Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение риторики как науки убеждения.
Задачи курсовой работы:
1. Определить предмет риторики как науки;
2. Рассмотреть функции риторики;
3. Охарактеризовать приемы убеждения в риторике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1. Риторика как наука
1.1 Определение риторики как науки……………………………..4
1.2 Предмет риторики……………………………………………….5
1.3 Функции риторики………………………………………………9
2. Приемы убеждения в риторике
2.1 Определение убеждения………………………………………..10
2.2 Правила убеждения……………………………………………...13
2.3 Приемы убеждения………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..23
Прием "имя собственное". Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги, писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавить к фразе "доброе утро" (психологически более приятной, чем слово "здравствуйте") имя-отчество каждого- из них, и вы вызовете к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.
Старайтесь сразу запомнить имя-отчество человека, с которым вы беседуете впервые. Это вызовет у вашего собеседника положительные эмоции, которые вернутся к вам же.
Прием "зеркало отношения". Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.
Следует заметить, что эффект
указанного механизма не зависит
от того, желает или не желает ваш
партнер иметь эти
Умеете ли вы улыбаться тогда, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в том случае, когда у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе. Это необходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно. Если вам трудно улыбаться "по заказу", то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала.
Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях.
Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное — пусть и небольшое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно слышать такие слова?
В эффекте внушения происходит
как бы заочное удовлетворение мечты,
желания, потребности человека в
совершенствовании какой-то своей
черты. Фактически потребность при
этом не будет полностью
Комплимент
должен быть кратким,
Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи.
Прием "терпеливый слушатель". Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему. Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к делу. Если вы все-таки выслушаете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или усиливающейся аттракции.
Прием "личная жизнь". У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Заключение
Итак, мы узнали, что предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Мы определили, что главная функция риторики – практическая, владение искусством целесообразного слова. Также узнали, что риторика обладает образовательной функцией, т.к. освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.
Также мы исследовали правила и приемы убеждения риторики, которые помогают сделать речь эффективной.
Риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.
Список используемых источников
Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. / В.И. Андреев. М., 1995.
Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. / В.И. Аннушкин. М., 2002. 416 с.
Волков, А.А. Курс русской риторики / А.А. Волков. М., 2006. 480 с.
Дюбуа Ж. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж. Клинкенберг. М., 2006. 360 с.
Граудина Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.М. Миськевич. М., 1989. 310 с.
Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. / В.Н. Топоров. М., 1990. 420 с.
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика./ М.Л. Гаспаров. М., 2005.478 с.
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. / Е.Н. Зарецкая. М., 2002. 480 с.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. / А.А. Ивин. М., 2005. 352 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Д. Карнеги, М., 1989.
Максимов А. М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. / А. М. Максимов. М., 2005.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. / П. Мицич. М., 1983.
Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. / Ю.В. Рождественский. М., 2003. 176 с.
Рождественский Ю.В. Теория риторики./ Ю.В. Рождественский. М., 2006.512с.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. / В.П. Шейнов М.:ООО "Издательство АСТ", Мн.: Харвест, 2001. 848 с.
Краткий психологический словарь. / Л.А. Карпенко [и др.]. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.