Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:54, контрольная работа
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Структура и механизмы…………………………………………...5
Структура речевой деятельности………………………………………5
Механизмы речевой деятельности……………………………………..10
Глава II. Виды речевой деятельности………………………………………………………………14
2.1 Продуктивные……………………………………………………………………………………………..14
2.2 Рецептивные………………………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………………………………………..20
Практическая часть (задание 2,3,4,5)..............................................................21
Список литературы…………………………………………………………………………………………..23
Определенное значение среди коммуникативных приемов имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.
Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста. Развитие речи человека основывается, прежде всего, на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Действие механизма эквивалентных замен обеспечивается наличием достаточного запаса слов, что связано с действием механизмов памяти (долговременной). Не менее существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано). Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации - предвидение, предугадывание. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей). Важнейшим механизмом речевой деятельности, безусловно, является механизм осмысления (осмысления речи). Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления
через аналитико-синтетическую
деятельность коры больших полушарий
Не менее важную роль в реализации речевой деятельности играет и «мнестический механизм», в т. ч. механизм речевой памяти. Он также обеспечивает все стороны речевого процесса, включая как «содержательный аспект» речи, так и аспект ее языкового выражения. Отображение в речи ее
предмета — того или иного фрагмента окружающей действительности — невозможно без актуализации имеющихся в памяти знаний и представлений об этой части окружающего нас мира. Точно так же невозможно оно и без актуализации в сознании образов-представлений о знаках языка и правилах их использования в процессе речевой коммуникации. И то и другое обеспечивается работой механизма долговременной памяти. Примером могут служить процессы актуализации и адекватного использования в речевых высказываниях активного словаря. Помимо этого, в функции речевой памяти входит также:- актуализация знаний и представлений о способах реализации речевой деятельности (прежде всего, способах осуществления
речевой коммуникации);
- знаний о социальных правилах («нормах») речевого общения в различных ситуациях реализации речевой деятельности;
- актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний (орфоэпических, грамматических, стилистических, орфографических — для письменной речи), соответствующих понятию «языковой нормы»;
- актуализация («извлечение из памяти») речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности (например, эталоны нормативного звукового образа отдельных слов и словосочетаний, «грамматические» эталоны словоформ, речедвигательные эталоны, необходимые для процесса реализации речи в произносительном плане и др.).
Не меньшую роль в реализации
речевой деятельности играют и процессы
кратковременной оперативной памяти.
Процесс непосредственного порождения
(создания) и восприятия любого речевого
высказывания,
реализация образующих этот процесс действий
и операций невозможен без удерживания
в памяти всех составляющих это высказывание
компонентов (на период его порождения
или анализа).
Психологический механизм «упреждающего анализа и синтеза» (прогнозирования речи) стал предметом активного изучения в отечественной психолингвистике только в 70-х годах XX столетия. Однако до настоящего
времени механизм прогнозирования речевой деятельности остается еще недостаточно изученным.
По мнению А. А. Леонтьева действие
этого механизма можно охарактеризовать
как «эвристический принцип» организации
речевой деятельности. В соответствии
с этим речевая деятельность должен
предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи.
Таким образом, речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма. Процессы осмысления, удержания в памяти, опережающего отражения служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи, который Н. И. Жинкин определил как единство двух звеньев — механизма составления слов из элементов и составления фраз сообщений из слов. Психологические и речевые механизмы представляют собой сложное многозвенное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими.
Глава II. Виды речевой деятельности
2.1 Продуктивные
Слово «продуктивные» подразумевает
продукт, его создание. А любой продукт
- это результат вложенных в него усилий
и времени.
Без этого создать продукт невозможно,
особенно хороший:)
Так вот именно такой продукт
создается в результате говорения и письменной
деятельности. Продуктом при говорении
является речь, диалогическая и монологическая.
Сферы общения |
Учебно-научная |
Сфера публицистики |
Официально-деловая |
Обиходно-бытовая |
|
Ж |
статья |
статьи аналитические |
отчет |
дневниковые записки |
|
А |
монография |
обзор |
протокол |
личные письма |
|
Н |
учебник |
рецензия |
заявление |
поздравительные письма или открытки |
|
Р |
реферат |
эссе |
расписка |
||
Ы |
курсовая работа |
очерк |
докладная записка |
||
дипломная работа |
интервью |
резюме |
|||
Р |
обзор |
репортаж |
автобиография |
||
Е |
рецензия |
характеристика |
|||
Ч |
аннотация |
||||
И |
словари |
||||
справочники |
2.2 Рецептивные
Слушание - вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.
Обычно выделяют следующие функции слушания:
· Познавательную (слушаю, чтобы знать)
· Регулятивную (слушаю, чтобы научиться новому)
· Ценностную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение)
· Реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос)
При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.
Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Если слушающему необходимо более глубоко разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания то реализуется детальное слушание.
В зависимости от ситуации общения используются различные способы слушания.
Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание.
Если слушающий вмешивается в речь собеседника, то он использует немолчаливое, рефлексивное слушание.
Чтение - вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.
· Внешнее (громкое чтение, чтение вслух)
· Внутреннее (чтение про себя)
Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
· Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста, чтобы выявить в самом общем виде его характер.
· Изучающее чтение предполагает глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.
· Просмотровое
· Аналитическое
· Выборочное
· Быстрое
· Медленное
Речевая деятельность реализуется в
различных формах и видах. Обычно виды
речевой деятельности вычленяются в зависимости
от характера психофизиологической деятельности
человека, связанной с созданием и восприятием
тестов (высказываний). Продуктивные
виды речевой деятельности — говорение
и письмо — предполагают создание текстов (высказываний)
в устной (говорение) и письменной (письмо)
форме.