Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:15, реферат
В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности.
2. Социально-психологические
умения — связаны с овладением
процессами взаимосвязи,
3. Психологические умения
— связаны с овладением
4. Умения использовать
в общении нормы речевого
5. Умения использовать
невербальные средства общения.
6. Умения взаимодействовать:
на уровне диалога — с
Однако знание норм и правил
профессионального общения
Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?
(1) Знание психологии другого
человека. Что значит знать психологию
партнера по общению? Главным
образом это знание ценностных
ориентации, которые находят свое
выражение в потребностях, мотивах,
интересах. Это то, что человек
считает для себя
(2) Качества, которые определяют
особенности психических
• достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;
• наблюдательность, способность
фиксировать изменение в
• особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;
• особенности мышления,
способность анализировать
• интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.
У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.
(3) Эмоционально-волевая
устойчивость, эмоциональная воспитанность.
От этого зависит, может ли
человек сопереживать другим
людям. Такое качество
(4) Умение человека выбирать
оптимальный стиль общения, т.
Личностные черты определяют
общий стиль общения. Общение
— это социально-
4. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПАРТНЕРА
Кроме того, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.
Остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Каковы особенности формирования образа партнера?
1. Восприятие партнера
носит предметный характер. Эта
конкретность выражается в
2. Целостность образа. Например,
целостный образ возникает
Причем на дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигуры распознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.
3. Константность образа.
По мере накопления сведений
образ объекта остается
4. Осмысленность. В образ
включаются обобщенные данные
о категории людей, к которой
принадлежит объект восприятия.
В данном случае особенно
Основным исходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнера является узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порога узнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идет рассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являются исходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются (портретируются) именно эти элементы.
Другая закономерность формирования образа — целесообразность. В поле зрения попадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.
Третья закономерность — особенности стимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляции образ партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом, подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком. Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться от своих оценок личности объекта деятельности.
Четвертая закономерность —
эмоциональное состояние
Пятая закономерность — характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизует восприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.
Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно следующим образом.
1. Физический облик — 82,5% элементов внешности человека: рост (длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост, цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затем связываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физического облика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первую очередь.
2. Экспрессия — внешние
особенности выражения чувств
и поведения. К элементам
3. Внешний вид — одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.
Соотношение этих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных и возрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительно таковы:
• женщины дают более точную оценку образа партнера;
• для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнем оформлении портретируемого лица;
• для взрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия у различных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей и задач деятельности, от жизненного опыта.
Наиболее образованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие — на физические черты и оформление внешности.
Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.
(1) Суждения, которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначения конкретных элементов (70%).
(2) Суждения на основе
штампов обыденного сознания
или сходства с чьей-то
(3) Суждения, характеризующие «выразительное поведение», — «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка» и т.п. (4%).
Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому и характер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любые эмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные, экстраверты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение с людьми составляет
основу профессиональной деятельности
юриста любой специализации. Поэтому
знание социально-психологических
закономерностей общения
Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.
Коммуникативная компетентность
— это знание юристом норм и
правил общения, а также владение
его технологией. Она невозможна
без развитых способностей юриста к
общению с другими людьми —
коммуникативных способностей, т.е.
способностей владеть инициативой
в общении, проявлять активность,
эмоционально откликаться на состояние
партнеров общения, формировать
и реализовать собственную
Кроме потребностей юридической
практики, общение обеспечивает удовлетворение
социальных потребностей личности. К
таким потребностям относятся: стремление
человека к взаимодействию, любви
и поддержке; потребность к самоутверждению;
потребность к самовыражению
и самореализации; потребность в
эмоциональной поддержке и