Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа
Окончание второй Пунической войны - один из поворотных пунктов римской истории: Рим переходит от италийской политики к средиземноморской, продвигается на восток, в страны эллинизма. Быстрый рост крупного землевладения и торгово-ростовщического капитала резко меняет картину экономических и социальных отношений в Италии. Сближение с греческой культурой идет усиленными темпами, и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. В этой усложнившейся обстановке литература начинает играть новую роль.
Введение…………………………………………………………….….………….3
История риторики. Риторика в Древнем Риме.
Эллинизация риторики в Древнем Риме…………………………….……5
Деятельность М.Т.Цицерона как вершина развития ораторского искусства в Древнем Риме…………………………………………………..……..11
Заключение……………………………………………………………….………21
Список используемой литературы………………………………….….……….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
История риторики. Риторика в Древнем Риме.
Эллинизация риторики в Древнем Риме…………………………….……5
Деятельность
М.Т.Цицерона как вершина развития
ораторского искусства в
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………….….……….
Введение
Окончание второй Пунической войны - один из поворотных пунктов римской истории: Рим переходит от италийской политики к средиземноморской, продвигается на восток, в страны эллинизма. Быстрый рост крупного землевладения и торгово-ростовщического капитала резко меняет картину экономических и социальных отношений в Италии. Сближение с греческой культурой идет усиленными темпами, и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. В этой усложнившейся обстановке литература начинает играть новую роль.
До сих пор римская литература развивалась стихийно; теперь ее начинают ценить как средство идеологического воздействия, как орудие пропаганды. Пример Ганнибала, возившего с собой греческих писателей, продемонстрировал перед Римом значение литературы для внешнеполитических целей, для организации заграничного общественного мнения. По следам неприятеля римляне вступили на путь литературной пропаганды своей политики. С этой целью Фабий Пиктор составляет первое изложение римской истории и публикует его на греческом языке. На греческом языке писал о своих походах и виднейший римский деятель этого периода, Сципион Старший. Это был деятель нового типа, с широкими горизонтами и непривычными для римской традиции методами. Сципион и его группировка начинают организовывать римскую литературу, окружать себя писателями, стимулируя их творчество в нужном для себя направлении. Группировка была эллинофильской и покровительствовала более углубленной эллинизации римской литературы.
Этот новый этап открывается
разносторонней деятельностью
Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них «даже во сне не видел». Программа Энния -- ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами.
Наиболее значительное произведение Энния -- исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима, от бегства Энея из Трои до современников поэта, его аристократических покровителей. Во вступлении к поэме излагался некий «сон». Энний видит себя унесенным на гору Муз, и там ему является Гомер. В уста Гомера вкладываются пифагорейское учение о переселении душ {метемпсихозе) и рассказ о судьбе его собственной души, которая, оказывается, вселилась теперь в тело Энния. Отсюда ясно, что Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером.
Эллинизация риторики в Древнем Риме.
Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, и.т.д.
Именно поэтому можно говорить о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.
Хорошую современную публичную
речь можно охарактеризовать
так же, как некогда было сказано
о речах замечательного
Значит, современная речь - это некая " литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе - мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!"
Ядром, центром современной
Этот центральный и отправной
раздел общей риторики будем
называть риторическим каноном,
Узнав эти законы и усвоив
принципы, человек сможет уверенно
ориентироваться в любой
Итак, перед нами - задача исследовать
путь от мысли к слову, как
промелькнувшую идею
Нам необходимо проникнуть в
тайны совершенно особой жизни
- жизни идей, понятий. Это необходимо,
потому что научиться говорить
можно..только..научившись..
Развитию красноречия в Риме
во многом способствовали
Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.
Римляне выделяли два
Возникновение ораторского искусства
Ораторство – одна из
Объективной основой
Ораторство как
Итак, красноречие стало искусством
в условиях рабовладельческого
строя, который создал
Начало ораторства принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан,..хитрец.
Триумф риторики" в эпоху Ренессанса. Обостренный интерес к античному риторическому наследию. Риторика - основа исторической преемственности культур. Идеал универсальной человеческой личности и ее
творческого самовыражения в слове. Единство мыслительных и словесных способностей человека, философии и риторики. Критика схоластического изложения. Риторика в системе европейского гуманитарного образования. Пробуждение светского красноречия. Литературизация риторики. Становление красноречия на национальных языках. Осмысление риторики как синтеза науки и искусства, ее взаимосвязи с другими видами художественного творчества.
Классовая направленность ораторского искусства в эпоху европейских
буржуазных революций. Социально-политическое красноречие как ору-
жие идейной борьбы.
Агитационные речи трибунов Великой французской революции:
М. Робеспьера, Ж. Дантона, Г. О. де Мирабо и др. (призывный характер,
эмоциональная реакция аудитории, богатство исторических параллелей;
разящая ирония, яркая экспрессия).
Связь теории публичного красноречия с общественными преобразованиями в государстве. Ранние российские риторики (Макария,
М.Усачёва). Два центра риторического образования в восточнославянском ареале: Славяно-греко-латинская академия (богословское
направление) и Киево-Могилянская академия (светское направление).
"Риторика" Порфирия Крайского (учителя Ломоносова). "Риторика"
Феофана Прокоповича: широта проблематики пособия.
Ф.Прокопович о манере
ми - значимости умения владеть собой. Роль белорусско-украинских
ученых-монахов в становлении риторического образования в России.
Слуцкий лицей (1617 г.) - старейшее в республике учебное заведение
гуманитарного типа. Практика проведения диспутаций воспитанников.
Слуцкий компендиум - первый учебник по риторике на территории Бе-
ларуси. Своеобразная форма изложения (вопросы и ответы, каноны) и
оригинальная трактовка риторических положений в слуцком пособии.
Методика трансформационного риторического анализа.
Риторические приемы
М. Смотрицкого, А. Филипповича и др.): библейский характер образности,
эмоциональный тон, насыщенность оценочными элементами.
Традиции древнерусского красноречия в ораторской прозе М. В. Ломоносова (похвальные слова Елизавете и Петру). Риторические
приемы слов: рассуждения в форме риторических вопросов о порядке
изложения темы, повторы, уподобления героев библейским персонажам