Риторика в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Окончание второй Пунической войны - один из поворотных пунктов римской истории: Рим переходит от италийской политики к средиземноморской, продвигается на восток, в страны эллинизма. Быстрый рост крупного землевладения и торгово-ростовщического капитала резко меняет картину экономических и социальных отношений в Италии. Сближение с греческой культурой идет усиленными темпами, и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. В этой усложнившейся обстановке литература начинает играть новую роль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….………….3
История риторики. Риторика в Древнем Риме.
Эллинизация риторики в Древнем Риме…………………………….……5
Деятельность М.Т.Цицерона как вершина развития ораторского искусства в Древнем Риме…………………………………………………..……..11
Заключение……………………………………………………………….………21
Список используемой литературы………………………………….….……….22

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

  

 

Введение…………………………………………………………….….………….3

 

 

История риторики. Риторика в Древнем Риме.

Эллинизация риторики в Древнем Риме…………………………….……5

Деятельность  М.Т.Цицерона как вершина развития ораторского искусства в Древнем  Риме…………………………………………………..……..11

 

 

 

Заключение……………………………………………………………….………21

 

 

 

Список  используемой литературы………………………………….….……….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Окончание второй Пунической  войны - один из поворотных  пунктов римской истории: Рим  переходит от италийской политики к средиземноморской, продвигается на восток, в страны эллинизма. Быстрый рост крупного землевладения и торгово-ростовщического капитала резко меняет картину экономических и социальных отношений в Италии. Сближение с греческой культурой идет усиленными темпами, и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. В этой усложнившейся обстановке литература начинает играть новую роль.

 

          До сих пор римская литература  развивалась стихийно; теперь ее  начинают ценить как средство идеологического воздействия, как орудие пропаганды. Пример Ганнибала, возившего с собой греческих писателей, продемонстрировал перед Римом значение литературы для внешнеполитических целей, для организации заграничного общественного мнения. По следам неприятеля римляне вступили на путь литературной пропаганды своей политики. С этой целью Фабий Пиктор составляет первое изложение римской истории и публикует его на греческом языке. На греческом языке писал о своих походах и виднейший римский деятель этого периода, Сципион Старший. Это был деятель нового типа, с широкими горизонтами и непривычными для римской традиции методами. Сципион и его группировка начинают организовывать римскую литературу, окружать себя писателями, стимулируя их творчество в нужном для себя направлении. Группировка была эллинофильской и покровительствовала более углубленной эллинизации римской литературы.

 

           Этот новый этап открывается  разносторонней деятельностью Квинта  Энния (239 -- 169). Энний был уроженцем  Калабрии, человеком смешанной италийско-греческой культуры. Он получил серьезное греческое образование, был знаком не только с литературой, но и с распространенными в южной Италии философскими системами западногречеоких мыслителей, с пифагореизмом, с учением Эмпедокла. Во время второй Пунической войны он служил в римском войске и в 204 г. прибыл в Рим, где занимался преподаванием и постановкой пьес. Сципионовский кружок нашел в его лице своего поэта и прославителя.

 

           Энний резко критикует своих  предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них «даже во сне не видел». Программа Энния -- ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами.

 

          Наиболее значительное произведение Энния -- исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима, от бегства Энея из Трои до современников поэта, его аристократических покровителей. Во вступлении к поэме излагался некий «сон». Энний видит себя унесенным на гору Муз, и там ему является Гомер. В уста Гомера вкладываются пифагорейское учение о переселении душ {метемпсихозе) и рассказ о судьбе его собственной души, которая, оказывается, вселилась теперь в тело Энния. Отсюда ясно, что Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эллинизация риторики в Древнем Риме.

 

  Современная риторика не может  быть слепком, копией русской  риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие  из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, и.т.д. 

            Именно поэтому можно говорить  о том, что слово современное  (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче. 

            Хорошую современную публичную  речь можно охарактеризовать  так же, как некогда было сказано  о речах замечательного афинского  оратора и политического деятеля  Демосфена: "Не ищите у него  украшений, там имеются только  доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез". 

          Значит, современная речь - это некая  " литературная геометрия", результат  усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе - мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят!                В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!" 

              Ядром, центром современной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи. 

            Этот центральный и отправной  раздел общей риторики будем  называть риторическим каноном,  так как три этапа пути от  мысли к слову - изобретение, расположение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon). 

           Узнав эти законы и усвоив  принципы, человек сможет уверенно  ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной...речи. 

           Итак, перед нами - задача исследовать  путь от мысли к слову, как  промелькнувшую идею превратить  в хорошую риторически грамотную  речь, т.е. можно ли сделать  так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали друг другу а получили стройный..порядок,..и..наконец,..ожили.в..слове. 

           Нам необходимо проникнуть в  тайны совершенно особой жизни  - жизни идей, понятий. Это необходимо, потому что научиться говорить  можно..только..научившись..думать. 

           Развитию красноречия в Риме  во многом способствовали блестящие  образцы греческого ораторского  искусства, которое со II в. до  н. э. становится предметом  тщательного изучения в специальных  школах.

          Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.

           Римляне выделяли два направления  в красноречии: азианское и  аттическое. Для аттицизма же  был характерен сжатый, простой  язык, каким писали греческий  оратор Лисий и историк Фукидид.  Аттическому направлению в Риме  следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Возникновение ораторского искусства 

              Ораторство – одна из древнейших  наук. В различные времена она  занимала большее или меньшее  место в развитии общества, ценилась  выше или ниже, но никогда не  исчезала. В развитии ораторства  явственно видны преемственность  традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный обще гуманистический характер. 

             Объективной основой зарождения  ораторского искусства как социального  явления стала насущная необходимость  публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни..страны. 

             Ораторство как систематическая  дисциплина сложилась в Древней  Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать  публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы ораторства (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе. 

              Итак, красноречие стало искусством  в условиях рабовладельческого  строя, который создал определенные  возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет ораторстваи совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. 

             Начало ораторства принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан,..хитрец. 

             Триумф риторики" в эпоху Ренессанса. Обостренный интерес к античному риторическому наследию. Риторика - основа исторической преемственности культур. Идеал универсальной человеческой личности и ее

 

творческого самовыражения  в слове. Единство мыслительных и словесных способностей человека, философии и риторики. Критика схоластического изложения. Риторика в системе европейского гуманитарного образования. Пробуждение светского красноречия. Литературизация риторики. Становление красноречия на национальных языках. Осмысление риторики как синтеза науки и искусства, ее взаимосвязи с другими видами художественного творчества.

 

Классовая направленность ораторского  искусства  в эпоху европейских

 

буржуазных революций. Социально-политическое красноречие  как ору-

 

жие идейной борьбы.

 

           Агитационные речи трибунов Великой французской революции:

 

М. Робеспьера, Ж. Дантона, Г. О. де Мирабо и др. (призывный  характер,

 

эмоциональная реакция аудитории, богатство исторических параллелей;

 

разящая ирония, яркая экспрессия).

 

               Связь теории публичного красноречия с общественными преобразованиями в государстве. Ранние российские риторики (Макария,

 

М.Усачёва). Два центра риторического образования  в восточнославянском ареале: Славяно-греко-латинская  академия (богословское

 

направление) и Киево-Могилянская  академия (светское направление).

 

"Риторика" Порфирия  Крайского (учителя  Ломоносова). "Риторика"

 

Феофана Прокоповича: широта проблематики пособия.

 

           Ф.Прокопович о манере поведения  проповедника перед слушателя-

 

ми - значимости умения владеть  собой. Роль белорусско-украинских

 

ученых-монахов  в становлении  риторического  образования в  России.

 

Слуцкий лицей (1617 г.) - старейшее  в республике учебное  заведение

 

гуманитарного типа. Практика проведения диспутаций воспитанников.

 

Слуцкий компендиум - первый учебник по риторике на территории Бе-

 

ларуси. Своеобразная форма изложения (вопросы и ответы, каноны) и

 

оригинальная  трактовка  риторических положений  в слуцком пособии.

 

Методика трансформационного риторического анализа.

 

                Риторические приемы белорусской  религиозно-полемической ораторской  прозы (произведения И. Потея,  С. Зизания, Л. Карповича,

 

М. Смотрицкого, А. Филипповича и др.): библейский характер образности,

 

эмоциональный тон, насыщенность оценочными элементами.

 

Традиции  древнерусского красноречия в ораторской прозе М. В. Ломоносова (похвальные слова  Елизавете и Петру). Риторические

 

приемы  слов: рассуждения  в форме риторических вопросов о  порядке

 

изложения темы, повторы, уподобления  героев библейским персонажам

Информация о работе Риторика в Древнем Риме