Риторика в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Окончание второй Пунической войны - один из поворотных пунктов римской истории: Рим переходит от италийской политики к средиземноморской, продвигается на восток, в страны эллинизма. Быстрый рост крупного землевладения и торгово-ростовщического капитала резко меняет картину экономических и социальных отношений в Италии. Сближение с греческой культурой идет усиленными темпами, и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. В этой усложнившейся обстановке литература начинает играть новую роль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….………….3
История риторики. Риторика в Древнем Риме.
Эллинизация риторики в Древнем Риме…………………………….……5
Деятельность М.Т.Цицерона как вершина развития ораторского искусства в Древнем Риме…………………………………………………..……..11
Заключение……………………………………………………………….………21
Список используемой литературы………………………………….….……….22

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

              Вопросы философии имели для  Цицерона прикладной характер  и рассматривались им в зависимости  от практического их значения  в области этики и политики. Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах». Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого9. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе. Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль..Цицерона. 

            После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в  ряды активных деятелей, выступая  на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются..«Филиппинами». 

           Цицерон оставил сочинения по  теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

              Для политического и особенно  судебного оратора важно было  не столько правдиво осветить  суть дела, сколько изложить его  так, чтобы судьи и публика,  окружавшая судебный трибунал, поверили  в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. 

             Цицерон сам отмечает в своих  речах «обилие мыслей и слов»,  в большинстве случаев проистекавшее  от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму. В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебес и которую наконец ему возвратили!». Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа. Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения-- шуткой, насмешкой. Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию- прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца. Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

 

 

Заключение

 

Виднейшие ораторы и теоретики  красноречия  Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы  его познания, выдвинуть теоретические  и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только..нового..времени.

              В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение ораторства как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественно-языковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала ораторства – насколько, исходя из возможностей дисциплины, можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых..речевых..жанров..и..типов..текстов. 

            Важен этический аспект: ораторства  при правильном ее использовании  является эффективным инструментом  в борьбе с языковой агрессией,  демагогией, манипулированием. Здесь  важная роль принадлежит дидактической  риторике. Знание основ дисциплин  ораторского цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно,..эффективно..защищаться..от..них.

 

Список используемой литературы

 

 

    1.   Зубра А. С. Ораторское искусство Издательство: Дикта, 2008 г..

Каверин Б. И., И. В. Демидов Ораторское искусство  Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г.

Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство  Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г..

Кузнецова Т. И. , И. П. Стрельникова Ораторское искусство  в Древнем Риме Издательство: Наука, 2006 г.

Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г.

Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Серия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003 г.

Овчинникова А. Ораторское искусство Издательство: Юридическая  литература, 2006 г.

Алексеев И. С., Макарова З.В. Ораторское искусство  в суде. Л., 1989.

Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая  риторика. Учебное пособие (в 2-х частях). Волгоград, 1998.

Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.

Карнеги Д. Как  выработать уверенность в себе и  влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

Козаржевский  А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие  публицистики античной эпохи. М., 1998.

Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.


Информация о работе Риторика в Древнем Риме