Риторика эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.

Содержание работы

Введение
Становление риторики
Общая и частная риторика
Риторика эпохи Возрождения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риторика2.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Введение
    2. Становление риторики
    3. Общая и частная риторика
    4. Риторика эпохи Возрождения
    5. Заключение
    6. Список используемой литературы

 

 

                                           Введение

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к  слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который  выбирается ритором) и сосредоточивается  на структуре языковой личности отправителя  и получателя речи - ритора, на речевой  технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать  персоналистической теорией речи.

Общественные задачи риторики состоят: 1) в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной  речи; 2) в создании норм публичной  аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; 3) в организации речевых отношений  в областях, которые составляют базис  общества: управление, образование, хозяйственная  деятельность, безопасность, правопорядок; 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные  занимать ответственные должности.

Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что  она излагается догматически - в  виде положений и правил. Догматический  метод изложения иногда вводит в  заблуждение относительно природы  положений и правил риторики. Правила  риторики не являются обязательными  предписаниями и запретами, они  лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично.

В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая  риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и  имеет дело с высказываниями и  нормами аргументации, отложившимися  в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает  специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная  русская риторика, но невозможна универсальная  риторика.

Поскольку русское общество с его  идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и  управления сложилось и развивалось  в традиции православной культуры, строй и система понятий русской  риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой  техника аргументации подчинена  более высоким мировоззренческим  принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки  личности, использования общественного  мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей  и не является суммой рецептов для  достижения личного успеха или манипуляций  общественным мнением.

Необходимо помнить, что истинной целью оратора является составление  влиятельной речи, т.е. речи, которая  принесет пользу аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление риторики

Риторика (от греч. ) – наука об ораторском искусстве, изучающая отношение мысли к высказыванию; непосредственным предметом риторики является публичная аргументация.

В разные периоды в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась  и как особый жанр литературы, и  как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство  устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначились два  подхода к пониманию риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию  содержательной риторики, где одним  из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.

Видимо, поэтому у риторики есть и другие названия: красноречие (красная  речь – “красивая”), краснословие, или, по латыни, элоквенция; витийство (от славянского “вити словеса”), теория словесности, ораторское искусство. Больше всего разногласий вызывает последний термин. Действительно, риторика – это наука или искусство?

Уже в античности риторику рассматривали  и как науку, и как искусство. Одни называли ее “царицей всех искусств”  и теснее всего связывали с  поэзией и сценическим мастерством. Другие, в частности Аристотель, подчеркивали, что риторика – искусство  убеждать, но основывали ее на сугубо научных  дисциплинах – диалектике и логике. В наши дни риторика чаще рассматривается  как наука, ее иногда определяют как теорию убеждающей коммуникации.

Противоречия здесь нет, оба  подхода оправданны. Это связано  с тем, что человеческое мышление осуществляется в двух формах –  логической и образной, и им соответствуют  две разновидности познания –  наука и искусство, взаимно дополняющие  друг друга.

Ораторская речь – вид эмоционально-интеллектуального  творчества, реализуемого в словесной  форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления  в том и состоит, чтобы умело  использовать обе формы человеческого  мышления.

Все люди так или иначе причастны  к риторике, поскольку, как объяснял Аристотель, “всем в известной  мере приходится как разбирать, так  и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять”. В самом деле, нет таких профессий, где не пригодилось бы владение словом.

Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать  множество факторов, влияющих на оратора  и на слушателей, владеть техникой говорения. О том, насколько много  знаний и умений требуется от оратора, говорит простое перечисление законов  риторики.

1. Концептуальный закон предполагает  систематизацию материала выступления,  всесторонний анализ предмета  речи и формулирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. В нижеприведенной формуле этот закон обозначен буквой К.

2. Закон моделирования аудитории  (А) предусматривает знание оратором  аудитории, перед которой ему  предстоит выступить. Он должен  иметь четкое представление о  трех главных признаках, составляющих  “портрет” любой аудитории. Ее  социально-демографические характеристики  определяются полом, возрастом,  национальностью, уровнем образования,  профессией и др. Социально-психологические  признаки обоснованы мотивами  поведения, отношением к предмету  речи и говорящему, уровнем понимания  обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные  признаки учитывают тип нервной  системы, способ мышления, особенности  мышления, темперамента слушателей  и др.

3. Третий закон риторики (С) определяет  стратегию поведения оратора,  требуя установить:

    • цели речевой деятельности (зачем?);
    • противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения;
    • главный тезис выступления;
    • собственную позицию.

4. Четвертый закон риторики формирует  тактику (Т) составления выступления.  При этом предполагается следующая  последовательность действий:

    • заинтересовать аудиторию;
    • вызвать слушателей на размышление;
    • вывести их на уровень обсуждения предмета речи.

5. Пятый закон риторики (СВ) требует  внимания к словесно-речевому  выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в  действенную словесную форму.

6. Закон эффективного общения  (ЭО) формирует и развивает умение  устанавливать, сохранять и закреплять  контакт с аудиторией, завоевывать  ее симпатии, внимание и интерес.  Для этого также предусматривается  определенная система действий:

управление собственным поведением;

управление поведением аудитории;

корректировка подготовленного текста по ходу выступления.

7. Системно-аналитический закон  риторики (СА) развивает у оратора  умение выявлять и оценивать  собственные впечатления от выступления  и анализировать речевую деятельность  других, что помогает по мере  накопления опыта совершенствовать  мастерство своих публичных выступлений.

С учетом этих законов риторики (Р) ее удобно представить в виде определенной схемы, которая может быть расценена  как квинтэссенция всех достижений риторической мысли от античности до наших дней:

 

Р = К + А + С + Т + СВ + ЭО + СА.

 

Риторика необходима человеку любой  профессии независимо от того, связана  ли его деятельность с умением  общаться и хорошо говорить. Личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности  в выбранной специальности.

Речевая практика греко-римской античности.

Развитие греческого ораторского  искусства связано с расцветом  афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса (города-государства). Известно, что все политические деятели  Афин были выдающимися ораторами. Они  должны были выступать и вести  дебаты в народном собрании, в совете пятисот, в суде присяжных. Полководец выступал перед войском, частное  лицо – на празднествах, дружеских  встречах, поминках и т.п. Различные  сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное.

Ораторское искусство долго  существовало лишь в устной форме. Образцы  речей, даже самых интересных, не записывались. Только софистика во второй половине V в. до н. э. вводит письменную фиксацию речи. Софисты, “наставники мудрости”, считали своей задачей привить  ученикам искусство хорошо и убедительно  говорить по вопросам политики и морали. Для этого их заставляли заучивать  наизусть целые речи, считавшиеся  образцами красноречия, эталонами  для подражания.

На основе практического красноречия  софисты развивают и теорию ораторского  искусства – риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно  связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз (середина V в до н. э.)

Получил признание и вклад в  теорию красноречия софиста Горгия из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмовые концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе) и др. Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.

Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и др., развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Большую роль в периоде играет интонация, создающая напряженное ожидание конца высказывания, и паузы, разделяющие период на речевые такты, или колоны. Такое членение соотносится с физиологией речи, так как определяется выдохом, на котором можно произнести лишь определенное количество слов. Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.

В отличие от софистов, изучавших  преимущественно психологическое  воздействие речи на слушателей, древнегреческий  философ Сократ (470-399 гг. до н. э.) на первое место ставит логическое доказательство, ибо “верная мысль рождает  верное деяние”. С именем Сократа  связано также развитие диалога  в разных его формах – от спокойной  беседы до напряженной полемики.

Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с греческого “искусство повивальной бабки”). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.

Информация о работе Риторика эпохи возрождения