Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:12, реферат
Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, не смотря на то, что люди взвешивают свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь убедиться в правильности сказанного или же, напротив, поставить сказанное под сомнение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
Высшего профессионального образования
«Нижегородский
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 «Психология»
РЕФЕРАТ
Дисциплина Риторика и психология общения
Тема Прием - передача обратной связи
Выполнил студент
____курса, ____группы
____ ______
(Ф. И. О.)
Преподаватель:
__ _ __
(Ф. И. О.)
Нижний Новгород, 2013
1. Обратная связь и ее роль в общении.
Для передачи различных видов сообщений используются средства коммуникации – разнообразные звуковые системы, которые разделяются на вербальную коммуникацию (устная и письменная речь) и невербальную коммуникацию, включающую несколько видов знаков.
1.1. Невербальная коммуникация.
Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, не смотря на то, что люди взвешивают свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь убедиться в правильности сказанного или же, напротив, поставить сказанное под сомнение.
Основами невербального общения являются:
Позы и жесты. Поза играет важную роль во время делового общения. Успешный человек держится прямо и открыто, показывая, что он заинтересован, доступен для общения и доброжелателен. Чуть приподнятый подбородок показывает, что у человека все под контролем. Лучшая поза для человека в положении стоя – это прямые спина и ноги, носки ступней повернуты прямо к собеседнику. Держать руки надо свободно опущенными по бокам, ладони должны быть расслаблены. Не стоит закрываться скрещенными руками, скрещивать ноги – все это ухудшает впечатление собеседника.
Нежелательные позы:
- руки на бедрах – человек выглядит агрессивно и назидательно;
- руки у подбородка – человек критически оценивает собеседника;
- руки в карманах – человеку неинтересно или он нервничает;
- скрещенные руки на груди – человек замерз или он не очень хочет разговаривать;
- ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – человек выглядит слабым и защищающимся;
- рука обхватывает вторую руку за спиной – человек себя сдерживает, «берет в руки»;
- откидывается на спинку кресла – человек не согласны и готов заявить об этом.
Жестикуляция включает в себя движения рук и головы, используемые во время общения. Она помогает усилить слова, мысли и идеи, которые человек пытается донести до собеседника. Правильная расстановка акцентов с помощью рук помогает быть более убедительным, а демонстрация открытых ладоней позволяет завоевывать доверие. Во время жеста следует двигать всей рукой, а не только кистью, предпочтительнее жесты вверх-вниз, и обязательно выше уровня талии.
Следует избегать:
- жестов указательным пальцем – это обвинительный жест, даже если это и не имеется в виду;
- выставленный большой палец – выражение превосходства, пренебрежительного отношения;
- кулак – враждебное, агрессивное настроение;
- касание рта или других
частей лица во время
- прикосновение к уху, ко рту или к шее во время слушания – это жесты сомнения и несогласия с собеседником.
Мимика. Каждый знает, что выражение лица часто красноречивее сотни слов. Следует избегать неестественных, недружелюбных или скованных выражений лица.
Необходимо помнить, что:
- нахмуренные брови – это не деловое, как многие думают, выражение лица, а хмурое, неприветливое;
- поднятые брови –
выражение удивления и
- зевание – выражение скуки;
- гримасы – выражение боли.
Улыбка. Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы – иронию или сомнение, приоткрытые – удивление.
Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. В этом отношении улыбка может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее истолковании. Если кто-то допустил непредвиденную ошибку, он может виновато улыбаться, как бы прося за это извинения. Чрезмерная улыбчивость может явиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает дружелюбное расположение партнера по общению, стремление войти в контакт.
Взгляд. Визуальный контакт является исключительно важной частью общения. Взгляд на говорящего означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, о чём он говорит.
Значительно легче поддерживать визуальный контакт с оппонентом при обсуждении приятной темы, чем при обсуждении неприятных или запутанных вопросов. В последнем случае воздержание от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или неуместный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности. Взгляд искоса, сопровождаемый улыбкой, означает интерес. Если собеседник смотрит искоса, но при этом уголки губ опущены, а брови нахмурены, то это означает агрессивность, вражду, угрозу. Наличие преграды перед глазами во время беседы (например, когда собеседник, разговаривая, с интересом рассматривает свои бумаги, ручку и т.д.) означает, что он желает «вывести вас из своего поля зрения», т.е. закончить разговор, т.к. он либо устал, либо ему неинтересно с вами общаться, либо он чувствует свое превосходство. В последнем случае нужно сменить тактику, либо прервать разговор.
Максимум информации о собеседнике несут зрачки, вернее, их реакция (расширение или сужение) на собеседника или ситуацию. Расширение зрачков означает, что собеседник позитивно относится к вам, заинтересован предлагаемым делом, позитивно оценивает ситуацию. Сужение зрачков указывает на негативное отношение к собеседнику, ситуации, незаинтересованность в предлагаемом деле.
Межличностное пространство представляет собой расстояние между собеседниками в процессе общения. Выбор межличностного пространства – дело трудное. По расстоянию между собеседниками можно судить о том, в каких отношениях они друг с другом находятся. Обычно, чем меньше это расстояние, тем лучше знают друг друга.
Свое пространство собеседник может как-то отметить. Например, положить на стол, за которым сидит, свою тетрадь, ручку, документы. Это пространство нарушать нельзя.
1.2. Вербальное (речевое) общение
Вербальное общение включает в себя не только процесс говорения, но и процесс слушания. Так, наиболее распространенными техниками вербального общения считаются:
Техники активного слушания. Слушание – волевой акт, включающий умственные процессы. Выделяют следующие приемы активного слушания:
Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.
Правила: минимум ответов (невмешательство), обратная связь, т.е. необходимо постоянно давать собеседнику понять, что его слышат.
Применимо:
- когда собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо. Уместно начать с открытого вопроса: «Что вы думаете по этому поводу?»;
- в напряженных ситуациях,
когда собеседник хочет
- у собеседника проблемы
с выражением своих трудностей,
забот, радостей. Можно использовать
все те же открытые и закрытые
вопросы: «Вас что-то
Недостаточно:
- у собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует;
- если вы не согласны с тем, о чем говорят, лучше сразу высказать, иначе, видя вашу обратную связь, он будет думать, что вы полностью с ним согласны;
- говорящий стремится получить более весомую поддержку и одобрение;
- когда данный вид общения
мешает самораскрытию,
Выяснение – это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями; выполняется посредством выясняющих вопросов.
Применимо:
- когда необходимо точное понимание позиции собеседника;
- если человек говорит путано, перепрыгивает с одного на другое;
- когда выясняющие вопросы показывают говорящему, что его слушают и стараются понять.
Перефразирование – это значит сказать ту же мысль, но несколько иными словами. Используется, чтобы показать, что вы слушаете и понимаете, что вам говорят, чтобы дать знать, что вы схватываете значение его слов, вы можете повторять его основные идеи, понятия и т.д., выделяя голосом главные факты, например, «Если я понял вас правильно, то…», «Другими словами, вы говорите, что…» или «Ваша мысль, собственно, сводится к тому, что…».
Применимо:
- когда необходимо полное понимание желаний партнера в переговорах;
- в конфликтах или во
время дискуссий. Если
- помогает собеседнику
– у него появляется
Резюмирование – подведение итогов.
Правила использования:
- использовать фразы типа
«Таким образом, главное…», «
- при резюмировании из целой части разговора выделяется основная часть.
Отражение чувств (сопереживание) – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. В этом случае необходимо конкретизировать то, что он чувствует и переживает, например «И вы были очень обеспокоены этим…», «Похоже, это очень взволновало вас…», «Вы чувствуете, что…».
Применяется эта техника:
- в конфликтных ситуациях.
Если дать понять человеку, что
понимают его чувства, то
- в ситуациях, когда
собеседника мучает личная
- помогает собеседнику
лучше понять эмоциональное
Я-высказывания. Эта техника предусматривает разговор с собеседником от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «я» - отсюда и название. Высказывания в такой форме позволяют открыто сообщить о своих чувствах собеседнику, не задевая его лично, не обижая его неверными предположениями о том, что он хочет или что чувствует. Нередко в деловых конфликтах эмоции разгораются именно из-за того, что люди высказывают вслух свои самые худшие предположения и опасения как свершившийся факт. Когда же используется техника Я-сообщений, собеседник чувствует себя в безопасности, ведь мы не оценивается ни его поступков, ни его самого – сообщается лишь о том, как человек переживат происходящее.
Рекомендуется использовать фразы типа: «Я чувствую отчаяние (боль, гнев, обиду…) оттого, что… (при мысли о том, что…); «Я боюсь (волнуюсь, опасаюсь…); «Меня раздражает (удивляет, удручает…), когда…»; «В этой ситуации мне хочется (было бы приятно…)…» и т.д.
Техники комплиментов. Комплименты – это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.
Правила комплиментов:
1. «Один смысл». Комплимент должен отражать только позитивные качества человека, следует избегать двойного смысла, когда качество можно считать и позитивным, и негативным.
2. «Без гипербол». Отражаемое позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение.