Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:16, реферат
Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.
Введение
Становление риторики
Общая и частная риторика
Риторика эпохи Возрождения
Заключение
Список используемой литературы
Общая и частная риторика.
В начале XIX в. возникают понятия “общая риторика” и “частная риторика”. С чем это связано?
Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.
Объем и задачи риторики как науки определяются в “Общей и частной риторике” (1859) неизвестного автора: “В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.
Красноречие может быть изучаемо или
со стороны его внешних изменений,
которым оно подвергается в различные
времена и у разных народов, или
со стороны основных, жизненных законов.
Отсюда и наука красноречия
Теория красноречия есть наука,
излагающая законы красноречия; эти
законы могут относиться или ко всем
произведениям красноречия
Становление научной риторики.
Сложившаяся в античности теория речи как инструмента развития общества как европейского, так и азиатского полностью подтвердилась на всех его этапах. Педагогическая система Квинтилиана – гомилетика – рациональная риторика – поэтика и поэзия – научная риторика ХХ в.
Или:
Развитие теории речи – риторики – совершает как бы своеобразный круг, в котором общественные задачи риторики как исходного средства существования и развития общества дифференцируются по своим частным задачам и интегрируются снова в научной риторике.
Риторика эпохи Возрождения
Христианство, не принявшее языческой школы и построившее свою, сохранило и адаптировало к новой монотеистической религии сильные стороны античного наследия. Риторика вошла в «семь свободных наук», на которых зиждилось образование в университетах средневековой Европы. Эти науки делились на тривиум (риторика, грамматика и диалектика) – науки о слове, и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – науки о числе. Выпускники средневековых университетов владели единой латиноязычной риторической культурой и понимали друг друга, в какой бы части Европы они ни жили.
Триумф риторики продолжился в эпоху Ренессанса, когда был заново открыт трактат Квинтилиана и христианская мысль получила возможность глубже освоить античное наследие.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника». Человеческая индивидуальность и свобода, как нигде, проявляют себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Идея обновления словесности связывалась гуманистами с принципом «подражания древним». Цель ее – найти в родном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского стиля. Классическими образцами риторического искусства можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.
Набирают силу бунтарские проповеди в лоне церкви. Итальянский монах Савонарола (1452-1498 гг.) гневно обличает богатство и роскошь католической церкви, критикует Ватикан. Его проповеди способствовали народному восстанию 1494 г., приведшему к изгнанию из Флоренции тиранов Медичи и восстановлению республики. Идеолог чешской Реформации, вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415 гг.), свои проповеди произносил на простом народном языке, обладал ценной для каждого оратора способностью изменять форму изложения мыслей в зависимости от состава аудитории.
В период Возрождения огромное значение имело красноречие вождя крестьянской войны Томаса Мюнцера. Блестящий оратор и полемист, Мюнцер зажигал сердца тружеников земли и поднимал их на борьбу против помещиков-феодалов. Выдающимися ораторами этого времени были Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и вожди религиозной реформации Мартин Лютер и Кальвин.
В многочисленных антифеодальных
выступлениях, бунтах и крестьянских войнах
позднего средневековья красноречие
Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Светское красноречие XIV и XV веков в Италии и в других странах находится под влиянием античной риторики. В то же время сильное воздействие на развитие теории ораторского искусства оказывают идеи «великих титанов» Возрождения Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега.
Например, Петрарка, в своем произведении 1367 г. «О невежестве своем собственном и многих других» обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть «цицеронианцем»: «Конечно, я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение».1
Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также восторгов, связанных с поэзией эпохи Возрождения появляются риторики на национальных языках.
В связи с развитием национальных языков появляется искусство перевода, где используется риторика, особенно в украшении текста. Национальные языки всё больше влияют на художественную литературу, где цель писателя – при помощи слов ярко представить воображаемый мир, отличный от реального. Вот почему риторика получает новое, ещё более далекое от убеждения третье определение:
«Retorika est ars ornandi» — «Риторика есть искусство украшения».
Начиная с середины 16-го века, риторика завоевывает прочные позиции во французском обществе. В 1540 – е гг., при Франциске I, французский язык становится государственным, а при Людовике ХIV (царствовал 1661-1714 гг.) риторика стала наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания.
Под её воздействием меняется вся французская литература и публикуется бесчисленное множество риторических трактатов: «Источники французского красноречия Шабанеля (1612 г.); «Красноречие для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери (1698 г.); «Искусство речи» Бернара Лами (1675 г.), Ж.-Б. Кревье со своим знаменитым произведением «Истории о римских императорах» и др.2
Посмотрим, какие требования предъявляет Бернар Лами в своей книге «Искусство речи» (“L’art du discours”, 1675 г.) качеству разума, необходимые оратору:
«Разум должен управлять преимуществами,
данными нам природой. Для истинного красноречия
Далее Бернар Лами вслед за Цицероном выдвигает три стиля и объясняет их выбор. По его мнению, «слова, произнесенные о великих вещах, делают стиль высоким. Его достигают при помощи фигур речи, а фигуры указывают на влечение сердца. Для того, чтобы их употребление было уместным, уместна должна быть и страсть их породившая. Каждому душевному волнению соответствуют определенные фигуры. Если предмет велик, то его нельзя вообразить без величавого чувства, стиль при этом должен быть оживлен и разнообразен богатыми фигурами и метафорами всякого типа. Если же предмет обычен, то стиль его должен быть прост.
Обычно ораторы говорят, чтобы прояснить смутные, неясные истины. Это требует распространенного стиля, ведь оратору надо рассеять облака и тучи, за которыми кроется истина. Для того, чтобы истина сделалась доступною неотёсанным людям или людям с рассеянным умом, её стоит преподносить по-разному, а именно, показывать с разных сторон. Речь должна восприниматься с интересом так, чтобы предмет её был ощутим и осязаем. Поэтому ораторы прибегают к общим местам, которые так называются потому, что содержат самые распространенные взгляды, напоминающие нам о предмете речи и позволяющие судить о нём с разных сторон. Ведь если с разных сторон смотреть на предмет, то гораздо проще представить себе то, что о нём можно сказать: представить предмет как вид определенного рода, особенности предмета, определение предмета и перечисление его частей, сопоставить его с другими предметами по принципу сходства или различия (употребляя сравнения и антитезы) увидеть положительные и отрицательные стороны предмета, чтобы возбудить к нему любовь или ненависть, причины и следствия, сопутствующие появлению предмета или обстоятельствам дела. (Цицерон, чтобы обвинить Верреса подробно описывает с иронией и отвращением следы его пороков в Сицилии).3
Чтобы достигнуть сердец слушателей, оратору необходимы четыре качества: ясность, сдержанность, доброжелательность и скромность.
Ничто так не располагает человека как проявление дружеских чувств к нему. Ведь тем, кто убежден, что их любят, можно сказать что угодно. Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они изменили свои чувства и прониклись чувством оратора, для этого, не раня истины, нужно отталкиваться от всего разумного, что есть в противоположном мнении, похвалить то, что достойно похвалы, но действия этих людей совершены не в том направлении и не в нужном месте. Для объяснения ошибок лучше всего подходят притчи: оратор рассказывает пагубную историю о других, слушатели видят в них самих себя. Мы можем заставить людей действовать только в соответствии с движением их страстей: скупому обещать ещё большее богатство, сластолюбцу обещать большее наслаждение, которые таят в себе огромную скорбь. Можно сказать, что страсть – это пружина, находящаяся в душе, если оратору удастся почувствовать эту пружину и научиться управлять ею. Он сможет убедить всякого в чем угодно».
Как мы видим, Лами подходит к речи с позиции единства формы и содержания, а к оратору – как к мудрецу. Примечательно, что Лами научает приёмам убеждения через проявление дружбы и сдержанности, что весьма необходимо и в наши дни для ведения переговоров при наличии разногласий и нарастания конфликта.
Во времена Людовика ХIV (и Бернара Лами) ещё более возрастает интерес к риторике: ей посвящают конференции, создаются bureaux d’adresse (почтовые ящики) для различных мнений и суждений о риторике. Искусству риторики обучают в университетах, частных академиях, салонах (например, в салоне Ришелье).
Франция, указанного периода,
характеризуется также разнообразием видов
Риторика проникает и в
Риторика приобретает исключительное положение в связи с рационализмом Декарта и Спиноза, проповедующими жизнь на разумных основаниях, где разум действует при помощи слова.
К середине 17 века во Франции завершается
процесс становления и
Здесь хотелось бы остановиться немного на рассмотрении такой влиятельной фигуры, как кардинал Ришелье, который оказал заметное влияние на духовную жизнь французского народа. В частности, он придавал большое значение пропагандистской и назидательной роли литературы и театра, а особенно театра, который по его мнению оказывал большое воздействие на общественное мнение. Опекая деятелей культуры, с целью проявления творческой активности, тем не менее, кардинал, стремился препятствовать развитию тенденций слишком вольнолюбивых и реалистически откровенных, с точки зрения правящих кругов, деятелей культуры.
Все эти соображения, побудили Ришелье в 1634 г. создать Французскую Академию, целью которой было способствование развитию отечественной литературы и родного языка.
Перед Академией стояли задачи:
- составление словаря
и грамматики французского
- обсуждение произведений, написанных членами Академии (состав их утверждался лично Ришелье)