Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:45, контрольная работа
Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5—7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.
1.Описание правильной артикуляции звуков [Г] и [Г’]
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал
Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:
а) согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»;
б) прямой и обратный счет 1 -10;
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения
5 б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произнош
Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов:
ЕИГНА - (гиена) |
ИОГН - (ноги) |
МНГИ - (гимн) |
ИЮУТТ - (утюги) |
ДГИ - (гид) |
ИАМГ - (маги) |
ААИННГ - (ангина) |
ЬЕИДНГ - (деньги) |
ГБИО - (боги) |
БМГИАУ - (бумаги) |
Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):
погибать от гепатита |
гибкий гиббон |
погибать от ангины |
гениальный гетман |
подгибать ноги |
деньги на гигиену |
вытягивать ноги |
бумаги для гида и т.д. |
Работа с фразой:
Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды).
Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье).
Оркестр играет (песня, гимн, марш).
Мама работает (учитель, гид, врач).
Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).
Мама купила Гане и Инге игрушечные (печка, кастрюля, утюги).
У богини Геи были сыновья (гиганты, гномы, карлики).
океан минога нет в -
гетман битва погибать в -
океан навага много в -
Инга бегемот от убегать -
киты океан гибнуть в -
гепатит гиббон у -
Гена калина нагибать гибкая -
гигант ангина у -
Гена гейм пятый в победит -
Гена бумаги подгибать -
гигант ноги подгибать -
бегемот тайге погибнуть в -
Скороговорки.
Ги-ги-ги - Гена, на хоккей беги,
Ге-ге-ге - Гена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - Гиена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - и Гога бегает в тайге,
Ге-ге-ге - дети бегают в тайге.
Ги-ги-ги - Гена Инге помоги.
У гиббона гепатит - потерял он аппетит.
Маме купим утюги,
Диме, Гене - две дуги,
А для Инги - книги,
Папку и бумаги.
Бегемот, бегемот,
Погибает бегемот –
У него болит живот.
Замены звуков [Г] – [Д]
Подготовительный этап.
Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей.
Для этого используются картинки-символы.
Для дифференциации звуков [г] — [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). Логопед говорит: «Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки».
После того как ребенок научится различать на слух звуки [г] и [д], можно приступать к постановке заднеязычных звуков.
Зканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: г — д. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает — кончик или «хвостик»).
Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.
Дети — лягушки — прыгают в болоте и говорят:
Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.
Появляется «цапля» и говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю —
Хап, хап, хап.
«Цапля» увидела «лягушек» и говорит:
Вот они лягушки,
Зеленые квакушки,
Берегитесь, я иду —
Я вас всех переловлю.
«Цапля» ловит «лягушку», пойманный становится «цаплей»,.
Пастух:
Гуси, гуси, вы откуда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Все мы с юга,
Все мы с юга.
Пастух:
Гуси, гуси, вы куда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га,
Мы летим на луга.
Пастух:
К нам сюда, на луга,
На зеленые луга?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Лиса:
Мигом гуся утащу
И лисятам отнесу.
«Лиса» ловит «гусей». Пойманные становятся помощниками «лисы».
— Гуси, гуси!
— Га-га-га.
— Пить хотите?
— Да-да-да.
— Гуси, гуси, вот вода.
— Га-га-га, га-га-га.
Список литературы.
Приложение.
Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «к-к-к». (Как стучал Язычок?) Потом Язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «г-г-г». (Как стучал Язычок?)
Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «Ка-Ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «Га-Га-Галя».
— Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой,— подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.
Давайте и мы с вами разучим эти песенки.
Мак, лук, косы, утка, сумка, собака, колесо, репка, кошка, коньки, кит, кепка.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на картинки и слова.
3. Составить предложения со
Голуби, горы, гуси, гамак, вагон, губы, ноги, гири.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на
ка, ка, ка — белая мука
га, га, га — зеленые луга
ку, ку, ку — белка на суку
гу, гу, гу — гуси на лугу
ки, ки, ки — вот идут быки
ги, ги, ги — ты домой беги
ек, ак, ак — в саду растет мак
ук, ук, ук — сова села на сук
Вариант для старшей и подготовительной групп
ку, ку, гу — Капа на лугу
ку, гу, ку — купили мы муку
ки, ги, ки — вот идут быки
ги, ки, ги — на лужок беги
Для всех групп
— Послушайте внимательно и запомните:
К нам приехали гости. Собаке дали кости.
А теперь я начну говорить, а вы закончите.
К нам приехали ... (дети заканчивают — гости).
Собаке дали ... (дети заканчивают — кости).
Скоро будет Новый год. На заборе сидит кот.
Зимой во дворе ледяная гора. У березы белея кора.
Лото — интересная игра. На столе вкусная икра.
У Гали звонкий голос. У Кати в руках спелый колос.
Мы идем в класс. У меня болит глаз.
Для старшей и подготовительной групп
— Дети, вспомним, как Язычок стучал спинкой в потолок тихо, без голоса — «к-к-к» и звонко, с голосом — «г-г-г». А теперь послушайте внимательно. Я буду говорить слова. В одних словах слышится тихая песенка Язычка—звук к, в других — звонкая песенка Язычка — звук г. Если в слове слышится глухой звук к, вы поднимите руку, а один из вас покажет сигнал глухих звуков — черный кружок.
Примерные слова: клык, глыба, глаз, грач, грамм, клумба, класс, сук, мак, гуси, куры, нога, река, кит, гири.
1.
Подобрать картинки или нарисовать предметы
со звуками [Г] - [Гь] в начале и в середине
слова.
2. Игра
«Каждое слово в свой домик»
Слова: город, пироги, луга, горох, гараж,
гуси, герой, Гена, Галина, бумаги, газета.
3. Игра
«Запомни и повтори»
га - го - гу - гы;
го - гу - гы - га;
гы - га - гу - го;
гя - гю - ги - гё.
Загадки на звук [Г]
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Придумать предложение с этими словами (выложить счетными палочками количество слов в предложении):
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сухой остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)
День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их.
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (Глаза)
Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...
“Хлопни в ладошки, если услышишь звук Г”
М, Б, Г, Г, П, Р, К, ГА, ДА, МА, БУ, ГУ.
Гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
“Хлопни в ладошки, если услышишь звук ГЬ”
ГЬ, ДЬ, МЬ, ГЬ, РЬ, НЬ, ГЯ, ДЯ, МЯ, ДИ, ГИ.
Гиря, диван, гимнаст, мишка, книги, Гена, сапоги/
Гуси и гусята кричали,
Свои звуки называли.
Место звука подскажи
И кружочек положи.
Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.
Дети поднимают синий или зелёный круги и определяют место звука в слове с помощью схемы.
га-...гя, го-...гё; гы-...ги, гу-...гю
газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г']):
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.