают, что эти правила
так же стары, как и вербальный язык, и
что дети учат свойственные их культуре
законы, управляющие невербальным поведением,
так же, как они учатся выражать себя голосом
и усваивают невербальный язык. Культурные
правила невербального поведения настолько
закрепляются в нас со временем, что, когда
мы становимся взрослыми, то используем
их без малейших размышлений.
Невербальные или неречевые
коммуникации, составляя основную часть
коммуникационной системы языка, также
специфичны для каждой культуры. Движения
и действия человека, расположение предметов
в пространстве несут информацию сами
по себе, без слов. К невербальным сторонам
коммуникаций относится влияние контекста
на написанное или сказанное. Большая
часть информации передается явно
или словами в низкоконтекстуальной культуре,
например евро-американской. Поэтому к
составлению договора и привлекают юристов.
Однако, точные словесные формулировки
в Японии менее важны, чем сами намерения
сторон договориться. Поэтому записи на
бумаге значат меньше. Невероятным результатом
различия значения контекста для американцев
является то, что японцы очень часто просят
пересмотреть контракт на основе намерений
сторон. Японцами при этом намерения интерпретируются
из контекста дискуссии, а не из точных
использованных слов.
В процессе межкультурной коммуникации
невербальное поведение выполняет важные
функции, однако используемые символы
часто могут иметь различное значение
для участников взаимодействия. Их несовпадение
может повлиять на результативность интеракции.
В Америке, Новой Зеландии, Австралии
и Англии поднятый вверх большой палец
имеет два значения: «все в порядке» и
«останови» или по-другому попытка поймать
попутную машину. А в Греции этот же жест
поднятия большого означает «заткнись».
В Италии это обозначает цифру «1». Говоря
о себе, японец покажет рукой на нос, а
европеец — на грудь.
Опыт погружения в другой культурный
контекст помог нам выделить следующие
особенности проявления невербальных
систем партнеров:
1) В итальянских и российских
культурах явно противопоставляются
многие значения символов. Это
можно наблюдать в несовпадении
смысла:
- паралингвистических характеристик:
тональности, громкости, скорости речи
и тп.
- языка тела: выражения
лица, позы, жестов и тп.
- текста коммуникации: внешнего
вида, «чувства» времени, отношения
к дистанции в межличностных
взаимодействиях и тп.
2) при сопоставлении североевропейской
культуры (Нидерланды, Германия), а также
североамериканской (США) с российской
оказались интересными некоторые различия
в значениях следующих невербальных знаков:
- контекста коммуникации
- языка тела (жестов)
- внешний вид
- отношение к дистанции
в межличностных взаимодействиях
- отношение ко времени
как параметру коммуникации
Несмотря на явное различие
невербального поведения представителей
разных культур, оно не воспринимается
людьми как серьезная преграда межкультурных
взаимодействий. Наблюдаемое несовпадение
в большинстве случаев вызывает сначала
беспокойство и удивление, потом кажется
странным и немного шокирующим. Однако
постепенно происходит привыкание к другой
ситуации, часто непроизвольное воспроизводство
знаков, которые были заимствованы у партнеров.
Отсутствие больших проблем
у партнеров объясняется толерантностью
к специфическому поведению коммуникантов,
пониманием важности роли невербальных
сигналов в процессе межкультурных взаимодействий.
Невербальное общение. Национальные
особенности.
Невербалика «выдает» коммуникантов,
часто ставит под сомнение то, что было
сказано, обнажая их истинное лицо. Поэтому
следует научиться понимать этот язык.
Выражение лица является главным
показателем чувств говорящего. С помощью
мимики нам легче понять своего собеседника,
разобраться в его чувствах и эмоциях.
Например, широко открытые глаза и поднятые
брови, приоткрытый рот и опущенные вниз
кончики губ говорят об удивлении; брови,
опущенные вниз, морщины, изогнутые на
лбу, сомкнутые губы, сжатие зубов и прищуренные
глаза означают гнев.
О печали нам могут сказать
потухшие глаза, слегка опущенные уголки
губ и сведенные брови, а о счастье – приподнятые
внешние уголки губ и спокойные глаза.
С одной стороны, каждому, кто
участвует в беседе, следует понимать
мимику собеседника, но с другой – нужно
знать, насколько она выразительная и
как хорошо он владеет мимикой.
Поэтому, следует хорошо изучить
свое лицо, знать все движения губ, бровей,
лба. Если для вас привычно морщить лоб
и хмурить брови, то лучше попытайтесь
отучить себя от этого. Для большей выразительности
вашей мимики тренируйтесь перед зеркалом,
повторяя разные по выразительности и
эмоциональности фразы (от грустных и
печальных до смешных и веселых). Следите,
как меняется ваша мимика и насколько
она соответствует изображаемой эмоции.
Также о многом может сказать
жестикуляция коммуникатора. Языку нас
учат с малых лет, а жесты мы усваиваем
естественным путем, и, пускай никто перед
этим не объясняет нам их значение, собеседники
правильно понимают и используют их.
Достаточно однообразные, частые,
суетливые и резкие движения рук могут
раздражать и быть неприятным и надоедливым
знаком для собеседника.
Часто механические жесты могут
легко отвлечь слушателя от речевого содержания,
помешать его пониманию. Часто они появляются
от волнения говорящего, показывая его
неуверенность в себе.