Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:15, реферат
В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.
Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.
Кроме того, общение — это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.
В основе делового общения
лежит решение важного
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие.
1. В основе делового
контакта лежит интерес к делу,
но ни в коем случае не
личные интересы и не
2. Порядочность, то есть
неспособность к бесчестному
поступку или поведению,
• обостренная совесть;
• стремление сохранить незапятнанной свою честь и утвердить собственное достоинство;
• умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
• моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами;
• обязательность, точность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро.
4. Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость).
В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.
Содержание общения носит конкретно-исторический характер, оно определяется целями и задачами деятельности, уровнем культуры и нравственности юриста.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА
Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:
(1) специфичность поводов
для вступления в общение. В
большинстве случаев поводом
для вступления в общение
(2) наличие множественности
целей в каждом акте общения.
Кроме получения информации о
конкретном преступлении, правонарушении
и личностях участников в
(3) конфликтный характер
общения. Специфика поводов
(4) формализация общения,
т.е. регламентация целей,
— защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;
— усиление активности участников общения;
(5) специфика психических
состояний участников общения.
Специфика поводов вступления
в общение приводит к тому,
что для обеих сторон
— повышенное нервное напряжение
в связи с высокой
— доминирование отрицательных эмоциональных состояний;
(6) особое значение
2. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА
Юристу необходимо знать,
что общение имеет свои закономерности.
Общение как разновидность
Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения
1. Установление контакта
— достижение состояния
Психологическое содержание контакта — процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов.
Структура психологического контакта включает несколько элементов.
(1) Прогнозирование общения
и формирование модели
В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:
• общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);
• ближайшее социальное окружение;
• образ жизни;
• склонности, интересы, привычки;
• манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;
• привычные и запретные темы общения.
В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.
На основе собранной информации
формируется стратегия
• начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;
• необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;
• ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.
(2) Создание внешних условий,
облегчающих установление
(3) Проявление внешних
коммуникативных свойств в
(4) Оценка психического
состояния, отношения партнера
к начавшемуся общению.
(5) Устранение помех в
общении. Помехи могут
• формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника — мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера — сменить стиль поведения);
• непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый — обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй — снять конфликт);
• психическое состояние
партнера затрудняет общение (депрессия,
тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо
переключить внимание партнера на другой
объект, тем самым снизить
(6) Стимулирование интереса к продолжению общения.
2. Информационный обмен — передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.
3. Побуждение партнера
к активному обмену
4. Координация общения — согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.
5. Установление взаимопонимания
— понимание смысла сообщаемой
информации. Но главное — понимание
партнерами намерений,
6. Эмоциональное воздействие
— побуждение в партнере
7. Установление отношений
— определение взаимных
8. Регуляция поведения партнера — изменение поведения (намерений, решений, установок, представлений партнера в контексте взаимодействия.
Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.
Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность
— это знание юристом норм и
правил общения, а также владение
его технологией. Она невозможна
без развитых способностей юриста к
общению с другими людьми —
коммуникативных способностей, т.е.
способностей владеть инициативой
в общении, проявлять активность,
эмоционально откликаться на состояние
партнеров общения, формировать
и реализовать собственную
Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ
Речевые умения — связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое.