Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:54, контрольная работа
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Структура и механизмы…………………………………………...5
Структура речевой деятельности………………………………………5
Механизмы речевой деятельности……………………………………..10
Глава II. Виды речевой деятельности………………………………………………………………14
2.1 Продуктивные……………………………………………………………………………………………..14
2.2 Рецептивные………………………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………………………………………..20
Практическая часть (задание 2,3,4,5)..............................................................21
Список литературы…………………………………………………………………………………………..23
Рецептивные виды деятельности связаны с восприятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чтение) текстов. При этом необходимо помнить, что и при создании, и при восприятии текстов главным является смысл высказывания, его передача в процессе создания текста или его познание в процессе восприятия (слушания, чтения) высказывания. Как происходит процесс создания и восприятия текстов? Ответ на этот вопрос дать очень сложно, потому что процесс этот скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Процесс приготовления борща, обработки детали описать гораздо проще, так как при этом мы опираемся на материальные, осязаемые объекты, а способ воздействия на них тоже вполне реален: механизмы и способы действия становятся понятными в ходе повторения каких-либо реально осознаваемых операций, их воспроизведения, репродукции.
Механизмы речевой деятельности «работают» в коре головного мозга, и о том, как это происходит, исследователи узнают по косвенным признакам. Тем не менее, на современном этапе развития теории речевой деятельности и таких областей знания, как психолингвистика, психология речи и др., получены данные о том, как — в самом общем виде — происходит процесс создания и восприятия текстов (высказываний).
Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно. На речевую организацию текста оказывают влияние внешние, коммуникативные факторы. Поэтому порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной установки и функционирует в определенных коммуникативных условиях.
Основные признаки текста: тематическое
и композиционное единство всех его частей;
наличие смысловой и грамматической связи
между частями;
смысловая цельность, относительная законченность.
Текст может состоять из одного абзаца,
но может быть и заметкой, статьей, книгой.
Речь - это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произведения (т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.
Текст - речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.
Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.
текст смысловой речевой стиль
Заключение
.Таким образом, я пришла к выводу о том, что речевая деятельность - это сложный процесс, который может быть представлен как активная речь - экспрессивная, и как речь воспринимаемая - импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения. Речевая деятельность представляет собой сложное психологическое образование, которое реализуется посредством сложного механизма.