Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:45, контрольная работа
Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5—7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.
1.Описание правильной артикуляции звуков [Г] и [Г’]
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа
по дисциплине Логопедические технологии
тема: «Постановка звуков [Г] и [Г’]»
Выполнил:
студентка группы 542/42
Касилина С.Ю.
Проверил:
Голодинская .
Челябинск 2013
План:
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал.
Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5—7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.
Артикуляция звука [ Г ]
Характеристика звука [Г]
Артикуляция звука [Г']
Сходна с артикуляцией твердого [Г] и мягкого [К'].
В отличие от твердого [Г ]:
В отличие от мягкого [К'] голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.
Характеристика звука [Г’]
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’].
Предрасполагающие факторы:
В произношении отмечаются:
Гаммацизм - фонетические ошибки — отсутствие, искажение звука произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение глоточных звуков, аспирация (придыхание).
Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу задней части спинки языка. К неправильному произношению этих звуков ведет полное отсутствие этого выгибания или недостаточное выгибание.
Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к' г', х’. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к', г', х’ часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т', д’, н'.
Причина - недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.
Парагаммацизм - фонематические ошибки — смешение и неразличение, замена звуков.
Недостатки произношения звука [г] или [г’] проявляются в заменах его звуком [д] или [д’]— парагаммацизм («гиря» - диря, «рога» - рода и т.д.).
Речь ребенка звучит так: «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово «гамак», логопед увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв г — на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]:
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные упражнения:
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка»3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков
К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
Постановка звука [ Г ].
Переходить к работе над звуком [ г ] можно к моменту закрепления звука
[ к ] в предложениях.
Постановка звука. Обычно звук [г] ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, логопед тихо произносит звук [к] (к-к-к), затем громко звук [г] (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю [к] тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю [г] громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее логопеда, который многократно произносит то звук [к] , то звук [г]. При произнесении [г] ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки логопед и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Если вызвать звук [г] по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Опорный звук, используемый при постановке [г] - это [д]. При постановке звука [г] ребенка побуждают произнести слоги «да – да - да», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «гя».
Далее произнесение слога «да» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «гя».
Твердый звук [г] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем.
Таким образом, схема постановки звука [г] выглядит так: да – дя – гя – га.
Автоматизация звука [ Г ].
Подражая гоготанию гусей, ребенок закрепляет полученный слог га, потом — гы.
Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях которых звук
[г] стоит в начале и в середине слова. На конце слова звук [г] оглушается и произносится как [г] или [х], поэтому слова, заканчивающиеся на [г], для автоматизации этого звука не используются.
Затем логопед придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гусей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Янга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.
Для закрепления звука [г] в стихах, рассказах логопед подбирает соответствующий материал.
Постановка звука [ Г’ ].
При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе логопед дает упражнения на укрепление мышц языка, для равномерной работы обеих его половинок.
Потом ставятся звуки с, з, с', з', ш, ж, ч, щ, т', д’, н’ и закрепляется их правильное произношение.
И только после этого можно переходить к постановке к', г', х'.
Постановка звуков. Для получения правильного [г'] логопед просит ребенка произнести звук [г], а затем через паузу — звук [и]: «г — и». Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: «ги». Если ребенок хорошо произносит звук [г’], можно получить слоги «ги», «ге». («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,— это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука [г’].
Если таким способом получить звук [г'] не удается, его ставят с механической помощью, от звука [д], как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания
«да – дя – гя».
Автоматизация звука [г'].
Автоматизацию звука [г’] начинают со слов, где он стоит первым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки.
Затем вводят слова со звуком [г’] в середине, например: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др.